зимний фон

Все было впервые, или Японское направление

В первой декаде марта представительная белорусская делегация во лаве с первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Леонидом Мариничем посетила Японию. Визит в эту феноменальную страну был приурочен к участию нашей республики в представительной Международной выставке продуктов питания и напитков «Фудэкс Джапан-2016». Опорным словом для этого материала должно стать слово «впервые». И вот почему.

Впервые Беларусь принимала участие в таком представительном азиатском форуме мирового звучания. В первый раз состоялись переговоры на уровне ТОП-управленцев профильных министерств нашей страны и Японии. Кроме того, впервые в Стране восходящего солнца прошла столь массовая дегустация белорусских продуктов — на высоком профессиональном уровне.

Продолжать предисловие с придыханием можно бесконечно. Но нам кажется, есть смысл переходить к сути.

Белорусская выставочная территория

Начнем с описания белорусского павильона. На нем были представлены в широком ассортименте. Лучше многих слов здесь будет смотреться фото. 

При открытии выставки ведущий обратил внимание присутствующих на тот факт, что в ней принимает участие Республика Беларусь. Другие дебютанты и просто маститые участники подобного внимания, кстати, не заслужили. К слову, участие в форуме наших представителей несло серьезный просветительский заряд. В Японии о «земле под белыми крыльями» знают очень немного.

Правительственный уровень плюс пропорция 60 %:40 %

Возвращаясь к написанному в предыдущих абзацах, есть смысл озвучить несколько важных фактов. Леонид Маринич провел встречу с парламентским заместителем министра сельского хозяйства, лесных угодий и рыбного промысла Японии Хедимичи Сато. Высокопоставленный японский чиновник получил обширную информацию к размышлению: о развитии сельского хозяйства в нашей стране, о возможностях и об условиях поставок на японский рынок белорусского продовольствия и промышленных товаров. Кроме того, с учетом блестящих достижений Японии в научно-промышленной сфере речь, естественно, зашла о развитии образовательной и научной кооперации с японскими вузами и научными учреждениями.

Хедимичи Сато со своей стороны признал: на сегодняшний день Япония в силу специфических климатических условий и географического расположения обеспечивает себя продовольствием только на 40 %, а около 60 % импортирует из разных стран мира. В то же время эта несгибаемая страна ведет кропотливую работу над диверсификацией своего импорта, дабы обеспечить максимальную продовольственную безопасность.

Есть все основания надеяться, что данный диалог продолжится в ближайшее время. Хедимичи Сато получил официальное приглашение — посетить мероприятия Международной сельскохозяйственной выставки «Белагро-2016» и возглавить на признанном белорусском форуме японскую делегацию.

 

Посольский и личностный факторы

В Международный женский день 8 Марта в белорусском посольстве в Токио прошел семинар-презентация, ставивший амбициозную задачу: показать перспективы сотрудничества в сельскохозяйственной сфере двух наших стран. В мероприятии приняли участие около 60 представителей японского бизнеса, заинтересованных в развитии торговых отношений с Беларусью. Помимо официальной презентации, состоялась дегустация белорусских продуктов. Японцы остались под большим впечатлением — от белорусских сыров в частности. Кроме того, удалось пообщаться неформально, попробовав в ассортименте линейку белорусской продовольственной продукции, безалкогольной и алкогольной в том числе. Как можно не использовать такой переговорный аргумент?..

Про бизнес и не только

А 9 марта белорусская делегация уже встречалась с главным исполнительным директором компании JTI Фукути Дзюнити. В ходе встречи обсуждались вопросы взаимодействия в табачной сфере (JTI — крупный инвестор на нашем табачном рынке). Кроме того, данная транснациональная корпорация в лице своего ТОП-менеджера получила предложение инвестировать в ряд сельскохозяйственных объектов в Беларуси. Почему бы и нет? В тот же день экспортные возможности Республики Беларусь в сфере АПК были официально продемонстрированы представителям префектур (регионов) Японии.

Интересной также была встреча наших земляков с руководством корпорации сельского хозяйства и животноводства Японии. Данная структура развивает производство сельскохозяйственной и животноводческой продукции в своей стране, а также, используя количественные квоты, регулирует импорт сухих молочных продуктов и масла на японский рынок. В ходе встречи удалось разобраться с механизмом поставок квотируемой продукции на японский рынок. Если кратко, то процесс осуществляется через своеобразный механизм — специмпортеров. Список этих компаний был официально представлен нашей делегации.

В ближайшее время Беларусь предложит свои возможности для выхода на японский рынок (с СОМ, СЦМ и животным маслом) — с учетом специфики работы японцев на данном направлении.

Операция кооперация

Наконец, 10 марта прошла встреча представителей белоруской делегации с руководством Национальной конфедерации ассоциаций сельскохозяйственной кооперации Японии Zen-Noh. В ее ходе японские коллеги ознакомились с действующей в нашей стране системой сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, условиями их функционирования, мерами господдержки, обеспеченности семенным материалом и сельскохозяйственной техникой. Запланировано сотрудничество на данном участке в сфере обмена научной и образовательной информацией. Цель — развитие фермерских хозяйств в Беларуси с учетом опыта Японии в том числе.

Любопытной также выглядит встреча с исполнительным директором Японской ассоциации производителей кормов Акирой Хирано. С ним обсуждались условия производства и обеспеченность кормами животноводческих организаций двух стран. По факту японская сторона в ближайшее время рассмотрит предложения белорусских производителей кормов, премиксов и кормовых добавок для поставок в свою страну.

Экологический фактор

Японцы в последние годы все как один повернулись в сторону здорового образа жизни и, соответственно, максимально здорового питания. При не самой хорошей экологии и посредственном климате (очень мягко говоря) жители Страны восходящего солнца удерживают лидирующие мировые позиции в части продолжительности жизни населения. Примечательно то, что в ходе выставки FOODEX JAPAN-2016 белорусское продовольствие было представлено как экологически чистая и свободная от ГМО продукция. На наш взгляд, это — весьма грамотный посыл в будущее. На здоровьи японцы явно не экономят, и натуральное продовольствие сможет их заинтересовать не меньше, чем нас японские современные технологии в машиностроении, робототехнике, компьютерной, бытовой технике и т. д.

А напоследок — несколько слов в сторону от освещения визита нашей делегации. Дело в том, что современная японская кухня — весьма интересная, просто необъятная тема. Она отличается более низкой калорийностью (по сравнению с западной). По мнению японцев и особенно японок, для них не меньшую важность, чем низкая калорийность, играют натуральность и сезонность. То есть они, во‑первых, стараются напрочь отказаться от еды с консервантами. И, во‑вторых, используют (по возможности) продукты для приготовления пищи в тот период, когда они особенно вкусны. То есть в самый для них сезон.

Про специфику белорусской кухни на этом фоне поговорим как-нибудь в другой раз. А сейчас я просто процитирую отрывок из классической книги Всеволода Овчинникова «Ветка сакуры»: «Японская пища в противоположность той же китайской чрезвычайно проста. Японский повар стремится, чтобы внешний вид и вкус кушанья как можно больше сохраняли первоначальные свойства продукта, чтобы рыба или овощи даже в приготовленном виде оставались самими собой. Многим иностранцам японская кухня кажется примитивной и пресной. Японцам же однообразной кажется европейская кухня, почти не учитывающая сезона. Кроме того, в японской кухне нет места соусам или специям, которые искажали бы присущий продукту вкус».

Без пафоса

Чаще всего самым трудным для будущих партнеров оказывается первый шаг навстречу друг другу. А он в части активизации взаимодействия Японии и Беларуси на рынке продовольствия был явно и четко сделан. Опять же впервые.

P. S. Благодарим начальника Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексея Богданова за помощь в подготовке публикации.