зимний фон

Приличного поведения добиваются польские производители от торговли

В начале декабря польский сейм одобрил законопроект об исключении недобросовестных торговых практик во взаимоотношениях с производителями сельхозпродукции и переработчиками. Глава Комитета защиты конкуренции и потребителей получает полномочия наложить штраф на предприятие, «использующее преимущества контракта», в размере 3 % от оборота фирмы.

Перед голосованием депутат оппозиционной партии «Гражданская платформа» Артур Дунин отметил, что «закон необходим, но он написан на колене». Депутат от партии «Современная» Паулина Хенниг-Клоска заявила, что «закон не изменит взаимоотношений торговли и аграриев, наоборот — торговые сети исключат более слабых поставщиков». По оценке депутата Мирослава Малышевского («Польская народная партия»), принятый законопроект никак на повлияет на производителей, «скорее, узаконит тех, кто аграриев использует».

Законопроект подготовило польское Министерство сельского хозяйства под влиянием многочисленных жалоб со стороны производителей сельхозпродукции, в основном молочной и мясной. Производители и переработчики жалуются на то, что торговля диктует выгодные ей цены, часто настолько низкие, что исключает возможность получения хоть какой-либо прибыли. Кроме того, торговые сети вынуждают производителей оплачивать множество дополнительных расходов, например, за экспозиционные площади, рекламные услуги, проведение различных акций. Аграрии также недовольны тем, что торговые сети навязывают им образцы договоров без возможности обсуждать их содержание. Более того, эти договоры расторгаются в одностороннем порядке, а сроки оплаты за товар продлеваются.

Как отмечает профессор Варминьско-Мазурского университета, эксперт сельхозрынков ЕС Анджей Бабуховский, недобросовестные практики со стороны торговли — распространенное явление не только в Польше, но и на всех европейских рынках. Чтобы отрегулировать взаимоотношения между производителями и торговлей, Комиссия ЕС создала специальную исполнительную группу (членом которой является Анджей Бабуховский. — Авт.). Группа должна разработать план действий, предотвращающий ухудшение положения сельхозпроизводителей.

В одном из интервью польским СМИ Бабуховский отмечает, что больше всего страдают производители продуктов с небольшими сроками годности. По его оценке, многое решает консолидированность производителей: «Когда производители выступают сообща, тогда они в состоянии добиться выгодных для себя цен и условий торговли. Поэтому с целью уменьшения давления торговли производителям необходимо объединяться, создавая различные группы. С крупным партнером и разговор будет другой».

Сегодня исполнительная группа Европейской комиссии предлагает убрать следующие «недобросовестные торговые практики»:

  • сроки оплаты за товар не должны превышать 30 дней;
  • исключить одностороннее расторжение договоров и их изменения (касающиеся количества товара, качественных норм, цен);
  • исключить претензии в отношении испорченных или непроданных продуктов;
  • отменить запрет требований оплат с целью страхования контракта;
  • исключить расходы на маркетинговые цели.

Как полагает эксперт группы Европейской комиссии, жертвы недобросовестных практик должны иметь возможность подачи анонимных жалоб. По оценке генерального директора Польской федерации производителей продовольствия Анджея Гантнера, принятый сеймом законопроект нужный, однако ему не хватает точности в формулировках. Например, как полагает Анджей Гантнер, в документе не до конца ясно сформулировано, какие практики следует считать недобросовестными, и потому принятый документ может не повлиять на существующие взаимоотношения производителей и торговли. По мнению Гантнера, «принят документ, в котором отсутствует точная формулировка — что разрешено, а что запрещено. При том что нарушение закона предполагает весьма приличный штраф».

Согласно законопроекту, рыночные практики считаются недобросовестными, когда противоречат dobrym zwyczajam, или, если попытаться дословно перевести с польского, — хорошим, правильным обычаям. Но, собственно, что это такое, в документе действительно никак не уточняется. Что неудивительно — вряд ли торговля так легко сдаст свои позиции.

Как рассказывает бывший министр сельского хозяйства Кшыштоф Юргель (2010 г.), попытки заставить торговлю считаться с производителями тянутся уже восемь лет, однако все заканчивалось лишь декларациями. Во-первых, по мнению бывшего министра, политические партии накануне выборов используют проблемы производителей в своих целях, обещая изменить ситуацию. А во-вторых, торговля, конечно, успешно подавляла все попытки ограничить ее аппетиты.

Аналитик Credit Agricole Bank Polska SA Якуб Олипра говорит о том, что на сегодняшний день только в восьми странах ЕС (Эстония, Швеция, Дания, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Мальта и Польша) нет пока законодательных актов, регулирующих добропорядочность взаимоотношений между торговлей и производителями. Польша попыталась объединить существующий опыт и создать свои нормы. Говоря об эластичности формулировки неучтивых практик, Якуб Олипра отмечает как положительные, так и негативные моменты. С одной стороны, эластичная формулировка позволяет реагировать на появляющиеся случаи недобросовестного поведения сетей, но с другой стороны, расплывчатость определения приводит к замедлению процесса расследования. В Словакии, Венгрии и Чехии определение установлено очень жесткое, что ускоряет процесс разбирательства, но исключает варианты ситуации.

Президент компании Pomapol («Готовые блюда») Роберт Янковский считает, что только реальное сотрудничество создает нужную атмосферу и сетям, и производителям: «Если бизнес и торговля будут по разные стороны, то рынок не станет развиваться, и мы не добьемся увеличения числа покупателей, что важно как для торговли, так и для производителей».