БЕЛОВ: «Главный риск — снижение доходности»

Артём БЕЛОВ
Артём БЕЛОВ
генеральный директор компании «Союзмолоко»

Артём БЕЛОВ — генеральный директор компании «Союзмолоко»

— 2020 год был не самым худшим для молочной индустрии. Вопреки пессимистичным прогнозам, потребление по ряду молочных категорий выросло. Вместе с тем наметился ряд тревожных тенденций.

Наблюдается рост себестоимости продукции, который не компенсируется ростом цен и, как следствие, имеется снижение доходности. Не лучшим образом отражаются на состоянии рынка и долгосрочный тренд на уменьшение реальных располагаемых доходов потребителей, и рост закредитованности населения.

В то же время на мировом рынке начинается восстановление уровня потребления молока и молочных продуктов. Это связано в первую очередь с оживлением сегмента HoReCa в Евросоюзе и Северной Америке, который в  прошлом году упал на десятки процентов.

Китайский рынок тоже восстанавливается. Если во втором квартале прошлого года объем импорта в КНР по  сравнению с первым кварталом уменьшился более чем на 23 %, то четвертый квартал к третьему показал семнадцатипроцентный рост. Это серьезно влияет на глобальную конъюнктуру и цены, в том числе биржевых товаров.

Сейчас они на очень высоком уровне. Только за последний год масло подорожало на 35 %, СОМ — на 34 %, СЦМ — на 45 %. Угроза второй волны АЧС в Китае может вызвать падение спроса и корректировку цен на сыворотку.

****

— В последние годы становятся все более ощутимыми результаты белорусской политики диверсификации экспорта. Традиционно до 90 % зарубежных поставок приходилось на Россию. Сейчас на фоне роста продаж в третьи страны доля Российской Федерации сократились до 75 % общего объема белорусского молочного экспорта.

При этом белорусский молочный экспорт в КНР вырос более чем на 35 миллионов долларов и составил в 2020 году 100 миллионов долларов. Сейчас 60 % молочной продукции, которая продается вне России, направляется в Китай.

Даже с учетом низкой базы темпы роста впечатляют: плюс 7000 тонн по сухому молоку и 32 000 тонн сыворотки. Высокие цены на мировом рынке и слабый белорусский рубль — хорошие предпосылки, чтобы внешние продажи сухих продуктов продолжали развиваться достаточно динамично. Китайский рынок становится все более приоритетным для белорусских производителей, и это будет довольно серьезно влиять на ситуацию на российском рынке.

****

— Наступает момент, когда при анализе внутреннего рынка мы должны будем рассматривать Беларусь не только как ключевого поставщика в Россию, но и принимать во внимание ее партнерство с Китаем. Динамика российского
молочного импорта подтверждает это. По основным биржевым товарам идет сокращение, и в первую очередь — за счет Беларуси. В прошлом году снижение по СОМ — 31 %, по СЦМ — 29 %. По итогам января — февраля 2021-го темпы падения по СЦМ достигли 38 %, по СОМ — 28 %, по сыворотке — порядка 20 %. Зато за прошлый год на 12 % вырос импорт сыров и творога (на него приходится львиная доля), в основном из Беларуси. В текущем — уже на 16 %.

Импорт сыра в абсолютных значениях увеличился в 2020 году на 25 000 тонн. Белорусским предприятиям удается эффективно маневрировать и иметь хорошую доходность в связке «сыры — сыворотка», поставляя сыры в Россию и сыворотку в Китай. Скорее всего, они постараются сохранять такой подход и в дальнейшем.

****

— Производство сыров все больше влияет на развитие молочного рынка, причем не только готовой продукции, но и сырьевого сектора. Рост объемов производства сыра — 200 000 тонн за последние семь лет — формировал спрос и поддерживал цену на сырье. В ближайшее время это влияние будет еще более заметным. В России в 2020 году объем внутреннего производства сыра за первый квартал сократился на 3 %, и на 18 % увеличились его запасы (февраль к февралю), а запасы сырных продуктов выросли еще больше — на 46 %.

Вместе с тем Беларусь наращивает объемы поставок, и внутри России анонсированы инвестиционные проекты по сырам, которые добавят на рынок 250–300 тысяч тонн в ближайшие четыре года.

****

— Падение внутреннего спроса и слабый рубль создают предпосылки к развитию российского молочного экспорта. И в 2020-м внешние продажи увеличились на 24 %, или на 900 000 тонн в молочном эквиваленте. В деньгах — на 12 %, до 370 миллионов рублей. Активно расширяется география поставок. В конце прошлого года был открыт Китай по биржевым продуктам, есть первые кейсы поставок сыворотки, пермеата. Надеюсь, это будет одним из драйверов развития внутреннего рынка.

****

— В сырьевом секторе с точки зрения валовых показателей ситуация достаточно благоприятная. По итогам прошлого года рост производства товарного молока составил 4,5 %, в текущем динамика должна сохраниться. По прогнозам «Союзмолока», прирост будет порядка 3 %. Вместе с тем в ряде регионов отмечается падение производства от 1 до 3 %. Это первые результаты того, что происходит на рынке с точки зрения себестоимости, доходности, рисков, которые инвесторы оценивают.

Из-за роста себестоимости некоторые хозяйства просто отказываются от поголовья, и часть товарного молока уходит с рынка. Кроме подорожания кормов и электроэнергии, к росту себестоимости приводит и усиление административно-финансовой нагрузки — целый ряд инициатив, связанных с маркировкой, экологией, утилизационным сбором. Дополнительные затраты, которые несет бизнес, составляют десятки миллиардов долларов.

По данным «Союзмолока», за прошлый год средняя себестоимость увеличилась примерно на 6–7 %, а цена молока жирностью 3,7 % и содержанием белка 3,2 % — не более чем на 4 %. При этом себестоимость январь к январю выросла на 18 %. Во многом подобная ситуация наблюдается и в переработке: рост себестоимости — от 5 до 7 %. При этом цена на полке увеличилась в среднем только на 3,3 %. Снижение доходности — один из ключевых рисков, с которым может столкнуться молочная отрасль в 2021 году.

Источник: ПРОДУКТ.BY