Виктор Валюшицкий: «Торговая сеть не должна быть монополистом»

В настоящее время идет разработка нового закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в РБ», который готовится с 2012 года.

У этого документа трудная судьба. Законопроект вызвал бурное столкновение мнений и позиций, поэтому его неоднократно направляли на доработку, он обсуждался на различных уровнях – и за круглым столом в Совете Республики, и в Министерстве торговли, где создана рабочая группа, в которую вошли представители предпринимательских структур, органов госуправления, депутаты. Обсуждали наиболее острые вопросы, касающиеся в основном двух направлений: взаимоотношения между производителями и торговыми предприятиями (поставка продукции, взаиморасчеты, качество поставляемого товара и так далее) и ограничение монополии торговых сетей. Депутат Палаты представителей Национального собрания РБ брестчанин Виктор Валюшицкий является непосредственным участником этих дискуссий.

– Виктор Иванович, вы считаете, что пора ограничивать распространение торговых сетей в Беларуси?

– Ни в коем случае! Сети должны развиваться, создавать конкурентную среду в стране. Но для меня совершенно очевидно, что никакая из сетей не должна выйти на объемы монополиста. Мы не выступаем за ограничение распространения сетей в целом, мы выступаем за ограничение монополии какой-либо одной сети. Во всем мире законодательно борются с монополией одной из действующих на рынке торговых сетей.

– Давайте определимся, что такое «торговая сеть»?

– В нашем законе, на мой взгляд, определение торговой сети дано не совсем корректно. Предлагается считать торговой сетью 2 и более торговые точки. Я с этим согласиться не могу. В Англии торговая сеть состоит из 6 и более торговых точек общей площадью свыше 600 кв. метров. Я вносил предложение определить торговую сеть в Беларуси так: 5 торговых точек с общей площадью свыше 500 кв. метров. Иначе как мы можем предъявлять одинаковые требования к фирме, имеющей 2 торговые точки, и сети из 100 магазинов?

– Если говорить об ограничении развития одной сети, какова планка, за которой торговый оператор приобретает черты монополиста?

– Российское законодательство определило так: одна сеть на конкретной территории имеет право занимать 25 процентов от общего товарооборота. Например, в городе, допустим, Брянске одна конкретная сеть не может выйти по объему товарооборота за границы 25 процентов в общем товарообороте города. Я озвучивал на заседании рабочей группы цифру 15 процентов. Но в проекте закона «рабочей цифрой» стали 20 процентов.

– Сегодня какая-то из торговых сетей на территории Беларуси вышла за пределы предлагаемых ограничений?

– Нет, у них еще есть большие перспективы. Самыми крупными торговыми сетями Беларуси являются «Евроопт», который имеет более 10 процентов от товарооборота Беларуси, и Белкоопсоюз – 11 процентов. Ограничивая монополию одной сети, мы тем самым стимулируем развитие всех сетевиков.

– Известно, что в соседней Литве образовался крупный игрок на рынке торговли. Сеть магазинов «Максима» имеет 38 процентов от общего товарооборота страны. Как сказывается это на потребительских ценах? – Да, нам приводят пример, что в Литве «Максима» заняла лидирующие позиции в торговле и ничего страшного в этом нет. Позволю себе не поверить в это. В Литве 4 крупные сети, которые занимают 80 процентов розничной торговли продуктами питания – рынок характеризуется малой конкуренцией и высокими барьерами для вступления новых игроков в отрасль. То есть частный предприниматель в Литве практически лишен возможности выйти на рынок торговли продуктами питания. К слову, в марте прошлого года министр сельского хозяйства Литвы официально заявлял, что не видит объективных причин для роста цен в магазинах страны на мясо, молоко, но вместе с тем он происходит.

– Но именно в крупных сетях, работающих и на территории Беларуси, и в соседней Польше, самые низкие цены…

– Да, мы должны признать, что у нас высокие цены по сравнению с Польшей. Но наши соседи выигрывают там, где предлагают качественный товар по более низким, чем у нас, ценам. Однако не надо обманываться по поводу низких цен в целом. Нам говорят, что одна сетевая компания смогла привезти в Беларусь дешевые узбекские носки, и надо бы остальным учиться так работать с поставщиками. Но давайте внимательно посмотрим на этот товар! Носки без пятки, носка, без резинки. Для кого это?! Это одноразовый товар. Оскорбительно предлагать его покупателю. Если мы пойдем по такому пути, из наших магазинов станут исчезать качественные вещи. Или поступают в сеть полугнилые фрукты… Это же неликвид. Так эти продукты надо и называть, а не кичиться тем, что вы предлагаете низкую цену на витамины.

– Раз мы заговорили о мировом опыте, скажите, какие механизмы используются на Западе для ограничения распространения сетей?

– Не стоит делать акцент на «ограничении распространения сетей». Речь идет о насыщении рынка гипермаркетами и магазинами шаговой доступности. В странах Западной Европы действительно существуют законы и нормы, позволяющие благополучно соседствовать большим и малым торговым точкам. Ряд стран придерживаются строгого ограничения на количество магазинов, площадь которых превышает, например, 700-2500 квадратных метров. (У нас гипермаркет «Корона» – 12 000 квадратных метров, «Евроопт» – 19 000 кв. метров.) Мне известно, что в Европе применяется нормирование и жесткое регулирование со стороны государства графиков работы торговых точек с часами и днями работы. Например, вводится ограничение на общее количество часов работы маркета в неделю. В Германии это ограничение составляет 80 часов в неделю и является самым низким в Европе. В Нидерландах это 96 часов. Порой запрещается работа сетевых магазинов по воскресеньям и праздничным дням. И самое жесткое: вводятся режимы зонального регулирования, которые могут отсрочить или запретить проникновение на рынок нового торгового оператора.

– Каковы реальные результаты подобной жесткой позиции?

– На рынке Германии сети представляют собой жесткий дискаунтер с очень ограниченным ассортиментным набором, иногда не превышающим 500-700 наименований продуктов питания. На продовольственном рынке страны они занимают всего около 30 процентов. Немецкие торговые предприятия с объема товарооборота имеют самую низкую прибыльность – всего 0,3 процента. (В Великобритании – 5 процентов, во Франции – 3,5 процента.) Аналитики комментируют эту цифру исключительно высокой конкурентной средой в Германии. Там 85 процентов всех продаж сосредоточены в руках 10 (!) сетевых компаний. То есть каждая из них имеет в среднем до 10 процентов объема оборота страны. Что касается низких цен в нашей стране (да и любой другой), это вполне может быть временным явлением, пока сети работают в конкурентной среде. А завтра, когда позиции монополиста будут заняты, они сами будут диктовать цены – и производителю товаров, и потребителям. И вмешаться в этот процесс даже на государственном уровне будет уже невозможно.

– Конкуренция в торговле не может быть полноценной, если рынок не насыщен товаром. Как по-вашему, в Бресте создано объективное поле для развития конкуренции?

– Есть такой показатель – обеспеченность торговой площадью на 1000 жителей. В Бресте поставлена задача довести эту цифру до 650 кв. метров, тогда как сегодня у нас – 500 кв. метров на 1000 жителей. В том же Берлине обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей составляет 405 кв. метров, в Праге – 626, в Лондоне – 154. В моем списке лидирует Москва – около 800 кв. метров. Если ближайшие планы города осуществятся, мы легко достигнем результата в 650 кв. метров на тысячу брестчан. Но вопрос в другом: сыграет ли это на ужесточение конкуренции и в конечном итоге послужит ли стимулом для снижения цен?

Источник:vb.by