Наш экспорт. Что было, что есть и что будет?
- 21.02.2017 16:36
Аналитический материал, посвященный перспективам белорусского продовольствия на внешних рынках, вполне традиционно для нашего издания построен по итогам общения с начальником Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексеем БОГДАНОВЫМ. Вместе с Алексеем Игоревичем мы подводим предварительные итоги 2016 года и пытаемся спрогнозировать, чего стоит ждать от 2017‑го. Картина складывается следующая…
По оперативным данным, рост экспорта сельскохозяйственной продукции из Беларуси по итогам 2016 года должен составить порядка 101 %. (Речь идет о предприятиях, входящих в систему Минсельхозпрода.)
Если «оперировать» более понятными и близкими всем нам финансовыми показателями, то общая сумма экспорта сельскохозяйственной продукции в деньгах должна превысить показатель в 2,25 млрд долларов. Но так ли все хорошо?
Попробуем проанализировать основные тенденции нашего экспорта.
Кто оказался впереди планеты всей?
Итак, своеобразными драйверами отечественного экспорта в 2016 году выступили некоторые виды молочной продукции, свинина, мясо птицы, колбасные изделия, готовая мясная или консервированная продукция. Последние позиции очень серьезно «рванули» вперед, что ярко свидетельствует об увеличении глубины переработки сырья отечественными мясокомбинатами. Например, рост поставок белорусских колбасных изделий за 11 месяцев текущего года в натуральном выражении приблизился к рубежу в 200 % (если быть точными, достиг показателя в 192 %). Экспорт консервированной мясной продукции составил 126,1 % к 2015 году.
И вот еще что. Всего лишь несколько лет назад в отечественном мясном секторе упорно увеличивались поставки за пределы страны «сырой продукции» в тушах и полутушах. Так что ушедший 2016 год в определенной степени можно считать знаковым для всей мясной Беларуси. «На порядок выросли отгрузки готовой продукции с максимально высокой добавленной стоимостью», — подчеркнул Алексей Богданов.
В Беларуси 2016 год оказался рекордным по объему производства молока, которое увеличилось на 125 тыс. тонн — до 6,780 млн тонн.
Кстати, именно такую задачу Минсельхозпрод не первый год ставит перед реальным сектором, работающим на внешних рынках. И вот на наших глазах слова превращаются в реальные дела. Эксперт, в частности, отметил успех ОАО «Гродненский мясокомбинат», которое год назад открыло современный цех по выпуску сырокопченых изделий (мощностью до 500 тонн в смену), а сегодня уже не может обеспечить всех заявок и подумывает о расширении производства.
«Наконец-то наши переработчики сконцентрировались на производстве высококачественной, рентабельной готовой продукции, пользующейся спросом на внешних рынках, способствуя укреплению национальных брендов и повышению лояльности потребителей к нашим товарам за рубежом, — констатировал Алексей Богданов. — Тем не менее работы еще много: необходимо наращивать объемы переработки, расширять ассортимент экспортируемой готовой продукции и, конечно, работать над маркетингом и продвижением наших товаров в торговых сетях, что включает в себя улучшение упаковки и нейминг».
Далее. Отечественная молочная продукция и ее экспорт были в 2016 году в «абсолютно положительном тренде», выражаясь современным языком. В целом по итогам 11 месяцев получен рост 103,4 % в натуральном выражении, в деньгах показатель достиг 107,1 %. Достаточно ярко выглядели многие товарные позиции. Итак, в натуральном выражении рост поставок в 2016 году составил:
- сыры — 112,0 %;
- творог — 115,3 %;
- цельномолочная продукция — 130,0 %.
Алексей Богданов отдельно отметил тот факт, что поставки сухих молочных продуктов из Беларуси на российский рынок в прошлом году сократились. Но данная стратегия находилась в полном соответствии с прогнозными балансами спроса и предложения, подписанными с российскими партнерами в начале 2016‑го. Кроме того, в 2016 году предприятиями Минсельхозпрода существенно увеличены поставки по следующим, далеко не всегда ходовым позициям:
- мука — 318,0 %;
- масло рапсовое — 106,0 %;
- зерно — 196,1 %.
Плюсы на минусы давали чаще всего… плюсы
Невзирая на существенное падение цен на мировом рынке (речь главным образом идет про мясо-молочную продукцию), сложную ситуацию на российском рынке — основном торгово-экономическом партнере Беларуси, рост экспорта был зафиксирован на достаточно высоком уровне.
«Несмотря на имевшиеся в прошлом году негативные тенденции, нам удалось добиться роста поставок сельхозпродукции в натуральном выражении, благодаря чему был обеспечен дополнительный экспорт на сумму 23 миллиона долларов», — констатировал начальник Главного управления ВЭД (Достаточно отметить, что средние экспортные цены на мясо и мясопродукты в 2016 году снизились на 10,6 %, яйцо — на 10 %, картофель — на 41 %, муку— на 7,7 %.)
Что касается диверсификации экспорта, то здесь ситуация также имеет положительную динамику. Число стран, покупавших белорусскую сельхозпродукцию, выросло до 61 (против 52 в 2015 году). В частности, на 8,4 % увеличились поставки в постсоветские страны. Лидерами в 2016 году стали Армения (рост 45 %) и Кыргызстан (47,9 %). В Минсельхозпроде не без удовлетворения отметили серьезный рост поставок белорусской сельхозпродукции на Украину — в 3,2 раза. Кроме того, отмечается увеличение экспорта в страны Азии и Океании (на 1,7 %) и африканского континента — в 5,1 раза.
«В текущем году начаты поставки в новые страны Африки — Гвинею, Кению, Кот-д’Ивуар, Ливию, Сомали и Танзанию, — рассказал нашему изданию Алексей Богданов. — Кроме того, в 2,9 раза выросли поставки во Вьетнам, в 2,3 раза — в Гонконг. А в Пакистан удалось поставить детского питания производства ОАО «Беллакт» на сумму более 800 тысяч долларов, что выше уровня прошлого года на 12,1 %. Надеюсь, тренд на страновое расширение экспортных поставок белорусской продукции сохранится и в текущем году».
Что с Россией?
Алексей Богданов призвал не драматизировать излишне тему взаимоотношений с Российской Федерацией, отметив в частности: у соседей порой бывают разногласия по тем или иным вопросам. Но жизнь продолжается, сторонам в 2017 году необходимо продолжить работу над вопросами сотрудничества в сфере взаимной торговли, в том числе — в области урегулирования ветеринарных споров. Такова позиция Минсельхозпрода. «Однако уже сейчас можно говорить о том, что ряд декларированных претензий Россельхознадзора к белорусским продуктам ничем не был обоснован, — констатирует Алексей Богданов. — Это касается, например, обнаружения в нашей молочной продукции остатков сухого молока. Примененный для анализа метод не был ни отработан, ни сертифицирован. Это — абсолютный нонсенс».
Общей программой развития аграрного бизнеса на 2016–2020 годы планируется увеличить экспорт продовольствия за пятилетку в 1,4 раза — до уровня примерно в 7 млрд долларов. И доля сельхозпродукции в этом «пироге» запланирована весьма увесистая.
Здесь мнения белорусских и российских коллег во многом сходятся. Напомним фрагмент интервью исполнительного директора Национального союза производителей молока «СОЮЗМОЛОКО» Артема Белова, заявившего на страницах «Продукт.BY» еще в декабре прошлого года: «Примерно с ноября 2016 года Россельхознадзор начал во всеуслышание заявлять об использовании нового революционного метода, позволяющего выявлять сухое молоко в обычном питьевом. Все бы хорошо, но данный метод все еще не является официальным. Более того, он вызывает массу вопросов у специалистов. Поэтому такие заявления выглядят голословными как минимум».
Интересный взгляд по поводу дешевизны белорусской молочной продукции (данный фактор пусть и косвенно пытался вменить нам в вину Россельхознадзор в 2016 году) озвучил уже в январе директор Департамента регулирования рынков АПК России Владимир Волик: «Белорусская продукция объективно дешевле нашей, потому что себестоимость производства ниже. Белорусское государство в свое время существенно профинансировало модернизацию ферм. У нас массово такого не произошло, и российский частный бизнес пытается делать это самостоятельно, пользуясь поддержкой, но она гораздо меньше, чем та, которую оказывала Беларусь в свое время».
Перспективы белорусского экспорта — в общем разрезе
Как бы банально эта фраза ни звучала, но наши перспективы при работе на внешних рынках связаны… с дальнейшей диверсификацией экспорта. Об этом постоянно говорят представители Минсельхозпрода на самых разных уровнях вот уже несколько лет кряду. Судя по всему, данный тренд автоматически переходит с прошлого года на текущий.
«Государственной программой развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016‑2020 годы предусматривается серьезный рост сельхозпроизводства; соответственно, расширятся и экспортные возможности нашей страны. Очевидно, что за счет успешной работы только на одном российском рынке решить проблему растущего экспорта не удастся. Тем более наша восточная соседка в последнее время прилагает серьезные усилия, направленные на увеличение собственного производства», — подтверждает нашу догадку начальник главка ВЭД.
Поэтому в 2017 году планируется проведение ряда мероприятий, с помощью которых Минсельхозпрод будет ориентировать отечественных производителей на серьезное развитие работы на внешних рынках. Речь в данном случае идет о расширении выставочно-ярмарочной работы, об участии в целом комплексе мероприятий в странах дальней и ближней дуги.
«Мы хотим основательно «встряхнуть» рынок СНГ в этом году, — заявляет эксперт. — В ценовом сегменте он достаточно привлекателен, да и работа ветеринарных служб на нем кажется нам прогнозируемой».
В свете вышесказанного Минсельхозпродом разрабатывается план совместных действий с МИДом Беларуси на 2017 год. Кроме того, с Торгово-промышленной палатой были «отработаны» выставки за пределами Беларуси, способные принести наибольшую пользу отечественным экспортерам сельхозпродукции.
Наконец, Минсельхозпрод будет вести дальнейшую плановую работу по ветеринарной и фитосанитарной сертификации товаров для их поставок на внешние рынки; активизируются переговоры по вступлению Республики Беларусь в ВТО. Продолжится переговорный процесс по заключению соглашений о зоне свободной торговли с Ираном, Египтом, Индией, Сингапуром, Сербией, Южной Кореей и Израилем. Кроме того, перед профильными производителями предметно встанет вопрос получения сертификатов Халяль и Кошер — обязательных для выхода на рынки стран мусульманского мира и Израиля.
«Задачка» на год
Отдельно Алексей Богданов остановился на задаче, поставленной Правительством перед Минсельхозпродом в текущем году. «В 2017 году перед предприятиями системы Минсельхозпрода стоит серьезная задача по обеспечению роста экспорта на 111,5 %. Хочу особо отметить… Ее возможно решить только совместными усилиями всех заинтересованных структур, начиная от производителей сырья и переработчиков, заканчивая государственным аппаратом, обеспечивающим беспрепятственный доступ отечественных товаров на мировые рынки. Только так, работая в команде, в одной связке, мы сможем получить достойный результат».
Кроме того… Форумы. Выставки. Презентации
В 2017 году Минсельхозпрод совместно с журналом «Продукт.BY» планирует проведение трех крупных экспортных форумов. В феврале, в частности, запланирован I форум «Беларусь аграрная», посвященный вопросам растениеводства.
В апреле, в рамках III форума «Беларусь молочная», будут обсуждаться вопросы, связанные с диверсификацией экспорта отечественной молочной продукции, пути решения имеющихся проблем при выходе на рынки третьих стран, условия конкуренции и т. д.
Наконец, на II форуме «Беларусь мясная» в октябре 2017 года будут подведены предварительные итоги работы мясной отрасли, проанализирована специфика ее работы за пределами страны. Пока что есть все основания надеяться на то, что уже в первом квартале 2017‑го для поставок белорусской говядины будет открыт китайский рынок, активизируется работа с Вьетнамом.
Безусловно, центральным событием года для продовольственного сектора страны станет выставка «Белагро» в июне. В ее рамках запланирован ряд интересных мероприятий. Особенно важным, с точки зрения Минсельхозпрода, выглядит проведение выставки-ярмарки во время 4 форума регионов Беларуси и России — в Москве.
Первые три позиции в ТОП экспортных продуктов в ушедшем году занимает молочная продукция:
- экспорт сыров и творога за одиннадцать месяцев 2016 года вырос в натуральном выражении на 13,4 %, в денежном — на 6,2 %,
- до 625 млн долларов;
- поставки сухого молока снизились на 11,5 % в натуральном выражении и на 10,5 % — в деньгах;
- экспорт сливочного масла при снижении объемов на 5,6 % вырос в деньгах на 15,1 %.
Напоследок стоит проанонсировать совместную коллегию Министерства сельского хозяйства России и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси в феврале. В ее ходе будут подписаны прогнозные балансы спроса и предложения на текущий год. Не исключено, что участники мероприятия обсудят наиболее острые вопросы, с которыми нашим странам довелось столкнуться в 2016 году. Чтобы их больше никогда не возникало. | BY |
Мероприятия, Планируемые на 2017 год
Февраль
Совместная коллегия Министерства сельского хозяйства России и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси
16 февраля
I международный форум «Беларусь аграрная»
27–28 апреля
III международный форум «Беларусь молочная»
Июнь
выставка «Белагро»
21–22 сентября
II международный форум «Беларусь мясная»