Потребительская кооперация: «цели поставлены, задачи определены…»

Валерий ИВАНОВ
Валерий ИВАНОВ
Председатель правления Белкоопсоюза

18 мая в Минске прошло общее собрание представителей Белкоопсоюза. На нем, в частности, поднимались вопросы, связанные с выполнением прогнозных параметров развития основных отраслей — в 2015 году. Кроме того, ставились задачи на текущий год.

Данный материал базируется на впечатлениях от доклада, озвученного на этом мероприятии председателем правления Белкоопсоюза Валерием ИВАНОВЫМ. Плюс мы учли в тексте некоторые знаковые для потребительской кооперации и страны события последних месяцев.

Небольшое предисловие

Итак, в апреле 2016 года, во время ставшего традиционным посещения президентом Беларуси регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, руководство Белкоопсоюза продемонстрировало А. Лукашенко результаты работы на данном участке. Известно, что на протяжении десятков лет наше государство прилагает колоссальные усилия для того, чтобы минимизировать последствия чудовищной техногенной катастрофы, произошедшей 30 лет назад.

Так вот, Белкоопсоюз продемонстрировал стратегию работы на данном направлении, оттолкнувшись от опыта работы агрогородка Добрынь в Гомельской области. Глава государства положительно оценил увиденное, в то же время высказал ряд замечаний, связанных, прежде всего, со снижением объемов розничного товарооборота всей системы.

Мы думаем, не стоит начинать текст с рассказа про объективные финансовые трудности сегодняшнего дня и проблемы в отечественной и мировой экономике. Гораздо интереснее посмотреть, какие меры принимаются для того, чтобы эти проблемы оставить максимально позади.

Стоит также отметить, что накануне Дня Победы Белкоопсоюз организовал и провел расширенную праздничную ярмарку в Минске. На ней свою продукцию представили 60 организаций потребительской кооперации. Ветераны войны приобретали в этот день на ярмарке товары со скидками, им вручали подарки.

Наконец, абсолютно все люди, побывавшие на ярмарке, получили в ее ходе то, чего не купишь сегодня ни за какие деньги — совершенно искренние уважение и внимание.

Пожалуй, девизом потребительской кооперации страны можно заявить эту «простую фразу»: сегодня нужно работать и жить для нужд конкретного человека. Надо полагать, эта мысль сможет получить новое наполнение в ходе грядущего Всебелорусского народного собрания. Но это будет завтра. А сейчас, как и планировалось изначально, мы рассмотрим итоги работы потребкооперации в 2015 году и посмотрим, чего от нее ждать сегодня и завтра.

Резюме — для начала

В 2015 году усилия специалистов всех уровней были направлены на обеспечение динамичного развития основных отраслей потребительской кооперации. Выполнялась также стратегическая задача по улучшению качества жизни обслуживаемого ею населения.

Не секрет, что в мировой экономике в прошлом (и не только прошлом) году происходили события, негативно повлиявшие на экономическую ситуацию как в Беларуси, так и в системе потребкооперации.

Говоря объективно, результаты этих «мировых финансовых взрывов» ощутила на себе прежде всего торговая отрасль потребкооперации. А, как известно, именно розничная торговля является приоритетной для Белкоопсоюза.

Торговля

Валерий Иванов констатировал: анализ развития розничного товарооборота торговли показал, что ряд организаций потребкооперации смогли достойно обеспечить спрос населения в райцентрах, нарастить объемы продаж к уровню прошлого года и т. д.

Вместе с тем председатель правления Белкоопсоюза отметил следующий факт: «Мы явно недорабатываем в некоторых райцентрах и крупных населенных пунктах. И это при том, что торговля в райцентрах обеспечивает более трети от общего объема товарооборота системы».

Резонно спросить, что делается для того, чтобы эти профильные слова наполнились максимальным смыслом и делом. В данном случае можно подчеркнуть: несмотря на снижение объемов продаж на определенных участках, в системе потребкооперации постоянно думают о завтрашнем дне торговой отрасли. Это выражается в развитии материальной базы собственной розничной сети — крупнейшей в стране, как известно. И за прошлый год только в инвестиционные проекты для торговой отрасли было направлено 249 млрд рублей.

Что это дает в итоге? Вот лишь несколько фактов.

Совместно с отечественными товаропроизводителями организована работа 83 фирменных торговых объектов с элементами франчайзинга. В 2015-м открыто 22 новых объекта при участии таких компаний, как «Пинскдрев», «Белита-Витекс», «Свiтанак», «Марк Формэль», «Белвест», а также ООО «Матиолли», ОАО «Минск Кристалл», ОАО «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» и т. д.

Кроме того, потребительская кооперация сохранила стабильно высокий удельный вес товаров отечественного производства в товарообороте. По итогам прошлого года этот показатель составил 93 %.

Наконец, в этом смысловом блоке есть смысл отметить и напомнить, что одним из ярких проявлений в работе современной кооперативной торговли стало создание новой фирменной розничной сети «Мясная лавка»

Общественное питание

Сеть общепита Белкоопсоюза традиционно отличают достойный ассортимент, высокое качество и невысокие цены. Это — аксиома. Говоря о данном направлении деятельности, Валерий Иванов отметил, что в 2015 году «в общественном питании приоритетным направлением было наращивание объемов производства собственной продукции».

Вместе с тем системе общепита удалось показать достойные темпы роста — в целом. Например, товарооборот по итогам года составил более 1,6 трлн рублей, что на 7,8 % больше уровня 2014-го. Если «точечно», то лучшие результаты на ниве общественного питания оказались зафиксированы в Городском филиале Гродненского облпотребобщества: объем производства там вырос почти в шесть раз.

А на общем, национальном направлении были инвестированы серьезные средства для развития отрасли общественного питания Белкоопсоюза. Благодаря этому фактору в прошедшем году в эксплуатацию ввели 41 новый объект. Были модернизированы 88 действующих предприятий, из них 14 — объектов придорожного сервиса. Плюс приобретено и установлено более 650 единиц технологического оборудования, а также семь аппаратов шоковой заморозки.

По мнению председателя правления Белкоопсоюза, работа отрасли общественного питания является резервом для увеличения розничного товарооборота. И в этом году она (работа общепита) будет максимально активизирована.

Заготовительная деятельность

Как известно, закупки у населения разнообразной натуральной продукции и сырья силами потребкооперации осуществляются круглый год. Это — одно из основных направлений ее деятельности.

Белкоопсоюз с завидным постоянством обеспечивает ежегодный рост закупок у населения излишков сельскохозяйственной и дикорастущей продукции. А самое главное для данного направления то, что потребкооперацией выполнено еще одно прямое поручение президента: в 2015 году населению за сданную продукцию выплатили 1,3 трлн рублей. Например, объемы закупок дикорастущих плодов и ягод оказались увеличены в 1,6 раза, меда — на 14 %, зерна — в 3 раза, овощей — на 7 % и т. д.

По итогам 2015 года завершена реконструкция и модернизация всех существующих хранилищ плодоовощной продукции. В частности, модернизирована 71 камера. Статистика также свидетельствует, что удельный вес камер с режимным хранением в системе потребкооперации составляет 95,9 %.

Промышленность

Работа на этом участке (производство продуктов питания) для потребкооперации характеризуется несколькими стратегическими посылами: натуральность, расширение ассортимента, рост производительности.

На языке цифр это означает следующее. В 2015 году кооперативной промышленностью произведено продукции на сумму 2,8 трлн рублей. Темп роста составил 109,6 %. При этом прогнозный показатель обеспечили все областные подразделения. Лучшие результаты зафиксированы в Могилевском облпотребсоюзе — 117,9 %, а также Гродненском облпо — 112,7 %.

В целом по Белкоопсоюзу методами соления, квашения и мочения переработано 4,4 тыс. тонн сырья. Примечательно, что было произведено 1,7 тыс. тонн мясной продукции по национальным, «домашним» рецептам. Всем известно, что выпуск такой продукции требует много времени и сил, но дает потребителю право выбора и возможность просто побаловать себя.

В общем, производственный сектор потребкооперации в 2015 году проявил себя весьма ярко в сравнении с 2014-м. Удалось значительно увеличить объемы производства консервов — в 1,2 раза, мяса — на 18,4 %, мясных полуфабрикатов — на 3,4 %, пищевой рыбной продукции — на 8,4 %. Кроме того, на специализированных линиях шоковой заморозки было переработано 1,5 тыс. тонн сырья, что оказалось в 2,4 раза больше к уровню все того же 2014 года.

Есть смысл также напомнить, что на консервных предприятиях системы потребительской кооперации увеличено производство импортозамещающего ассортимента консервов (томатов консервированных и маринованных, а также консервов с использованием фасоли — в 3 раза; томатных соусов и кетчупов — в 1,3 раза, соковой продукции — в 1,5 раза).

Особое внимание уделено хлебопекарной отрасли, увеличению объемов производства и загрузки мощностей. Если говорить кратко, на данном участке внедрили новые технологии и расширили ассортимент продукции.

Звероводческая отрасль

Еще одной безусловной гордостью Белкоопсоюза является звероводство. Хотя нам известно: падение мировых цен на пушнину потребовало от системы мер, связанных с диверсификацией определенных процессов. Рассмотрим этот посыл чуть подробнее.

Итак, зверохозяйствами потребкооперации сегодня производится почти 90 % республиканских объемов клеточной пушнины. Белкоопсоюзом проводится кропотливая работа по полной замене поголовья зверей на новый скандинавский генотип: удельный вес его в основном стаде уже сегодня составляет более 50 %. В 2015-м на модернизацию и строительство звероферм направлено порядка 200 млрд рублей инвестиций. В этом же году завершена реализация инновационного проекта по созданию принципиально нового Гродненского зверохозяйства на 80 тысяч зверомест. На данном комплексе воплощены самые последние мировые технические достижения в области звероводства. «У этого объекта нет аналогов в республике, — констатирует Валерий Иванов. — После выхода на полную мощность данным зверохозяйством будет вырабатываться более 150 тысяч шкурок норки в год».

Отметим также, что всеми зверохозяйствами системы Белкоопсоюза ведется планомерная работа по повышению плодовитости поголовья, улучшению качества продукции, снижению себестоимости.

Цифры говорят сами за себя. За прошлый год получено, в частности, 622 тыс. шкурок норки и 5,6 тыс. шкурок лисицы и песца. По факту, звероводческими организациями системы потребкооперации 86 % шкурок пушных зверей реализовано по экспортным контрактам.

Для получения дополнительной добавочной стоимости унитарным предприятием «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» наращивались объемы выпуска готовых меховых изделий с последующей их реализацией в торговой сети республики.

Как известно, получила свое развитие и работа по созданию собственной фирменной торговой сети «Королевство меха». Пока работают два таких магазина. Планируется открытие объектов данной сети во всех областных центрах страны — в ближайшем будущем.

Внешнеэкономическая деятельность

Несмотря на объективные и прочие негативные факторы, Белкоопсоюз все последние годы регулярно обеспечивал положительное внешнеторговое сальдо. Не стал исключением и прошлый год. В 2015-м темп роста экспорта был обеспечен в размере 132,5 % (47,2 млн долларов), а положительное сальдо внешней торговли дало показатель 12,8 млн долларов.

Географическая структура экспортных поставок продукции расширилась до 22 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе до 13 стран Европейского союза, а также 53 регионов Российской Федерации. Основным внешнеторговым партнером Белкоопсоюза остается Россия, доля которой в общем объеме экспорта товаров составила 60 % в 2015 году.

Валерий Иванов особо отметил тот факт, что положительная динамика поставок продукции системы потребительской кооперации была обеспечена на все основные рынки: в Российскую Федерацию — на 109,1 %, в страны СНГ — 112,4 %, в другие страны — 156,6 %.

Кадры, которые решают все

Система потребительской кооперации является уникальной еще и потому, что самостоятельно готовит для себя и других профессиональные кадры. На финансирование учреждений образования в 2015 году направлено 46,4 млрд рублей.

При этом возрос уровень требований к кадрам высшего руководящего звена. Неудивительно, что удельный вес работников, имеющих высшее образование, за последний год вырос с 12,9 до 13,7 %.

«Вместе с тем проблема укомплектования наших организаций высококвалифицированными кадрами остается актуальной, — подчеркивает председатель правления Белкоопсоюза. — В этой связи работа в системе должна быть направлена на повышение уровня подготовки специалистов и рабочих — на основе взаимодействия с заказчиками кадров. Стоит также говорить об усилении практической подготовки, о развитии механизма эффективного использования резерва руководящих кадров, а также о предотвращении их оттока».

Выполнение прогнозов

Мы постепенно приходим к финалу этого репортажа «по итогам». Стоит обратить внимание на то, в какой степени были исполнены основные прогнозные показатели в системе потребительской кооперации.

В целом по Белкоопсоюзу за 2015 год обеспечены параметры роста производства промышленной продукции (109,6 %), производства собственной продукции предприятий общественного питания (107,8 %), экспорта (132,5 %). В то же время удалось в целом на 7,9 % сократить энергопотребление. Важно также и то, что в укрепление и модернизацию материально-технической базы системы Белкоопсоюза в течение 2015 года инвестировано 679 млрд рублей.

«Среди областных организаций лучше всех в прошлом году сработали Могилевский и Гомельский облпотребсоюзы, — констатировал председатель правления Белкоопсоюза. — А лучших результатов по динамике развития отраслей и с точки зрения финансовых показателей в 2015 году достигли Горецкое, Дрибинское, Осиповичское и Чериковское райпо».

Итак

Обращаясь к участникам отчетного мероприятия, Валерий Иванов прямо заявил о необходимости «использовать все имеющиеся возможности для наращивания объемов деятельности». Особенно актуальным, на его взгляд, является развитие активных форм торговли в наступивший весенне-летний период, использование этого направления для роста товарооборота и увеличения валовых доходов.

«Коль уж складывается такая ситуация, что на селе особо не заработаешь, нужно нам самим идти за людьми, — отметил Валерий Николаевич. — Идти в города, райцентры, крупные населенные пункты, на рынки, в дачные кооперативы и товарищества, на пляжи, в парки, места отдыха и др. И чем больше таких мест будет охвачено кооперацией, тем выше будут наши показатели в работе, тем эффективнее она проявит себя не только сегодня, но и завтра».