Республика Беларусь: торговля-2010. Итоги, прогнозы, версии

Эксперты "Продукт.BY подводят итоги работы розничной продовольственной торговли.

«Свободы. Новые цены. Предчувствия…»

Виктор Маргелов, директор ТЧУП «Тридакта» («магазин у дома» «Купаловский» в Минске, несколько объектов придорожного общепита и т. д.), полагает, что прогнозы — дело вообще-то неблагодарное. Но… «Весной 2011 года нам станет ясно: 2010-й был последним годом торжества государственного регулирования в Беларуси, — предполагает Виктор Егорович. — Причем не только в торговле». Все логично. На выходе — пакет правительственных документов, регламентирующих еще большее высвобождение в сфере ценообразования и для производителей, и для продавцов. Исключение сделано будет для не слишком-то многочисленной группы социальных товаров. Кроме того, значительная часть торговли «выводится» за рамки лицензирования.

Что будет означать эта свобода? «Для производителей — оптимизацию процессов ценообразования, — считает Виктор Маргелов. — Большая партия товара, реализованная по предоплате, даст возможность покупателю приобрести ее со скидкой. В итоге появятся основания для укрупнения торговли и производства. Одновременно возникнет опасность создания монополий, притом что серьезной антимонопольной службы, подобной российской, у нас нет».

Кроме того, эксперт полагает, что не за горами серьезное повышение цен в Беларуси на продукты питания. Об этом уже сказал председатель концерна «Белгоспищепром» Иван Данченко на пресс-конференции в начале ноября. Он осторожно заметил, что «цены на продовольствие в Беларуси, России и Казахстане будут выравниваться».

Показательный пример — ситуация с сырами. Можно было иметь в рознице этот продукт по цене 14 тысяч. Но большинство предприятий продавало его по таким расценкам, что на прилавки сыры попадали с ценником 20–22 тысячи рублей».

В итоге все в Беларуси «гонялись» за дешевой сырной продукцией, а производители «дорогого сегмента» резко уменьшили реализацию. Во всяком случае, внутри страны. Лишь через определенный промежуток времени ситуация урегулировалась. В том числе и за счет увеличения закупочных цен на молоко. Есть основания полагать, что все эти процессы выравнивания будут в 2011 году проходить достаточно болезненно.

«Пришлось ужиматься под давлением конкурентов до предела»

Петр Зюськевич, директор ЗАО «Тоскана» (сеть из трех «магазинов у дома»), сетует на субъективные и объективные обстоятельства, поставившие под удар весь его бизнес. Каждый из трех его магазинов заслуживает отдельного рассказа. Скажем, «Колосок» на проспекте Независимости расположен напротив киностудии «Беларусьфильм», он был весьма популярен у актеров в советские времена. В последние годы магазину тяжело в связи с тем, что универсам «Европейский» значительно расширил свои площади, разнообразил ассортимент, добился статуса «круглосуточного».

Или взять магазин на улице Калиновского. Ему пришлось выдерживать жесткую конкуренцию с розничными предприятиями под марками «Рублевский» и «Евроопт», открывшимися по соседству. Однако наиболее примечательна судьба третьего магазина «Тоскана». Он расположен в районе уручского строительного рынка по адресу: улица Ложинская, 23…

В нескольких десятках метров от него работает универсам «Дмитриев кирмаш». В прошлом году 2000 квадратных метров этого комплекса взяла в аренду компания «Евроопт». Результат: с нынешнего года «Тоскана» на Ложинской работает в формате дискаунтера, но едва сводит концы с концами. «Проблемы маленьких магазинов, оказавшихся под прессом мощных игроков класса «Евроопта», известны и легко объяснимы, — сетует Петр Зюськевич. — Тот же «Евроопт» торгует в розницу дешевой российской продукцией, его отделения сами завозят ее, при этом имеют серьезную возможность для маневра. Мы же можем лишь снижать до предела свои торговые надбавки, и при этом все равно серьезно терять в товарообороте. Печально, что несколько лет назад «Тоскана» была в лидерах по Первомайскому району как раз по росту товарооборота. Сейчас мы «лидеры с конца». И от следующего года ничего хорошего пока не ждем».

Справедливости ради нужно сказать, что оказавшиеся не в самой простой ситуации универсам «Первомайский» и его директор Зинаида Поборцева все свои проблемы с масштабной реконструкцией предприятия решили еще в прошлом году. И нынешний год могут смело занести себе в актив.

«Для нас существуют два финансовых параметра: прибыль и рентабельность»

«В 2010 году большая часть продовольственных магазинов, не входящих в крупные сетевые структуры, с большим трудом сводила концы с концами. Таково мнение директора ЗАО «Универсам «Юбилейный-92» Владимира Нерози. Несмотря на то, что многие специалисты считают этот магазин примером для подражания, сам Владимир Сергеевич далек от оптимизма: «То, что мы в этом году не закрылись, уже можно считать хорошим результатом, — резюмирует он. — На этом фоне бессмысленно говорить, что наши специалисты смогут получать зарплату в пятьсот долларов к концу года. Мы понимаем, что это — первоочередная государственная задача, но, увы, доходы не позволяют.

Всплеск покупательской активности мы наблюдали в дни зарплат и авансов. В остальное время картина была достаточно серой. Как плохие макароны бездарного производителя». Универсамам типа «Юбилейного» приходится «переваривать» рост цен на услуги ЖКХ, высокие налоги, падение платежеспособности населения. В то же время им приходится больше платить «смежникам», стали дороже и охранные услуги.

Комментируя тот факт, что торговые предприятия Минска по состоянию на октябрь 2010 года даже превзошли запланированные темпы товарооборота, Владимир Нерозя предположил: это стало возможным благодаря открытию магазинов в новых микрорайонах города. По его мнению, тем же универсамам в центральной части Минска тяжело демонстрировать пресловутый рост товарооборота. «Хорошо, что «Юбилейному» удастся обеспечить рост на уровне примерно 104 % по итогам 2010 года, — подвел своеобразный итог беседы директор «Юбилейного». — Кто-то скажет, что это – недостаточно. Но данный показатель никогда не был для нас самоцелью. Гораздо важнее добиться максимальной прибыльности и рентабельности.

Полную версию интервью читайте в № 21 (56) журнала "Продукт.BY".