О вызовах и трендах российского мясного рынка

Неопределенность — вчера. Перелом в сознании — скоро. Передел рынка — уже?!

Такую тему вынес Национальный союз мясопереработчиков России на обсуждение участников IV Всероссийского совещания владельцев и руководителей мясоперерабатывающих предприятий. Она определяет круг самых насущных вопросов. Неопределенность сменяется поисками новой актуальной специализации, практической реализацией уроков прошедшего (или длящегося) кризиса. Но производителей волнуют перелом в отношении к ним государства, перелом во взаимодействии поставщиков и торговых сетей, перелом в сознании потребителей, делающих выбор в пользу здорового образа жизни. Много вопросов вызывают ситуация на рынке мясного сырья и наметившийся (или уже начавшийся) передел рынков.

Участниками открытого диалога стали около 200 топ-менеджеров и собственников мясоперерабатывающих предприятий из различных регионов России, представители государственных структур, делового сообщества.

     
  Ставится задача увеличить российскую мясопереработку, но нужно понять, куда продавать, ведь перепроизводство крайне вредно для экономики. На государственном уровне планируется двукратное увеличение экспорта продовольствия, но выполнить эту задачу гораздо сложнее, чем представляется.  
     

Разорение под эгидой борьбы с контрафактом

Лейтмотивом выступления первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея ЛИСОВСКОГО стал призыв к производителям активно защищать свои права, взаимодействовать с Правительством, принимающим судьбоносные для них решения, выступать с инициативами, участвовать в процессе законотворчества.

По словам спикера, в России заметно падение потребления мясной продукции на фоне снижения покупательной способности. Статистика свидетельствует, что многие предприятия мясопереработки сейчас находятся в трудном экономическом положении. Одной из серьезных угроз Сергей Лисовский считает политику торговых сетей в отношении производителей: «Сети выступают за введение Кодекса добросовестных практик, чтобы перейти на саморегулирование. В этом их поддерживает Минпромторг. Между тем, несмотря на недавние изменения законодательства, призванные защитить интересы производителей, у последних остается много претензий к ритейлерам. Так, до сих пор не решены вопросы о соразмерности штрафов за нарушения, которыми торговля, видимо, стремится компенсировать снижение с десяти до пяти процентов ретро-бонусов, а также о запрете возврата товара».

Специалист считает, что торговые сети не только пытаются смягчить закон, но и находят возможности, чтобы обойти его. «Позиция ФАС по этому вопросу не такая активная, как могла бы быть, — подчеркивает эксперт. — Но в Совете Федерации мониторят ситуацию и с начала следующего года планируют начать новую кампанию по доработке закона о регулировании торговой деятельности».

Еще одной проблемой для производителей, по мнению Сергея Лисовского, может стать планируемое введение электронной маркировки в рамках борьбы с контрафактом.

«Когда вводили электронную ветеринарную сертификацию, многие были недовольны ею и активно выступали против, — напомнил специалист. — Но практика показала, что боялись напрасно. Теперь новое дело — электронная маркировка, которая грозит производителю большими дополнительными затратами: сами марки стоимостью 50 копеек, достаточно дорогое оборудование (с обязательным дублированием на случай поломки), программный продукт, требующий постоянного обновления. Бороться с фальсификатом необходимо, но делать это надо не таким дорогостоящим способом. Бесплатная электронная ветеринарная сертификация — универсальный инструмент. С ее помощью прослеживается в первую очередь сырье, а по нему — и весь путь продукта. Сертификация помогает выявлять то, что раньше скрывалось посредством бумажных документов».

От введения электронной маркировки, считает спикер, пострадают не только производители, но и потребители, особенно малоимущие категории. Подсчитано, что только по молочной группе дополнительные затраты на одного покупателя составят около 10 тыс. рублей в год. А если добавить сюда другие продукты, непродовольственные товары, станет понятно, что это будет вывод с потребительского рынка больших средств (заниматься электронной маркировкой будут частные компании). Произойдет закономерное снижение объемов реализации. Разве это не то, что называется переделом рынка?

По мнению специалиста, признаки передела заметны и в том, что бизнес-структуры вокруг переработчиков начинают зарабатывать все больше. «Упаковка уже достигает в себестоимости продукции двадцати процентов, — подчеркивает Сергей Лисовский. — Крупные транснациональные корпорации разрабатывают методики для того, чтобы воздействовать на участников рынка и, в конце концов, продать больше своей продукции. Но нужна ли такая упаковка? Она дорогая сама по себе, ее нужно утилизировать, минимизировать ущерб природе от ее производства и переработки. Все это — накладные расходы! Хорошо ли, что сам продукт в цене товара имеет все меньшую долю?

Передел рынка ограничивает и экспортные амбиции наших производителей. В 2014 году девальвация рубля дала определенные прибыли в международной торговле. Но сейчас всю эту дельту «съедают» монополисты: дорожают перевозки, удобрения, топливо, электроэнергия, газ, банковские услуги и так далее. Мы уже начинаем проигрывать тендеры в странах, куда давно экспортируем. С начала года потеряли девять процентов от прошлогоднего объема продаж, проигрываем именно по цене. Крестьяне уже не могут снижаться. Себестоимость каждый год растет, а цена нет».

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Россия в авангарде глобальных трендов: цифровизация

Это один из самых ярких мировых трендов. В данной области, по словам эксперта, россияне добились существенного прогресса. «Европа отстала от нас лет на десять. Для сферы IT это значит — навсегда. Жители крупных российских городов цифровизированы невероятно, они открыты к цифровым технологиям, абсолютно прозрачны для них и не боятся рассказывать о себе. Какая польза от этой информации для пищевой промышленности? Пока непонятно. Единственный яркий пример, причем не только для России, но и для всего мира, — компания «Мяснофф», которая знает своего потребителя буквально в лицо. Не удивлюсь, если они первыми внедрят технологию Face ID».

Татьяна ГРАМЛИХ — Председатель Экспертного совета Национального союза мясопереработчиков по технической модернизации отрасли

Татьяна ГРАМЛИХ,   Председатель Экспертного совета Национального союза мясопереработчиков по технической модернизации отрасли


Татьяна предлагает взглянуть на привычные процессы и явления с точки зрения мировой практики. Оказывается, Россия во многих вопросах не отстает от Запада, а коегде и вовсе ушла далеко вперед.

Подвижность потребительского рынка важно учитывать при покупке оборудования: всегда делать выбор в пользу гибкости и универсальности. Иногда даже небольшая разница в характеристиках может оказаться решающей, причем не в плане производительности и качества, а принципиальной возможности производить тот или иной продукт. Это нужно учитывать, чтобы не остаться с грудой ненужного железа.

 

Монополизация

Настоящие заработки, как утверждает эксперт, только там, где есть монополия, пусть даже она существует лишь в голове у вашего покупателя. Сверхзадача — стать в каком-то смысле монополистом для него, беззаветно влюбить его в свои продукты. «Постарайтесь точно определить, кто ваш потребитель, повернуться к нему лицом, понять его желания и прочно застолбить свое место в его голове», — призывает Татьяна Грамлих.

     
  Любой продукт должен иметь такие вкус, запах и консистенцию, быть упакован и подан так, как хочет потребитель. И если российские технологи достигли высот в переработке и смешении растительного и животного белков, нужно максимально использовать их возможности!  
     

Технологии

«По мнению большинства наших производителей, — это волшебный порошок, который помогает создать вкус, запах, себестоимость, — шутит спикер. — Да, действительно, порошки помогают нам получать нужный результат, но не стоит забывать, что технология — это процесс трансформации вещества и информации с помощью энергии идей, энергии труда, энергии денег в товары, за которые люди готовы заплатить. В противном случае даже самое замечательное наше изделие не является продуктом с точки зрения рынка».

Веганство, вегетарианство, ЗОЖ

Пиковый рост акций компании составил 850 %. Бургеры без мяса и сои продаются везде и пользуются невероятным спросом, несмотря на то что стоят в четыре раза дороже, чем аналоги из чистого мяса. Казалось бы, пугающий тренд.

Однако американская мясоперерабатывающая компания Tyson Foods нашла прекрасный ответ. Написав на упаковке своих бургеров «Всего 50 % мяса», она увеличила маржинальность на 30 %. Сейчас уже не хватает гороха в США, чтобы наделать таких бургеров. Люди стали заботиться о здоровье и сокращать потребление мяса, особенно красного, но они не хотят совсем отказываться от него.

«У наших технологов огромный потенциал. Такого опыта нет ни в одном исследовательском учреждении США, — утверждает спикер. — Мы владеем технологией соединения растительного и животного белков, умеем это делать, но боимся назвать вещи своими именами и сказать людям, что в результате получается достойный и полезный продукт. Если отбросить подобные страхи, станет очевидно, что мы в тренде, как никто».

Продовольственный инжиниринг

«Рынок реагирует на потребительские запросы очень чутко, — считает Татьяна Грамлих. — Даже если ты выбрал веганство, вегетарианство или ЗОЖ, теперь не нужно ни от чего отказываться. Мы создадим для тебя любимый вкус, запах, цвет и даже хруст — все, что ты хочешь. Это чистый инжиниринг. Он уже проник в молочную сферу, когда мы разобрали молоко на жир, белок и воду и пересобрали их в нужном порядке. Теперь то же происходит с мясом. Это движение неотвратимо и чрезвычайно стремительно».

Источник: ПРОДУКТ.BY