Создание добавленной стоимости при производстве сыра

В апреле аналитическое агентство GIRA (Франция) представило свой доклад на IV Экспортном форуме «Беларусь молочная».

Обсуждались вопросы, вызывающие непосредственный интерес у белорусских предприятий. Первая тема — «Создание добавленной стоимости при производстве сыра».

Речь шла о видах сыра, которые пользуются повышенным спросом на мировом рынке и, конечно, о наиболее выгодных направлениях. Также была представлена тема, актуальная не только для производителей сыра, но и для большинства белорусских молочных предприятий. Это специальные молочные ингредиенты: сывороточный протеин, в числе прочих,предлагает неограниченные возможности для создания добавленной стоимости.

Приведем обзор мирового рынка сыра со стороны предложения, то есть с акцентом на производство и экспорт, а также сосредоточимся на спросе, в особенности на экспортном потенциале для белорусских предприятий.


Производство сыра в мировом масштабе

Мировой рынок сыра находится в руках не такого уж большого количества стран. В 2017 году пять основных экспортеров увеличили свою долю на рынке не менее чем на 88 % от мировой торговли! И Беларусь входит в пятерку лидеров.

Евросоюз считается крупнейшим экспортером в мире. Регион смог найти другие рынки вместо России, и экспортные поставки продолжают увеличиваться. Прогнозируется, что к 2022 году экспортные поставки Евросоюза будут расти на 3,3 % ежегодно.

Новая Зеландия — второй по счету крупнейший мировой экспортер. Она перенаправила торговлю из Европы/России в Азию, в которой ключевыми торговыми партнерами стали Япония и Китай. Сыр представляет интерес для новозеландских экспортеров, но не является приоритетом, поскольку молочная отрасль страны ориентирована на СЦМ.

США: экспорт в 2017 году был более успешным, чем в 2016-м (высокие цены и неблагоприятный обменный курс в 2016-м). Резко увеличились экспортные поставки в Мексику, которая теперь стала главным рынком, а также стремительными темпами американские экспортеры развиваются на рынках Юго-Восточной Азии. По нашим прогнозам, экспортные поставки США будут расти на 5 % ежегодно.

Австралия в основном экспортирует твердые и полутвердые сыры, хотя поставки других видов также растут. Страна сосредоточена не столько на ключевых, сколько на развивающихся рынках. Вырос экспорт в Азию (Японию), в то время как поставки в Евросоюз сократились. Главным европейским рынком для Австралии являются Нидерланды.

Беларусь продолжает увеличивать поставки в Россию, поскольку Россия продлила эмбарго. А ключевым вопросом, который подлежит обсуждению на форуме, станет поиск других рынков для Беларуси.

Лидеры: Евросоюз и США продолжат стимулировать рост

В 2017 году производство сыра достигло 22 млн тонн. Дальнейшие перспективы довольно радужные, поскольку спрос на сыр устойчив и продолжит увеличиваться на мировом уровне. Крупнейшими производителями являются:

— Евросоюз: 46 % производства. В регионе по-прежнему наблюдаются высокий экспортный спрос и рост внутреннего потребления. Увеличение внутреннего потребления произошло в основном в восточной части Европы (в новых государствах-членах) и было спровоцировано низкими ценами на сыр после введения российского эмбарго на продукцию из Евросоюза.

По нашим прогнозам, производство в Евросоюзе продолжит увеличиваться вплоть до 2022 года приблизительно на 0,9 % ежегодно. Это означает, что значительная доля молока, дополнительно полученного в Евросоюзе, будет использоваться для изготовления сыра. Евросоюзу выгоден высокий спрос на сыр. Неплохие перспективы открываются в новых государствах-членах. Домашний спрос на сыр-ингредиент динамичный, экспортный спрос высокий, и, что немаловажно, сыр обещает большую валоризацию, чем масло/СОМ;

— США представляет 29 % производства, и показатели будут увеличиваться (+2,7 % ежегодно). Рост рынка США довольно впечатляющий. Это происходит за счет увеличения внутреннего спроса, а также возможностей на экспортных рынках.  

Существуют и менее крупные игроки:

— Бразилия, приблизительно 5 % мирового производства, восстанавливается после спада производства в 2015 и 2016 годах. Ожидается, что в ближайшие пять лет производство будет расти на 2,2 % ежегодно, но возрождение внутреннего спроса должно стать ключевым фактором роста. Таким образом, мы можем сказать, что Бразилия не окажет существенного влияния на мировой рынок;

— Турция пока не является значимым игроком, но развитие коммерческого производства молока стимулирует рост производства сыра. В этом секторе увеличивается инвестирование. В любом случае в Турции современный ритейл развивается быстрыми темпами, следовательно, можно ожидать, что существенная часть произведенного в Турции сыра останется в пределах страны;

— Россия наращивает производство, но, вероятнее всего, потребление снова увеличится, поэтому внутренний рынок поглотит основную часть внутреннего производства. Россия, очевидно, продолжит извлекать выгоду из запрета на импорт, что уже спровоцировало рост домашнего производства;

— Новая Зеландия, в которой насчитывается менее 2 % мирового производства, в основном производит сыр «Чеддер». Производство полностью ориентировано на экспорт, при этом львиная доля сыра экспортируется в качестве ингредиента для приготовления. Новая Зеландия извлекает выгоду из динамичного экспортного спроса в Азии (ранее это была Япония, но теперь темпы роста более высокие в Китае). Это самый дешевый экспортер сыра, и сыр интересен для Новой Зеландии, так как цены менее волатильные, чем в секторе СОМ/ОМЖ;

— Беларусь. Здесь наблюдается положительный рост производства сыра. Отличительными характеристиками являются дешевизна, товароориентированность и экспортоориентированность.

В период за 2017–2022 годы одни и те же крупные игроки продолжат доминировать в производстве, и они должны представить большинство дополнительных объемов. Следует упомянуть о Китае, где возможно увеличение производства сыра не менее чем на 15 % ежегодно, но из-за недостатка молочной культуры в стране этот рост произойдет с низких уровней, и изменения объемов будут незначительными. Это означает, что Китай по-прежнему предлагает хорошие экспортные возможности.

Источник: Produkt.by