РБ: сила — в объединении

Многие проблемы может решить создание корпораций холдингового типа по переработке и реализации молока и птицеводству.

Казимир РОМАНОВСКИЙ, экономист, Продукт.BY Располагая 0,15 % земельной площади, Беларусь производит около 1 % молока в мире. В 2010 году произведено 6,6 млн тонн молока, по 681 кг на каждого белоруса. На экспорт поставлено 3,7 млн молочной продукции на сумму 1,5 млрд долларов. По ее экспорту Беларусь занимает около 10 % мирового рынка. При реализации программы текущей пятилетки страна должна упрочить свое место на мировом рынке молочной продукции (11–12 %).

Однако на современном этапе одной из основных проблем развития молочной отрасли является отсутствие в масштабе государства скоординированных действий в специализации переработки, технологии производства, инвестициях, использовании сырья.

Еще более важной проблемой является отсутствие организации цивилизованного рынка молочной продукции как внутри страны, так и за ее пределами. Ведется борьба за сырье, а затем за рынки сбыта. К примеру, столичные молзаводы недозагружены из-за отсутствия сырья. В Минск готовая цельномолочная продукция за сотни верст везется практически из всех областей, хотя значительная часть продукции минских молочных предприятий отправляется на экспорт. Еще хуже, когда есть достаточно сырого молока для производства цельномолочной продукции в любую пору года, а для обеспечения рынка восстанавливается сухое молоко. Это было даже в Минске.

Выход на мировой рынок осуществляют практически все предприятия одновременно, создавая неорганизованную конкуренцию. Разве это нормально, когда на биржу или открытый российский рынок выходят одновременно три десятка предприятий с предложением продать, например, сухое обезжиренное молоко или масло, особенно в тот период, когда на мировом рынке цены падают или в конце месяца, когда нужны деньги на зарплату. (в ближайшее время Россия переходит на биржевые торги молочной продукцией). Поэтому экспортные цены на продукцию, к неудовлетворению отдельных предприятий, приходилось удерживать только административными рычагами. Все это в итоге ведет к огромным потерям.

Свобода — это ограничение желаний. Мировой рынок молочной продукции монополизирован и на нем процветают такие компании, как Nestle (Швейцария), Danone (Франция), Fonterra (Новая Зеландия) с годовым оборотом 10–15 млрд долларов. На российском рынке основными игроками являются такие крупные компании, как «Вим-Билль-Данн», «Данон», «Юнимилк».

Очевидным является то, что разрозненная торговля становится неэффективной. Об этом говорит хотя бы такой пример. Проведение в конце прошлого года интервенционных закупок сухого обезжиренного молока и выход на российский рынок единым экспортером, которым была ЗАО «Мясо-молочная компания», позволило удерживать самую высокую в мире экспортную цену на сухое обезжиренное молоко 4100 долларов за тонну с августа прошлого года до настоящего времени.

Недавно без глубокого анализа ликвидирован «Белптицепром», и без управления на уровне государства осталось птицеводство, пока единственная отрасль в стране, которая действительно может нести золотые яйца, потому что показатели продуктивности и расхода кормов на единицу продукции достигли мирового уровня. Возможно, это была не рыночная структура. А кто же теперь будет координировать технологию производства, снабжение оборудованием, кормами, развивать науку и племенное дело, проводить маркетинг рынков для продукции да и управлять этим рынком? Ведь кроме нескольких гигантов есть еще и небольшие предприятия. В Минсельхозпроде даже нет специалиста, который собрал бы сводки для анализа показателей отрасли, не то что управлять.

Видимо, назрело время принятия конкретных решений по переходу от административных к рыночным методам управления производством, переработкой, разрабатывать маркетинговую стратегию в масштабе государства, организовывать реализацию продукции внутри страны и экспорт продукции.

Считаю, решить вышеназванные проблемы может создание корпораций холдингового типа по переработке и реализации молока и птицеводству, а возможно, и по другим направлениям.

В состав молочного холдинга необходимо включить все молокоперерабатывающие предприятия, ЗАО «Мясо-молочная компания», научные и проектные организации, а впоследствии создать проектную, монтажные и наладочные организации, инвестиционный фонд, финансово-расчетный центр (банк). Указанная холдинговая компания уже в текущем году сможет заявить о себе, а в следующем обеспечить экспорт до 4 млн тонн в пересчете на молоко и оборот до 2,5 млрд долларов, кроме того, до 1 млрд долларов продаж на внутреннем рынке, а в итоге будет не последней в ТОП-20 молочных компаний мира. В состав птицеводческого холдинга следует включить птицефабрики, имеющие соответствующие пакеты акций в собственности государства, племенные предприятия, комбикормовую промышленность, торговую сеть, создать внешнеторговую организацию, инвестиционный фонд, строительные и монтажные организации.

Для создания холдинга в настоящее время есть определенные препятствия, основным из которых является различная форма собственности акций указанных предприятий: республиканская, коммунальная, частная. Незначительная часть акций находится в собственности сельскохозяйственных организаций, часть у населения, приобретенная за приватизационные чеки, часть у иностранных инвесторов. Потребуется принятие законодательных актов по передаче акций из коммунальной собственности и собственности сельхозорганизаций в республиканскую, а также по приобретению (передаче в управление) акций частных предприятий и у населения, если в этом будет необходимость. Это нужно обязательно делать.

Создание нескольких холдингов одного направления считаю нецелесообразным и даже ошибочным, так как потребуется дополнительная ступенька управления, продолжится ненужная конкуренция, что затруднит управляемость отраслью, то есть все останется на месте.

Понимаю, есть много противников этого. Ведь в отдельных регионах молочные заводы кредитуют весенний сев половины района, в их состав включены сельскохозяйственные организации. От этой практики следует уходить. Каждый должен заниматься своим делом, кто-то производить корма и доить коров, кто-то перерабатывать, а кто-то заниматься реализацией продукции. Образцом организации мировой торговли молочной продукцией можно считать новозеландскую компанию Fonterra, которая объединяет 14,5 тыс. фермерских хозяйств, 100 перерабатывающих предприятий, несколько внешнеторговых организаций, контролирует до 40 % мировой торговли молочными продуктами и диктует цены мирового рынка.

Создание холдинговой компании позволит:

  • координировать в масштабе государства размещение и развитие сырьевых зон и перерабатывающих предприятий для производства конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке продукции;
  • координировать структуру переработки для насыщения внутреннего рынка и поставок на экспорт наиболее эффективной в ценовом отношении продукции;
  • разрабатывать и внедрять общегосударственные бренды продукции, проводить рекламу для реализации ее с высокой добавленной стоимостью;
  • устранить местничество, в том числе при использовании молочного сырья и торговли молочными продуктами, уйти от того, что одни области молоко сушат, а другие — восстанавливают при достаточных объемах сырья в любое время года для производства цельномолочной продукции на внутренний рынок;
  • проводить единую инновационную политику;
  • более эффективно использовать инвестиционные ресурсы, привлекать иностранных инвесторов;
  • выйти на российский рынок и рынки дальнего зарубежья одним оператором, через некоторое время под одним брендом, что свойственно правилам мировой торговли, особенно молочными продуктами. Это даст огромную экономию средств на рекламу и сертификацию продукции;
  • эффективно работать с крупными компаниями и торговыми системами на долгосрочной основе;
  • создавать торговые представительства в странах — импортерах продукции;
  • диверсифицировать экспортные рынки (России и дальнего зарубежья);
  • проводить единую маркетинговую и ценовую политику как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
  • при необходимости проводить перекрестное субсидирование цен как на внутреннем рынке, так и экспортных поставок;
  • организовывать информационную и издательскую деятельность, проводить выставки и рекламу продукции;
  • распространять среди членов компании материалы научных исследований, вести переподготовку кадров;
  • за счет эффективной логистики существенно сократить маркетинговые службы на предприятиях и транспортные расходы;
  • упразднить областные объединения мясо-молочной продукции;
  • развивать интеграционные связи с производителями молока, торговлей, производителями комбикормов и белковосодержащих добавок;
  • принимать участие в разработке программ развития молочной отрасли;
  • проводить интервенционные государственные закупки продукции при существенном снижении экспортных цен.

В целом при создании подобных компаний можно рассчитывать на существенное повышение эффективности молочной и птицеводческой отраслей.

Об авторе

Романовский Казимир Эдуардович.

Родился 16 августа 1944 года. В 1961 году окончил Новопольский сельскохозяйственный техникум по специальности «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве». В 1981 году — Белорусский государственный институт народного хозяйства по специальности «Экономика агропромышленных предприятий».

Советом Министров Республики Беларусь присвоен 2-й класс государственного служащего.

В разные годы работал бухгалтером совхоза «Вишневка» Минского района и воинской части, главным бухгалтером 1-й Минской птицефабрики и Минского производственного объединения по птицеводству, заместителем председателя по экономике Минского райсельхозпрода, заместителем председателя Минского облсельхозпрода, заместителем министра Мингосимущества, главным менеджером группы компаний «Осмос» (г. Минск), заведующим отделом предпринимательства, корпоративных структур и антимонопольного регулировпания НИИ экономики Минэкономики Беларуси.

Последние пять лет до выхода на пенсию по возрасту работал советником министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.