Торговля будет жить теперь по-новому!?
- 20.11.2017 15:40
В рамках II конференции TRADE DIALOG к представителям розничной торговли и производителям обратилась начальник управления торговли, промышленного и агропромышленного комплекса Министерства антимонопольного регулирования и торговли Виолетта БРЕЗОВСКАЯ. В своем выступлении она сообщила в частности о том, что силами специалистов МАРТ подготовлен проект нового Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания».
Напомним, прежде чем оказаться представленным на рассмотрение в правительство, проект, по устоявшейся традиции нынешнего нормотворчества, был разослан всем заинтересованным сторонам и структурам. В рамках данного материала мы остановимся на основных, наиболее интересных (на наш взгляд) предложениях в обновленный Закон «О торговле.
О сетях, Интернете и бонусах. В общем и целом
Итак, в целях гармонизации законодательства о торговле и антимонопольного законодательства будет скорректировано понятие «торговая сеть». Торговые сети обяжут самостоятельно рассчитывать свою долю в объеме розничного товарооборота (подробнее на эту тему — далее).
Также с целью установления максимальной прозрачности и добросовестности отбора между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров предполагается: продавцы и поставщики будут обязаны размещать условия отбора исключительно на своих сайтах в Интернете.
Кроме того, будет:
* четко регламентирован состав информации об условиях отбора контрагента;
* установлен строгий запрет на исполнение договоров, заключенных с нарушением требований Закона «О торговле».
Как известно, в настоящее время существует несколько основных механизмов оплаты услуг торговых сетей по продвижению товара: наличие отдельных положений в договоре поставки; заключение договора об оказании услуг; предоставление покупателю скидок.
В связи с достаточно острой необходимостью регламентации действий торговых сетей, направленных на продвижение товаров, в новом Законе «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее — Закон «О торговле») будет введен термин «услуги по продвижению товара». Под этим термином будут пониматься услуги, оказываемые поставщику продовольственных товаров в целях продвижения продовольственных товаров (в том числе путем их рекламирования), по осуществлению их специальных выкладок, исследованию потребительского спроса, маркетингу и другим подобным услугам. Речь также идет о подготовке отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.
Также в МАРТ возникли оригинальные идеи по созданию условий для более активного развития отечественной e-commerce. Предлагается возможность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (то есть зарегистрированных субъектов хозяйствования) осуществлять торговлю посредством размещения информации на страницах онлайн-маркетов, а также социальных сетей. При этом она должна соответствовать Закону «О защите прав потребителей», а также Закону «О торговле».
В соответствующей статье проекта заложено такое право, но!! При этом, безусловно, потребуется внесение изменений в иные нормативные документы. Принципиально также то, что заказ товаров через Интернет можно будет сделать только «через корзину».
О сроках оплаты за поставленные товары
Установленные действующим Законом «О торговле» жесткие сроки оплаты за поставленные продовольственные товары создали непростую экономическую ситуацию в организациях торговли. За непроданный фактически товар субъект обязан рассчитаться в установленный срок.
Для создания более гибкого механизма установления обязанности по срокам расчетов предлагается определить соответствующие полномочия уже на уровне Совета Министров. В частности, предлагается: если срок хранения товара превышает 30 суток, субъекты хозяйствования получат возможность самостоятельно договариваться по срокам расчетов.
О требованиях к заключению и исполнению договоров…
Данный пункт требует уточнения и в какой-то степени повтора сказанного выше. Это — важно. Итак, в проект Закона «О торговле» внесена обязанность размещения информации об условиях отбора контрагента и информации, необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, а также о существенных условиях договора — на сайтах субъектов торговли, осуществляющих торговлю продовольственными товарами, и поставщиков продовольственных товаров. Принципиально то, что исключением «из правил» являются ИП и микроорганизации.
По информации МАРТ, в новом Законе «О торговле» будет уточнен перечень обязательной информации о выборе контрагентов. Данная информация должна содержать коммерческие условия сотрудничества, включающие объемы поставок продовольственных товаров, ассортимент, цену и условия оплаты товаров, условия предоставления вознаграждения в виде премий (бонусов), условия и порядок оказания услуг по продвижению товаров (в случае их оказания) и размер платы за эти услуги, порядок размещения товаров на торговом оборудовании…
Требования к созданию стационарных торговых объектов
Данный пункт предлагается к исключению. В целях либерализации условий ведения бизнеса в области торговли и общественного питания, упрощения процесса открытия торговых объектов и создания условий для развития свободной конкуренции предлагается отменить необходимость создания таких объектов (в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов), а также отменить обязанность по разработке таких схем.
Требования к созданию фирменных магазинов, фирменных секций и организации их торговли
Данный пункт действующего Закона «О торговле» также предлагается к исключению. Практика применения Закона за последние годы (в том числе выработанные подходы по либерализации осуществления экономической деятельности) показала отсутствие необходимости регулирования фирменной торговли, поэтому в проекте предлагается оставить только термин «фирменная торговля», то есть какой субъект его вправе открыть и при каких условиях.
Установление режима работы торговых объектов
По планам МАРТ, субъекты торговли будут вправе самостоятельно устанавливать режим работы. Исключение составит согласование после 23:00 и до 7:00, а также в случаях, установленных президентом. В случае временного приостановления (сокращения, продления) субъекты торговли будут доводить указанную информацию только до сведения покупателей.
Торговый реестр
Планируется установление уведомительного принципа осуществления деятельности. Отменяется обязанность предоставления субъектами торговли сведений о розничном или оптовом товарообороте — для включения в торговый реестр Республики Беларусь.
О государственных социальных стандартах в области торговли
Данный пункт в новом Законе «О торговле», по информации Виолетты Брезовской, предлагается исключить. Достигнутые к концу 2016 года показатели нормативных стандартов в области торговли в размере 675 кв. м на 1000 человек свидетельствуют о достаточном уровне развития торговой инфраструктуры в стране.
В МАРТ полагают, что усредненный по отдельной области страны показатель обеспеченности торговыми площадями не дает представления о доступности к торговым услугам в конкретном населенном пункте Республики Беларусь.
Об антимонопольных требованиях для субъектов торговли
В законопроекте также предлагается изменить порядок определения доли субъекта торговли. Предполагается, что субъект будет самостоятельно, в установленный законопроектом срок рассчитывать свою долю на основании информации о розничном товарообороте, публикуемом на официальном сайте Национального статистического комитета. После расчета доли субъект вправе продолжать работу (если доля не превысила пороговое значение) либо он будет «не вправе приобретать, арендовать, совершать иные действия, направленные на увеличение торговой площади для продажи продовольственных товаров — если пороговое значение превышено».
«Информацию о доле, в случае если она превысила 20 % в конкретном районе, городе, области, то есть на определенной территории, субъектам необходимо будет направить в МАРТ и местные органы власти в течение десяти дней с момента опубликования на официальном сайте Национального статистического комитета информации о розничном товарообороте продовольственных товаров в разрезе административно-территориальных единиц», — подчеркнула Виолетта Брезовская.
Фактически это означает, что торговые сети будут самостоятельно нести ответственность за достоверность расчета своей доли и принятие решений о развитии сети в регионах.
Источник: Produkt.by