Встречаем осень… Внешнеторговую
- 29.12.2018 12:30
Традиционный материал начальника Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексея БОГДАНОВА на сей раз посвящен осенним стратегическим и тактическим тенденциям на экспортном участке рынка продовольствия.
Кроме того, Алексей Игоревич заочно полемизирует с исполнительным директором «Союзмолока» Артемом БЕЛОВЫМ, высказавшим свое мнение в интервью под броским названием «Попытки заработать на китайском рынке выглядят… утопично». Далее — фактический монолог Алексея Богданова с учетом минимальной редактуры со стороны «Продукт.BY».
Работали. Работаем. И будем работать
То, что поставки в Китай сегодня менее прибыльны по сравнению с той же Россией, — не секрет. Но здесь достаточно вспомнить такой принципиальный аспект, как наличие таможенных пошлин. Как известно, в зоне свободной торговли (СНГ) они обнулены, а вот при поставках в Китай любая страна-импортер обязана оплатить таможенную пошлину.
И уже поэтому рынок не только России, но и СНГ для Беларуси выгоден в принципе. При этом нужно учитывать непреложную истину: весь объем произведенной продукции на каком-то одном рынке реализовывать нереально. Это — базовая истина, основа современной диверсификации. Любое экономически стабильное, экспортно ориентированное государство сегодня заинтересовано в максимальном расширении рынков сбыта. Белорусское государство внимательно отслеживает, на каком рынке работа более прибыльна, на каком — менее. И с учетом полученных данных и серьезной аналитической работы могут быть внесены определенные коррективы, но!..
Внешнеторговый баланс агропромышленного комплекса при работе с Китаем у нас неизменно положительный. С этой великой страной мы работали, работаем и будем работать. Это — наше стратегическое направление.
Важно также напомнить, что в Китай во второй декаде сентября прибыл наш первый молочный поезд, состоявший из 21 вагона. На китайский рынок было доставлено 500 тонн СОМ от борисовской компании «Здравушка-милк». Сейчас (по состоянию на конец сентября. — Авт.) формируется новый молочный состав на Китай, уже с 41 вагоном. Планируется, что данный груз будет состоять из СОМ и СЦМ.
Стратегические молочные моменты на все времена и поры года
Основная проблема при поставках на рынки дальнего зарубежья «завязана» на конкурентоспособность наших продуктов и экономическую целесообразность таких поставок — в принципе. Перед всеми предприятиями, работающими на внешних рынках, нами неизменно ставится задача снижения себестоимости… Только так можно обеспечить рентабельность и прибыльность.
На самом деле, это — весьма и весьма непростой вопрос. Себестоимость белорусской молочной продукции, к примеру, достаточно высокая в сравнении с той же Новой Зеландией или Австралией, где господствует максимально благоприятный для молочного скотоводства климат.
Также сложно нам конкурировать с государствами, где высокий уровень господдержки сочетается с самыми передовыми технологиями переработки и высокой продуктивностью. Речь в данном случае идет о Евросоюзе и Соединенных Штатах Америки.
Тем не менее Беларусь последовательно движется по пути наращивания производства молока в первую очередь за счет увеличения продуктивности молочного скота. Успешно реализуется концепция крупнотоварного производства — в частности. Неслучайно в прошлом году по стране был побит абсолютный рекорд — средний удой достиг 5000 килограммов молока на корову. Мы должны двигаться и дальше в этом направлении, чтобы к 2020 году выйти к знаковому показателю 6,5 тысячи килограммов молока с коровы. Только при таком развитии сценария нам удастся через два года достичь запланированного валового объема в 9,2 миллиона тонн молока. И вот тогда можно будет говорить о снижении себестоимости и повышении конкурентоспособности белорусской молочной продукции на мировых рынках.
Когда динамика впечатляет, то…
От добра добра не ищут
Разумеется, мы ориентированы не только на Китай. Хотя динамика продвижения именно на данном рынке впечатляет. Ведь за последние несколько лет для работы в Китае были открыты 50 наших молочных предприятий.
Сегодня на повестке дня стоит вопрос принципиального характера. Компания «Беллакт» прошла все стадии согласования и сертификации по поставкам детского питания и сухих детских смесей на китайский рынок. Работа вышла на завершающий этап. Надеемся, что к крупной ноябрьской выставке в Шанхае этот вопрос будет окончательно решен. Также важно отметить, что сегодня ЗАО «Мясо-молочная компания» созданы два совместных предприятия: одно — в Гонконге, второе — в Шанхае. Через них идут достаточно большие объемы нашей молочной продукции.
Скажу больше. На ближайшее время запланировано открытие Национального павильона в Чэнду (провинция Сычуань). В нем, помимо мясо-молочной продукции, будут представлены основные продукты питания из Беларуси. Для реализации этой непростой задачи Минсельхозпродом ведется серьезная работа совместно с посольством Республики Беларусь в КНР. Есть практические наработки на этом направлении.
К примеру, уже сегодня между нашими странами курсирует грузовой поезд «Минск – Чэнду». Логично выглядит идея загружать его белорусскими продовольственными товарами, которые будут представлены в нашем Национальном павильоне, где планируется организовать оптовую торговлю белорусскими продуктами питания по всей провинции Сычуань.
Российские ориентиры на 2019 год
Во второй декаде сентября прошла важнейшая встреча профильных министров — Леонида Зайца и Дмитрия Патрушева. Есть смысл обратить внимание на два основных вопроса, обсуждаемых в ее ходе.
Во-первых, был поднят вопрос о взаимодействии Департамента ветеринарного контроля и Россельхознадзора в части снятия временных ограничений на поставки продукции с ряда наших предприятий. В частности, уже с 18 сентября для работы с Россией был открыт Слуцкий сыродельный комбинат, с 26 сентября — Витебский мясокомбинат. На очереди — еще ряд белорусских предприятий, которые будут последовательно открываться.
Второй важный вопрос касался подписания балансов спроса и предложения в рамках Союзного государства — на 2019 год. Проработка этого вопроса уже велась, и к данной встрече удалось достичь компромисса по основным направлениям, а в ходе переговоров — договориться по наиболее чувствительным товарам. Это было непросто, но в итоге пришли к общему знаменателю.
Основной тренд выглядит следующим образом. Делегация Минсельхозпрода взяла в расчет информацию российских коллег, констатировавших, что в России идет рост производства молочного сырья. Логично на фоне этой информации выглядит то, что российское ведомство предложило снизить поставки белорусских сырьевых товаров, начиная со следующего года. Речь идет о СОМ, СЦМ, концентрированном молоке…
Со своей стороны, белорусская делегация отметила заинтересованность в максимальной переработке сырья внутри страны и предложила нарастить объемы поставок на российский рынок готовой продукции: сыров, творога, цельномолочной продукции, сгущенного молока, масла. Министерство сельского хозяйства России такую постановку вопроса в целом поддержало. Предварительно можно сказать, что объем поставок на 2019 год в объемных показателях сохраняется на уровне 2017-го. Это — по поставкам молока. Если говорить о мясной продукции, то в 2019-м принято решение нарастить поставки белорусской говядины на 20 тысяч тонн.
На уровне нынешнего года запланированы поставки мяса птицы. Несколько снизится экспорт свинины, но при этом будут увеличены объемы поставок соответствующей готовой продукции: колбасной, деликатесной, консервированной и прочей.
Сырьем сегодня торговать невыгодно, и российские коллеги с этим аргументом полностью согласились.
Итак, балансы на 2019 год согласованы и парафированы на уровне замминистров. Подписание предполагается осуществить 12 октября в ходе V Форума регионов Беларуси и России. Он, как известно, будет проходить в Могилеве при участии глав двух союзных государств.
Одесские уроки переходят в Минск
В Одессе с 11 по 13 сентября проходил крупный региональный семинар, подготовленный Продовольственной и сельскохозяйственной Организацией Объединенных наций (ФАО) на тему «Использование инструментов ВТО в интересах агробизнеса». В его работе принимали участие представители стран постсоветского пространства, которые делились своим опытом работы после вхождения в ВТО. Для нашей страны — это важная информация, поскольку мы идем по пути присоединения к ВТО и должны понимать, какие плюсы и минусы это принесет для аграрного рынка нашего государства.
Кроме того, удалось договориться, что в 2019 году в Минске пройдет аналогичное одесскому международное мероприятие, к работе которого будут привлечены не только представители госорганов, курирующие процессы по вступлению в ВТО, но и наши участники аграрного рынка. Им уже сегодня нужно готовиться к тому, что после вступления Беларуси в ВТО усилится конкуренция. Это ведь определенный минус для них. А к безусловным плюсам можно отнести инструменты, с помощью которых самые активные и подготовленные наши игроки получат возможность выхода на зарубежные рынки, диверсифицируют свой экспортный потенциал.
Взгляд на III Экспортный форум «Беларусь мясная»
В рамках этого знакового мероприятия, традиционно организованного журналом «Продукт.BY» при содействии Минсельхозпрода (20–21 ноября, Минск), мы особое внимание обратим на продвижение готовой продукции за пределы нашей страны. В рамках форума выступят интереснейшие спикеры, которые осветят многие нюансы работы с торговыми сетями в России, к примеру.
Не секрет, что работа по продвижению продукции с высокой добавленной стоимостью — это задача № 1 для отделов ВЭД и маркетинга всех наших перерабатывающих предприятий. За два дня плотной работы мы хотим дать новый импульс отечественным производителям, обрисовать для них оптимальную стратегию дальнейшего продвижения на мировых рынках.
Отрадно, что III Экспортный форум «Беларусь мясная» будет отмечен рекордным количеством представителей мясных союзов из стран ЕАЭС. Важно то, что на этой площадке соберутся ведущие специалисты в сфере электронной ветеринарной сертификации: они на своем уровне обсудят проблемы, связанные с продвижением белорусской продукции. Также будут подниматься вопросы по техническим регламентам и ГОСТам. Очень сильно выглядит маркетинговый блок. В частности, свой коронный мастер-класс проведет звезда постсоветского маркетинга Игорь Качалов. Также в рамках семинара по технике и технологиям переработки мяса и птицы прозвучит отчасти революционное выступление, посвященное первым шагам по продвижению искусственного интеллекта в сфере производства и переработки. Этот сегмент сегодня растет во всем мире, он будет использоваться, и уже используется, в мировом сельском хозяйстве. Мы тоже не должны отставать от данного тренда.
Источник: Produkt.by