Валентин Чеканов:«Нужно успокоиться и достойно встретить гостей»

Не хоккеем единым живы болельщики, — рассудили в минторге перед главным хоккейным стартом этого года и отправились проверять готовность наших туристических центров к приему любознательных иностранцев.

В первую очередь представителей торговой власти интересовали торговые объекты, кафе, рестораны, гостиницы, которые могут попасться на пути у туристов в мире и Несвиже. Министр торговли Валентин Чеканов лично прошелся по туристической «тропе», чтобы взглянуть на белорусский сервис глазами иностранного гостя.

Весенний Мирский замок порадовал участников коллегии своей умиротворенностью, отреставрированными залами, новыми экспонатами, которыми музей пополняется не только за счет собственных приобретений, но и благодаря щедрости белорусской таможни, а также уютными номерами замковой гостиницы. По словам директора музея Ольги ПОПКО, основные посетители замка, конечно же, россияне. Если белорусские туристы в сувенирной лавке покупают на память о посещении максимум магнитик, то восточные соседи не выходят из нее без какого-нибудь булатного меча или глиняного кота, китайцы — без матрешек, и цены в миллион белорусских рублей их не останавливают. Продаются даже шляхетские костюмы за 3,5 млн рублей.

Не ускользнули от внимательного критического взгляда специалистов и ярко-желтые палатки за забором комплекса, в котором расположились торговцы сувенирной продукцией. Даже несмотря на то, что желтый является цветом города Мира и присутствует на его гербе, они порекомендовали местным властям гармонизировать внешний вид этих палаток со стилистикой самого замка, а еще лучше в перспективе установить здесь электрифи-цированные стационарные торговые объекты.

Отдельное внимание участники выездной коллегии уделили замковому ресторану, где подавали ароматнейший грибной суп, и частному кафе «Мирум», расположенному напротив замкового комплекса. Открывшееся в 2009 году, сейчас это заведение, ориентированное на трафик посетителей замка: достигло годового оборота в 3,5–3,7 млрд рублей. Для сравнения, драники здесь стоят около 50 тыс., борщ — 30 тыс. рублей. Летом, по признанию директора ООО «Мирум-град» Сергея КУДЛАША, кафе просто задыхается от числа гостей, которое может достигать 200–300 человек в день. Однако, несмотря на бойкое место, рентабельность этого бизнеса не превышает 1,5–1,8 %.

Эта же семья владеет и рестораном «Гетман» в Несвижском дворцово-парковом ансамбле. Состоящий из трех залов, рассчитанных на 56 посетителей, летом он прирастает летней террасой на площади замка. Министр торговли был удовлетворен, что на входе работники ресторана встретили его лучезарной улыбкой и английской речью, однако он со всей строгостью проинспектиро¬вал меню, выяснил, подают ли здесь драники и сколько сортов отечественного пива есть в наличии.

Тут же выяснилось, что в замке пока не решена проблема с обменным пунктом, где иностранцы могут поменять валюту. Валентин Чеканов отдал распоряжение организовать обменный пункт здесь любым способом — либо поставить бронированный автомобиль, либо выделить для банковского работника отдельную комнату с усиленной охраной. Но чтобы прибывший сюда иностранец не испытывал никаких сложностей во время отдыха.

В сувенирном магазине министр порекомендовал одеть работников в льняную форменную одежду, пусть даже в других странах так и не делают. Лен — это символ нашей страны.

Определенные нарекания вызвали отсутствие широкого ассортимента сувенирной продукции с национальной символикой в точках наиболее массового скопления туристов, а также не совсем правильная ее презентация. Из-за скромных и невыразительных ценников такая продукция «теряется» среди другого товара.

Подводя итог посещению, Валентин Чеканов заметил, что, в принципе, доволен увиденным — большинство объектов готовы к встрече иностранных гостей. Вместе с тем ряд проблем, которые нужно решить в ближайшие дни, все-таки остался. В первую очередь необходимо свести к минимуму все шероховатости, до сих пор встречающиеся в работе объектов общественного питания.

— Здесь, как и на всех предприятиях розничной торговли, следует беспрекословно соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Безопасность поставляемых продуктов и готовых блюд должна быть безукоризненной, — подчеркнул министр торговли.

Одной из болевых точек розничной торговли и общественного питания по-прежнему остается несоблюдение сроков годности продукции. Неудивительно, что в последнее время все чаще озвучивается предложение о необходимости ужесточать ответственность. Сторонники такой кардинальной меры считают: если бы суды штрафовали субъекты хозяйствования по максимальному размеру, который предусмотрен Административным кодексом, а именно: по 500 базовых величин, то данная проблема решалась бы мгновенно. Собственник сам бы лично фильтровал наличие в магазине просроченного товара, потому что подобное наказание рублем существенно бьет по карману.

Представители другой точки зрения высказывают мнение, что вводить столь жесткие меры на законодательном уровне пока еще рано. Нужно смотреть на вещи реально – это может серьезно усложнить торговое обслуживание в сельской местности. В этой связи предлагается подумать о технических вариантах решения вопроса. Например, о блокировке продажи товара с истекшим сроком годности на кассе.

Однако это дело будущего. Что касается настоящего, позиция Министерства торговли по отношению к нарушителям открыта и однозначна: работать во время чемпионата будет лишь тот, кто соблюдает все нормы.

Участники коллегии обсудили и внедрение системы tax free. Было отмечено, что работу по внедрению новой для нас системы нужно продолжить, особенно в Минске, Брестской, Гомельской и Гродненской областях. По мнению министра, если tax free появилась уже в несвижском универмаге, в райцентре с 14 тысячами жителей, то в столице, где проживает два миллиона горожан, должно быть не 100 магазинов, а 500-600, а то и больше, которые работают в этой системе.

В начале года много нареканий вызывала и языковая подготовка работников торговли. Однако предприятия постарались исправить эти ошибки. Здесь свою роль сыграли и языковые курсы, и репетиторы, которых приглашали на объекты торговли. Отмечалось, что персонал, услышав иностранную речь, при звуке иностранной речи уже не чувствует такого смущения, как раньше. Плюс ко всему сотрудники предприятий знают, что на период чемпионата практически на каждом объекте рядом с ними будут находиться люди, которые всегда помогут объясниться с покупателем из любой страны.

– Теперь самое важное – свести к минимуму нервное напряжение, побороть волнение, которое возникает перед любым серьезным событием, – заметил Валентин Чеканов. – Усвоить, что мы не хуже представителей торговли других стран. Люди должны почувствовать уверенность в себе, чтобы в спокойной и комфортной обстановке с достоинством встретить гостей.