Не командир, но дирижёр. Каким быть руководителю в современных реалиях?

Александр МУДРИК
Александр МУДРИК
бизнес-тренер, кандидат технических наук, доцент, специалист в области управления человеческими ресурсами

Тема эффективного управления персоналом регулярно актуализируется. Мы постоянно сталкиваемся с разными по накалу кризисными ситуациями, от которых страдают как физические лица, так и бизнесы. Какие качества и навыки необходимы современному руководителю, чтобы быть успешным? 

Эмоциональное благополучие, настрой, мотивация, эмоциональный интеллект — психология сегодня — это важнейший фактор и главный инструмент успешного менеджмента. Нематериальное ценится выше материального — данная тема прошла красной нитью через все рассуждения эксперта.

Как успокоиться и вести бизнес?

— В кризисные моменты сотрудники и руководитель ощущают тревогу, страх, чувство неопределённости. Это тормозит работу и ухудшает её качество, а такое недопустимо во время кризиса. Из подобных тревожных состояний нужно выходить, поскольку они действуют разрушительно. Для этого руководителю необходимо в первую очередь мотивировать и наполнять энергией себя.

Схема, известная, как Треугольник Шварца, описывает четыре уровня энергии: физический, духовный, эмоциональный, умственный. Что подразумевает каждый?

1. Физический уровень — то, что наполняет энергией мышцы. Это спорт, активный образ жизни и даже зарядка по утрам.

2. На эмоциональном уровне нужно научиться абстрагироваться от бесконечного потока разнообразной информации, которая льётся со всех сторон. Надо учиться просто проходить сквозь неё. Это как пройти через восточный базар и ничего не купить.

3. Умственный уровень — постановка задач, целей — пусть небольших, но точных, с чётко прописанным на бумаге алгоритмом их достижения, а также ситуационный анализ для случаев «нормально», «плохо» и «очень плохо». Готовность к худшему развитию событий спасает от стресса.

4. Духовный уровень в данном контексте — это не про церковь и веру, а про отношение к родным, друзьям, сотрудникам. Нужно быть добрее, снисходительнее к своему ближнему окружению, чтобы получить от них то же самое взамен.

Почему руководитель должен начать эту работу с себя? Вспоминаем инструкцию в самолёте: маску сначала на себя, а потом на ребёнка. Меняетесь вы — меняется окружение.

Семь ключевых проблем менеджмента в компании

— Отсутствие стратегии бизнеса

Говорят, что в период неопределённости стратегия не нужна, но это ошибочное мнение. Стратегия — не догма, а универсальный инструмент для развития, который может перенастраиваться, меняться в разных условиях.

«Я хочу, чтобы моя компания через десять лет занимала 30 % рынка», — это стратегия. Компания должна двигаться в данном направлении. Как? В каждый конкретный момент это решается коллегиально с привлечением менеджеров всех уровней, а не только руководителем и его заместителями.

Разработка и корректировка стратегии — долгий и сложный процесс, но, проведенный качественно, он обязательно принесет результат и прибыль. Кроме того, это способ объединить сотрудников компании, что особенно важно в кризис. Итогом работы должен стать короткий и предельно чёткий документ, ведь формализованная схема бизнеса поразительно проста.

Цель бизнеса — прибыль, его задачи — иметь ресурсы и эффективно управлять ими. Ответьте на вопросы: «Где и какие ресурсы иметь?» и «Как ими управлять?» Вот и всё, что должно быть отражено в стратегии.

Цель должна отвечать на вопрос: ЗАЧЕМ — зачем мы туда идём?

Задачи отвечают на вопрос ЧТО? — что мы должны сделать?

А действия дают ответ на вопрос КАК? — как мы должны делать?

Сотрудники должны быть ознакомлены со стратегией, понимать, в каком направлении двигаться, и в идеале сверять с ней свои действия.

Неверные ожидания относительно должности руководителя

Руководитель — это не должность, а профессия, которой нужно непременно учиться, учиться непрерывно и системно. Случается, что классного профессионала назначают руководителем, а он планировал развиваться в своей профессии, становиться экспертом. В итоге предприятие не находит хорошего руководителя и теряет отличного специалиста. Непонимание сути должности руководителя приводит к тому, что руководитель продолжает работать «в поле», а он должен заниматься совсем другим. Такая подмена всегда приводит к провалам в организации работы.

Ложные ценности со стороны общества

В кругу обывателей широко распространено убеждение: кто не стал к 40 годам руководителем, тот лузер. Но важен не вертикальный карьерный рост, а горизонтальный, когда специалист становится экспертом. Ведь, чем выше мы поднимаемся по карьерной лестнице, тем менее компетентными становимся — это закон.

Непонимание роли руководителя со стороны первых лиц компании

Часто топы относятся поверхностно к технологиям управления, считают, что самое важное для руководителя — практика. В результате руководители среднего звена скорее выполнят работу собственными руками, чем будут организовывать её выполнение подчиненными. Однако жизнь показывает, что не бывает успешной практики без теории и наоборот. Для успешного развития руководителю необходимы фундаментальные знания в области естественных наук, философии, психологии. Теория — это фундамент. Конечно, можно построить дом и без фундамента, но сколько он простоит?!

Теорию нужно учить, а потом отрабатывать её на практике. Только так можно понять, какой инструмент наиболее эффективен в конкретной ситуации и для конкретной компании, учесть особенности бизнеса, организацию, корпоративную культуру.

Руководителей пытаются сделать из тех, кто не думал ими становиться

Если человек является хорошим специалистом, это отнюдь не гарантирует, что он может быть хорошим руководителем. Скорее, справедливо другое: либо человек профессиональный руководитель, либо специалист, третьего не надо. Нужно понимать это и не пытаться учить того, кто в принципе не может или не хочет становиться руководителем.

Отсутствие точных требований к руководителю

Если управленческая деятельность состоит в постоянном тушении пожаров, то либо у вас такая должность (в крупных компаниях есть антикризисные менеджеры-пожарные), либо вы, как руководитель, плохо справляетесь со своими управленческими функциями. Многозадачность — главная причина стрессов на работе. Человеческий мозг на такое не способен чисто физически!

Нет системы обучения руководителя

Такая система призвана обеспечивать комплексное развитие и рост руководителя. Она включает три важнейших направления.

Hard skills — профессиональные умения и навыки, высокий уровень экспертности в своей области.

Soft skills — так называемые мягкие навыки. Например, стрессоустойчивость, клиентоориентированность, работа с возражением, преодоление сопротивления изменениям, это эмоциональный интеллект и многое другое.

Личностное развитие руководителя — важнейшая часть системы обучения. Это и чтение художественной литературы, и развитие позитивного отношения к окружающим и жизни в целом, умение выйти из зоны комфорта и многое другое. В центре системы, конечно, — собственная мотивация руководителя к развитию.

Ключевые качества и компетенции менеджера в компании

— Исходя из собственного управленческого опыта, могу выделить четыре важнейшие характеристики человека, претендующего на должность руководителя:

1) абсолютная честность — ложь всегда разъедает компанию, как ржавчина железо;
2) организаторские способности — умение найти аргументы, повести за собой;
3) доминантность — только за сильной личностью все пойдут;
4) выносливость — руководитель испытывает серьёзнейшие физические, психологические, эмоциональные нагрузки и должен быть физически готов к ним.

Ключевые функции менеджера

— Ключевыми функциями менеджера являются:

— планирование — выявление проблемы и детальное планирование ресурсов, ситуационный анализ (выбор оптимума), постановка цели и формулировка задач;
— организация — нормирование, регламентирование, обучение и инструктирование, коммуникация;
— мотивация — делегирование полномочий (большая беда руководителей), формирование команды, адаптация членов команды, определение ключевых показателей;
— контроль — анализ результатов, оценка выполнения, обратная связь, корректировка планов.

Профессиональные умения современного руководителя

— Перечислю некоторые из них.

Планирование — распределение задач, делегирование.

Постановка задачи — во избежание неопределенностей задача должна быть конкретная, измеримая, достижимая, обоснованная, ограниченная по времени.

Мотивационный потенциал работника (МПР) — с учётом того, что на эффективность работника влияют мотивация, стимулирование и активизация, оценить уровень его мотивации можно с помощью формулы МПР = (ЗР + РР + ОР) 3 • АР • ОС, где ЗР, РР — значимость и разнообразие работы; ОР — отождествление своей работы с результатом всей компании; АР — автономность работы (самостоятельность, доверие); ОС — обратная связь. Если оценить каждый из этих параметров по десятибалльной системе, можно получить максимум тысячу. 512 баллов — отличный результат, значит, всё оценено на 8.

Контроль — выбор показателей для контроля, которые можно измерить, сравнение результатов с эталоном, выработка решений для устранения разницы, обратная связь.

Делегирование и постановка задач с учётом перераспределения ответственности. В первом случае за результат отвечает руководитель, во втором — работник.

Обратная связь — «разбор полётов» рекомендуется всегда начинать с позитива, потом формулировать претензии, выяснять причины, планировать действия, ставить позитивную точку. На один негатив нужно использовать три позитива.

Самопознание и самосовершенствование — важнейшие умения менеджера. Есть масса действенных инструментов для этого: «Окно Джохари» — средство изучения собственной личности, «Колесо эмоций» — помощь в распознавании своих эмоций и эмоций сотрудников, в развитии эмоционального интеллекта, «Матрица эмоций» Дэвида Карузо.

 

Источник: ПРОДУКТ.BY