РБ. О пивном "брожении", челноках и ресторанах

Основные пивовары РБ высказали свои мнения о повышении акциз, экспорте в Россию и ресторанном бизнесе.

В первом полугодии инфляция в Беларуси превысила 30%. И в качестве меры защиты соответствующих доходов бюджета правительство в ближайшее время собирается увеличить ставки акцизов на некоторые виды продукции, в том числе и пиво, в 4–5 раз.

Груз на плечи потребителей

Каким образом это скажется на пивоваренной отрасли? По мнению Григория Петкевича, генерального директора ОАО «Криница», если вопрос повышения акциз на пиво будет рассматриваться государством в отрыве и непропорционально от повышения акциз на другие виды алкоголя, то пивная отрасль окажется в катастрофическом положении.

«Повышение ставки акцизов, безусловно, ляжет на плечи потребителя. Заводы за счет своей нормы доходности не справятся с новым акцизом. Мы добавим в цену этот акциз, что, естественно, приведет к падению спроса», – рассказал BEL.BIZ Г. Петкевич.

В свое время увеличение акцизов на алкоголь в 2–3 раза прошла и Россия, но там это происходило на фоне экономического подъема в стране, что сильно отличается от нашего случая.

Сейчас сложившаяся ситуация с ценами, по мнению экспертов, ненормальна. Пивовары полностью согласны, что алкогольные напитки не должны стоить дешевле, чем минеральная вода либо мороженое. Однако производители ячменного напитка выступают за пропорциональное повышение цен и на остальные алкогольные напитки.

«Нельзя, чтобы 1.5 л белорусского пива стоили столько же, как и пол-литра водки», – негодует Г. Петкевич.

Между тем, по данным Национального статистического комитета, продажи пива на внутреннем рынке за январь-май нынешнего года увеличились на 124 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем наблюдается явная тенденция – снижение содержания алкоголя. Потребители предпочитают более легкие сорта. Произведено за этот же период 16.8 млн дал (рост 122.6%).

Существенно вырос и экспорт. Пивоваренные заводы за январь-май экспортировали 2.4 млн дал пива, что в 2.08 раза больше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

Бороться с челноками невозможно

Особенно резко возросли экспортные показатели в конце мая, после девальвации рубля. Как рассказал корреспонденту BEL.BIZ Михаил Чеченев, гендиректор ОАО «Пивзавод Оливария», после девальвации спрос возрос многократно.

«Появилось огромное количество новых клиентов, индивидуальных предпринимателей, которые хотят купить нашу продукцию и готовы расплачиваться едва ли не наличными, – поделился М. Чеченев. – Но, учитывая дефицит мощностей, мы не работаем с потенциальными однодневками. Хотя полностью исключить вывоз продукции в Россию за белорусские рубли невозможно».

Солидарен с коллегой и Г. Петкевич: «Сегодня наше пиво челноками вывозится в Россию. При этом у нас катастрофически падает валютная выручка. Живя в Таможенном союзе, необходимо ориентироваться на сбалансированное ценообразование, но это должно касаться всей алкогольной отрасли».

В качестве мер по борьбе с вывозом продукции на территорию партнеров по Таможенному союзу, гендиректор «Криницы» назвал ограничения поставок оптовому звену и работу по каналам прямых продаж. Хотя, по признанию Г. Петкевича, это мало помогает.

Не душите рестораны!

Наряду с экспортом продукции, одной из главных возможностей для роста производства пивовары видят в увеличении потребления пива на внутреннем рынке в сегменте HoReCa (система общественного питания и гостиничного хозяйства).

В Беларуси сегодня только 3.5–5% производимого пива употребляется в данном сегменте. Тогда как, для сравнения, в западных странах этот показатель достигает 40–60%. Не помог изменению показателя даже запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах.

По мнению экспертов рынка, здесь можно выделить несколько проблем. И главная – ценовая. Пиво в ресторанах значительно дороже бутылочного. И рядовой белорусский покупатель просто не может себе позволить каждый вечер проводить за бокалом пива в каком-либо заведении.

Также, и это общеизвестный факт, Беларусь значительно отстает даже от своих соседей по уровню развития и количеству ресторанов и кафе. Как считает Чеслав Боярчик, учредитель сети ресторанов «Дрожжи», пивоваренные компании могли бы активнее инвестировать деньги в ресторанную отрасль.

«Хочется, чтобы со стороны производителей пива инвестиции не ограничивались только летними верандами. Понятно, что окупаемость их не может быть на уровне гипермаркетов, но мы должны развивать культуру потребления пива у населения», – считает ресторатор.

А вот генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудрюс Микшис уверен, что поддержку ресторанам должно оказать, в первую очередь, государство.

«Ресторанам необходимо развиваться. Государство должно дать заведениям больше свободы и меньше контролировать, – считает бизнесмен. – Тогда рестораны обязательно вырастут, и появится культура посещения подобных заведений, употребления хорошего пива».

В целом, перспективы развития пивоваренной отрасли в Беларуси неплохие. Однако многое будет зависеть от той налоговой политики, что будет вести государство. В случае существенного увеличения акцизной ставки, безусловно, не избежать сокращения продаж на внутреннем рынке. Но возможности Таможенного союза открывают перед производителями весьма неплохие экспортные перспективы.