Таможенное законодательство России в рамках ВТО

22 августа 2012 года вступит в силу ряд документов, касающихся таможенного законодательства, действие которых было отложено до присоединения России к ВТО. Владимир ЛАБИНОВ, кандидат сельскохозяйственных наук, исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли

22 августа 2012 года вступит в силу Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». Данный Протокол ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ [1]. Когда он вступит в силу, Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации (далее — ВТО, Организация).

Напомним, что ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного 30.10.1947. С 1 января 1995 года Организация осуществляет самостоятельную деятельность с целью регулирования торгово-политических отношений ее участников. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ в 1993 году, а переговоры по вступлению в ВТО начались в 1995 году. Таким образом, спустя 18 лет Россия достигла поставленной цели.

Помимо обязательств, взятых на себя РФ при вступлении в ВТО, с даты присоединения России к Организации начнет действовать ряд документов, вступление в силу которых было отложено до этого момента. Рассмотрим наиболее интересные, относящиеся к сфере таможенного законодательства. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (подписан 19.05.2011 в г. Минске)

Договор призван обеспечить полноценное функционирование Таможенного союза (далее — ТС) в случае присоединения одного или нескольких его членов (далее — Стороны) к ВТО. Он был ратифицирован Федеральным законом от 19.10.2011 № 282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы». Со дня присоединения любой из Сторон (в данный момент — Россия, Казахстан, Беларусь) к ВТО положения Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации (далее — Соглашение) становятся частью правовой системы ТС. Первая присоединившаяся Сторона должна информировать остальные и координировать с ними действия по принятию обязательств в качестве условия ее присоединения, если они требуют изменений правовой системы ТС. При последующем присоединении к Организации другой Стороны ее обязательства (принятые в качестве условия присоединения к ВТО) также становятся частью правовой системы ТС. Действия по принятию обязательств должны быть согласованы с остальными членами ТС.

С момента присоединения Стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа ТС не могут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров. Исключения из этого правила преду-смотрены Соглашением.

Каждая вновь присоединившаяся к Организации Сторона должна стремиться к формированию такого объема обязательств, который максимально соответствовал бы обязательствам страны ТС, первой вступившей в ВТО. Принципиальные отклонения от таких обязательств Стороны должны обсуждать и согласовывать. Кроме того, Договор предусматривает принятие Сторонами мер по приведению правовой системы ТС в соответствие с Соглашением. До этого момента положения Соглашения (включая обязательства Сторон, взятые при присоединении к ВТО) будут иметь приоритет над международными договорами ТС и решениями его органов. Права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения, не могут быть отменены ни по решению органов ТС (включая суд ЕврАзЭС), ни международным договором, заключенным Сторонами. Если правовые нормы ТС более либеральны по сравнению с Соглашением и не противоречат ему, то Стороны могут применять такие нормы. Заключая в рамках ТС международные договоры, принимая и применяя акты ТС, Стороны должны обеспечить их соответствие Соглашению.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска» Согласно данному Решению, страны ТС должны признавать санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры других государств как эквивалентные, даже если они отличаются от мер ТС и (или) государств-членов ТС. Это возможно при условии, что государство-экспортер:объективно доказывает, что его меры позволяют достичь надлежащего уровня санитарной и (или) ветеринарной защиты ТС или фитосанитарной защиты государства-члена ТС; обеспечивает государствам ТС по их запросу доступ для проведения проверок, испытаний, а также других соответствующих процедур.

Страны ТС должны будут проводить совместные консультации с государствами-экспортерами с целью заключения договоров о признании эквивалентности определенных санитарных, ветеринарных или фитосанитарных мер.

Запрос о проведении таких консультаций должен быть направлен заинтересованным государством-экспортером в уполномоченный орган страны ТС. Он представляется на официальном языке страны, в уполномоченный орган которой следует. Запрос должен содержать научно обоснованную информацию, доказывающую, что применяемые государством-экспортером меры позволяют достичь надлежащего уровня защиты. О решении, принятом по результатам рассмотрения запроса, государство-экспортер должно быть своевременно уведомлено. Кроме того, должно быть представлено разъяснение этого решения. Также могут быть установлены процедуры аудита, сертификации и мониторинга, включаемые в план или соглашение. Такие процедуры применяются в отношении любой меры, признанной эквивалентной.

Санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, принимаемые странами ТС, должны быть основаны на соответствующей оценке рисков для жизни или здоровья человека, животного или растения. При этом необходимо учитывать методики оценки риска, разработанные международными организациями (включая Комиссию «Кодекс Алиментариус», Международное эпизоотическое бюро), а также соответствующими международными и региональными организациями, действующими в рамках Международной конвенции по карантину и защите растений [2].

Решение Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 810 «Об изъятии в применении ветеринарных мер в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»

Данным Решением определен список отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) [3], в отношении которых уполномоченные органы РФ не осуществляют ветеринарный контроль. К таким товарам, в частности, относятся разного рода фуражное зерно, растительные жиры и масла и их фракции, неактивные дрожжи, используемые для кормления животных.

Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 721 «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств»

Данным Решением [4] определено, чем следует руководствоваться, если отсутствуют документы ТС или национального законодательства, действующие на территории ТС, которые устанавливают обязательные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к животным и продуктам животного происхождения, фитосанитарные требования к растениям и растительной продукции, санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продуктам животного и растительного происхождения.

В этом случае необходимо применять стандарты, рекомендации и руководства:

Международного эпизоотического бюро;

Международной конвенции по карантину и защите растений;

Комиссии «Кодекс Алиментариус».

Кроме того, стандарты названных международных организаций применяются, если ветеринарные, фитосанитарные, санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, действующие на территории ТС, являются в большей степени ограничительными, чем соответствующие международные стандарты, при отсутствии научного обоснования риска для жизни или здоровья человека, животных или растений.

Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 747 «О внесении изменений в нормативно-правовые акты Таможенного союза в сфере нетарифного регулирования в отношении этилового спирта и алкогольной продукции»

Данным документом (далее — Решение № 747) исключается раздел 2.18 из Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее — Единый перечень). В данный раздел входят этиловый спирт и алкогольная продукция, ограниченные к перемещению через таможенную границу ТС при импорте.

Соответственно, утратит силу и Положение о порядке ввоза этилового спирта и алкогольной продукции на таможенную территорию ТС. Отметим, что сейчас согласно данному Положению импорт такой продукции осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным органом государства-члена ТС.

С вступлением в силу Решения № 747 данная продукция будет значиться только в п. 2 раздела 2.26 Единого перечня в числе товаров, при импорте которых установлено исключительное право. Оно применяется в отношении товаров, происходящих из третьих стран и импортируемых в Беларусь. Порядок применения исключительного права определяется согласно законодательству Республики Беларусь.

[1] Федеральный закон от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». [2] Международная конвенция по карантину и защите растений (заключена 06.12.1951 в г. Риме). [3] Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317). [4] В тексте Решения не указан срок его вступления в силу. Дата вступления в силу была определена отдельным Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 773 «О вступлении в силу Решения Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 721 «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств».