Россия: Мучной рынок сокращается. Изменение предпочтений потребителей

Потребительские предпочтения сместились в сторону полезных продуктов.

Экономические изменения серьезно затронули АПК. Предприятиям отрасли пришлось корректировать подходы к производству продукции и системе продаж, рассказал Андрей Ананьин, исполнительный директор ОАО "Пава" (Барнаул) в интервью "Эксперт Сибири". — Какие изменения произошли в прошедшем году в основном сегменте зернопереработки — производстве муки? — В 2009 году, как и в последние несколько лет, мы наблюдаем сокращение мучного рынка. Особенно заметным сокращение было в докризисное время — потребительские предпочтения сместились в сторону полезных продуктов. В потребительской корзине россиян овощей, фруктов, мяса стало больше, а хлеба и снековой продукции — заметно меньше. Идет сокращение конечного спроса на продукцию, производимую из муки, также наблюдается снижение платежеспособного спроса предприятий, через которые распространяется наша продукция. Финансовая нестабильность приостановила падение рынка, но не увеличила его объемов. В начале 2009 года положительное влияние на внутренний мучной рынок оказали экспортные отгрузки. Контракты с зарубежными партнерами позволили убрать с рынка значительные объемы "лишней" муки. Но уже в конце второго квартала этот канал, который, пожалуй, можно назвать антикризисным, оказался закрыт. Негативно отразилось на экспортных поставках сложившееся соотношение курсов валют. Также из-за сформировавшихся на российском рынке цен на зерно российская продукция оказалась не конкурентоспособной по отношению к муке из Украины и Казахстана. — Как ваша компания решала возникшие сложности? — Мы проанализировали изменения, произошедшие на рынке, — как по отзывам наших клиентов, так и по структуре конечного спроса. Был проведен анализ внутренних факторов, влияющих на повышение эффективности бизнеса — результативности бизнес-процессов, рациональности осуществляемых текущих расходов, актуальности планов инвестиций и развития. Мы внесли существенные коррективы в подходы к производству продукции, я имею в виду жесткий контроль качества и потребительских свойств, и системы продаж. Акцент был смещен на прямые поставки конечным потребителям, была усилена работа региональных представителей и филиалов. Кроме того, планомерно развивается система продаж на внешние рынки. Снижение цен на зерно, произошедшее в начале маркетингового года, мы наблюдали на рынках всех производящих зерновые культуры российских регионов. Вслед за снижением цен на пшеницу произошло, как, впрочем, и обычно, закономерное снижение цены на продукцию зернопереработки. Этот процесс начался с середины сентября 2009 года, то есть уже в течение четырех месяцев цена на муку только снижается — колебаний в сторону роста не происходит. Баланс, при котором стоимость зерна составляет порядка 75 процентов стоимости муки, сохраняется и в условиях значительного снижения цен на зерновые культуры. Поэтому снижение цены на зерно нового урожая не отразилось на рентабельности нашего бизнеса. — На каких инвестиционных проектах вы будете акцентировать свое внимание в 2010 году? — Мы находимся на стадии реализации сельскохозяйственного проекта "Русский аграрный дивизион", в рамках которого расширяем производство зерновых культур, и проекта глубокой комплексной переработки пшеницы "Грэинвест". Я убежден: сельское хозяйство было и остается защищенным сектором экономики, который всегда будет вызывать интерес инвесторов. Поэтому названные проекты останутся приоритетными и в следующем году.