Когда бренд "белорусская кухня" станет по-настоящему коммерческим?

В Минске сегодня с полсотни суши-баров, а еще больше – итальянских ресторанов.

Между тем заведения национальной кухни по всей Беларуси можно пересчитать по пальцам одной руки, утверждают эксперты. Ситуация в этой сфере далека от идеальной и в соседних странах… Тем не менее в Литве, например, существует несколько крупных ресторанных сетей, делающих акцент на местных кулинарных традициях. По этому пути идут в Украине, Голландии, Дании, других европейских государствах.

«Возьмите идею настоящей белорусской кафе-колдунной, и она принесет вам бешеные барыши», – обращаются энтузиасты к профессиональным рестораторам. Последние в погоне за сверхприбылью пока не замечены – опасаются… «И не без оснований, – утверждает историк материальной культуры доктор исторических наук Алесь Белый. – У потребителей очень низкая осведомленность о том, что такое национальная белорусская кухня, ее даже в некоторой степени стыдятся». С другой стороны, среди специалистов, а это рестораторы, организаторы национальных фестивалей, технологи пищевых предприятий, очень мало людей, заинтересованных продвигать эту идею в широкие массы. Наследие прошлого, дыхание настоящего Причины вполне объективны: на протяжении многих десятилетий в Беларуси не занимались на концептуальном уровне изучением и развитием национальной кухни. Например, в Литве еще до войны организовывались десятки этнографических экспедиций, изучающих местные блюда, проводились систематические исследования. «В Беларуси мало интересовались спецификой материальной культуры, – утверждает Алесь Белый. – Скорее, в научной среде было принято иллюстрировать тезисы про забитость и ущемленность простого народа, а кухня привилегированных сословий и вовсе считалась идеологически чуждой». Как показывает практика, национальная кулинария становится более востребованной, когда подчеркивается самобытность перед зарубежными гостями. Неудивительно, что в Литве, которая принимает в год около 3 миллионов туристов (по одному на каждого жителя), ресторанчики, предлагающие местные яства, растут как на дрожжах. В Беларусь приезжает всего около 100 тысяч иностранцев, причем каждый из них оставляет в стране около 200 евро: фактически столько стоит ночлег в гостинице, ужин в ресторане и набор стандартных сувениров. Между тем накормить гостя из-за рубежа белорусскими блюдами – большая проблема для встречающей стороны. Так ли уж мал выбор тех «прысмакаў», которые можно включить в меню?.. Мало кто знает, что «родственники» наших колдунов – хорошо известные пельмени, равиоли, манты… А если предложить широкий выбор начинок и соусов, такое заведение вполне может оказаться конкурентоспособным на рынке. Алесь Белый, досконально изучивший историю белорусской кулинарии, рассказывает и о традиционном блюде нашей кухни кнышах – булочках с разнообразной начинкой. В свое время они «эмигрировали» за океан, вошли в меню фастфуда и стали достоянием среднестатистического американца. При этом мало кому известно их белорусское происхождение. Примечательно, что список блюд национального культурного наследия Польши, созданный несколько лет назад Министерством сельского хозяйства страны, возглавил перекачвеник – слоеный пирог, заимствованный из татарской кухни и получивший белорусское название. Безусловно, изучать кулинарную культуру страны можно только с учетом тех сложных переплетений традиций разных народов, живших на территории современной Беларуси и по соседству. Особенно сложно отделить нашу кухню от литовской. В свое время на нее сильно повлияли также российские и украинские традиции, свою лепту внесли белорусско-литовские татары, поляки, а также французы, итальянцы, англичане… И все-таки она движется… Взаимодействие культур в условиях глобализации стало еще более заметным явлением, но тем активнее различные страны, в том числе европейские, отстаивают свои национальные традиции. Эта тенденция постепенно набирает обороты, в какой-то степени «задевая» и Беларусь. «Приятно, что в последние полтора-два года я уже не только пишу книги и даю интервью, но и консультирую производителей алкогольной продукции: появился определенный практический аспект в работе», – делает заключение Алесь Белый. Эксперт считает, что в ближайшее время будет наблюдаться всплеск различных инициатив, продвигающих идею национальной белорусской кухни. На массовом уровне уже внедряется в сознание имиджево-брендовый компонент продукции «с градусом»: вероятно, производителей привлекает возможность заработать на этом неплохие и, главное, быстрые деньги. С развитием агроэкотуризма малоизученное наследие национального меню становится востребованным и в этой сфере. Один из удачных примеров – кулинарный фестиваль «Мотальскiя прысмакi», который проходит на территории Ивановского района Брестской области уже третий год подряд. Интересно, что это мероприятие организуется при непосредственном участии местной администрации. Хотя принято считать, что сохранение культурного наследия – «участь» общественных организаций и частных предпринимателей-энтузиастов. С этим, впрочем, согласны далеко не все… Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что процесс капитализации бренда «белорусская кухня» медленно, но верно развивается в нужном направлении. Это словосочетание начинает обретать вполне определенный смысл, и не за горами то время, когда многие рестораны и кафе значительно расширят список национальных яств в своем меню. Почему-то белорусы думают, что культура начинается после того, как они поели, а не в тот момент, когда начинают готовить, шутят специалисты. Но при этом вполне серьезно ожидают, что ситуация изменится…