Торговые знаки в зоне особого внимания

Уж сколько раз твердили о том, что регистрация товарного знака обязательна, и во всем мире она имеет территориальный характер, однако до сих пор появляются проблемы, которых можно было избежать. Они в очередной раз обсуждались на круглом столе «Как защитить себя от недобросовестных конкурентов», организованном под эгидой ассоциации «БелБренд».

Анна МАРКОВСКАЯ

Поставка в течение длительного периода продукции на внешние рынки на миллионы долларов без регистрации товарного знака — это не что иное, как беспечность производителей, показатель работы на предприятии. Нередки случаи, когда много лет производя продукцию и поставляя ее в другую страну, компания, наконец-то, подает заявку на регистрацию товарного знака, а он оказывается уже зарегистрированным. Причем зачастую компанией, ничего не производящей. Основной довод «нас знают все» здесь вовсе не уместен. Товарный знак — это собственность, и о ней должен позаботиться ее владелец.

На встрече разбирался случай предприятия «Бархим», которое потеряло казахстанский рынок. Причина в том, что успешную торговую марку успела зарегистрировать предприимчивая коммерсантка из Казахстана, уведомив об этом белорусов. Теперь им предстоит пройти процедуру обжалования, которая во всех странах одинакова: если жалобу отказалось рассматривать патентное ведомство, подается иск в суд.

За каждым спором стоит сбор доказательств. Помочь оформить судебный иск и собрать доказательства помогут патентные поверенные. Последние настоятельно рекомендуют обращаться именно к ним, потому что собственные юристы предприятий не всегда компетентны в вопросах интеллектуальной собственности. Патентные поверенные есть в каждой стране. Обращение к ним — нормальная цивилизованная практика.

Как считает патентный поверенный Валентин Рачковский, деятельность его коллег в республике не популяризирована. В то же время знаний в области защиты интеллектуальной собственности не хватает, бизнес-сообществу нужна поддержка. Однако обращение в патентное ведомство не всегда адекватно. Так, предприятие, каким-то образом узнав о регистрации заявки, обращается в патентное ведомство с просьбой, чтобы оно на стадии заявки не допустило регистрации. Существует и протекционизм госорганов в интересах своих субъектов хозяйствования.

В ходе возникшей дискуссии патентные поверенные то и дело «сыпали соль на раны» белорусскому производителю. Необходимые для себя выводы предприятие уже сделало. Теперь на своем примере оно может обучать других, как нужно работать на зарубежных рынках.

Нельзя не согласиться с прозвучавшим заявлением: «Если не сыпать соль на раны белорусским производителям, то рана так и останется». Несмотря на то, что в Беларуси есть Национальный центр интеллектуальной собственности, все же нередки проблемные случаи регистрации торговых марок. То есть пока, к сожалению, превалирует метод проб и ошибок. Хотя центр постоянно рассказывает о своих услугах, проводит обучение.

Как было замечено, белорусы также подают заявки на регистрацию чужих товарных знаков, поэтому утверждать, что вышеописанная ситуация характерна для Казахстана или другой какой-либо страны, не совсем корректно.

Со стороны участвовавших в круглом столе производителей прозвучали защитные доводы, что якобы в условиях убытков появление возможности реализации продукции на экспорт рассматривается как неожиданный подарок судьбы, что даже некогда подумать обо всех тонкостях выхода на зарубежный рынок.

Как отметила начальник сектора правового обеспечения концерна «Белгоспищепром» Людмила Соколовская, «что ни бутылка, что ни конфета, то товарный знак». Поэтому больше всего проблем возникает в алкогольной и кондитерской отраслях. Обычно производители заключают контракт, а регистрацией занимаются позже.

Сегодня концерн и его предприятия начинают строить работу по-новому. Разработан план мероприятий по защите интеллектуальной собственности

на 2012–2020 годы. Поднят вопрос и о регистрации белорусскими производителями коллективных товарных знаков. Концерн приветствует вступление предприятий пищевой отрасли в ассоциацию «БелБренд». Сегодня ее членами являются: РУП «Климовичский ликеро-водочный завод», ОАО «Городейский сахарный комбинат», ОАО «Минский маргариновый завод», РУП «Гродненский ликеро-водочный завод «Неманофф», ОАО «Мозырьсоль», ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч», ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод», РПУП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко», ОАО «Криница», ОАО «Дрожжевой комбинат», РУП «Витебский плодоовощной комбинат».

Многие предприятия правильно строят патентную политику и успешно работают на внешних рынках. Товарный знак — это лишь один из атрибутов выпускаемой продукции. Евгений Якушкин, начальник управления электронных ресурсов Центра систем идентификации НАН Беларуси, обратил внимание участников круглого стола на необходимость использования электронной базы данных.

База данных, доступная по адресу åpass.by, собрала все бренды 3,5 млн товаров, которые производились в Беларуси за последние 10 лет. Банком электронных паспортов должны пользоваться белорусские патентные поверенные на стадии подачи заявки на регистрацию торговой марки. Ожидается также, что представленную в банке информацию начнут массово использовать оте­чественные производители.

«Дюшесы» преткновения

Сегодня продолжается борьба за товарные знаки советского периода. Украинский «Рошен» является основным возмутителем спокойствия отечественных кондитеров. Он позволил себе запатентовать названия конфет, которые с 1997 года принадлежат белорусскому «Спартаку». На белорусском предприятии посчитали, что такие действия наносят удар и по производителю, и по потребителю.

Напомним, что в 2010 году украинская компания зарегистрировала в Беларуси товарные знаки «Рачки», «Барбарис» и «Дюшес», принадлежащие «Спартаку». В частности, зарегистрированы «Рачки-Дружки», «Дюшес Рошен», «Барбарис Рошен». При этом, к примеру, на этикетке леденцовой карамели «Дюшес» название написано большим шрифтом, а производитель — мелким.

В связи с этим спартаковцы вынуждены были обратиться в апелляционный совет при национальном центре интеллектуальной собственности Беларуси. В претензии на право этих знаков было отказано. Такой вердикт вынудил обратиться в суд.

По информации директора СП ОАО «Спартак» Олеси Самсоновой, эти же знаки в России отказались регистрировать. Зарегистрированы только графические изображения Roshen и словесные изображения Roshen. Таким образом Российская Федерация защищает своих производителей. И после смешения товарных знаков никогда их не регистрирует.

Когда верстался номер, нашей редакции стало известно, что СП ОАО «Спартак» выиграло суд против «Рошена».