«Одноэтажная Америка»

В мае этого года в США побывала официальная белорусская делегация во главе с министром сельского хозяйства и продовольствия Леонидом Зайцем.

У «Продукт.BY» есть возможность посмотреть на это недельное путешествие глазами начальника Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексея Богданова.

За недельное пребывание представители официальной белорусской делегации, как и Ильф с Петровым, посмот-рели отнюдь не только Вашингтон. За семь дней наши отмахали более 4000 километров на автомобиле по этой великой стране.

Белорусов на достаточно высоком уровне принимали не только в столице — городе Вашингтоне, но и в ряде северных штатов: Висконсине, Северной Дакоте, Канзасе. И везде попадались отзывчивые, открытые люди, с чистыми сердцами и душами, готовые работать с Беларусью. Никаких секретов друг от друга не было. Скорее — наоборот.

ВАШИНГТОН-СЕЛЬХОЗ

Во время встречи с заместителем министра сельского хозяйства Алексис Тейлор были обозначены три магистральные темы. Говоря языком дипломатов, вехи для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. Ими стали:

• диверсификация белорусского экспорта, наращивание поставок из Беларуси сельхозпродукции на американский рынок;

• сотрудничество в области мясо-молочного скотоводства, селекции племенного скота — с учетом богатейшего американского опыта в этом направлении. Белорусы заявили о своем желании закупить племенное молочное стадо, а также скорректировать развитие мясного скотоводства с помощью американских парт-неров. Речь шла о том, чтобы завезти в Беларусь такую перспективную мясную породу, как черный Аргус, не требующую больших затрат на содержание;

• сотрудничество с США в сфере образования, что, несомненно, очень важно для Беларуси. Есть намерение участвовать в программах, направленных на повышение квалификации сотрудников, работающих в белорусских вузах, а также работников ферм.

Федеральный центр США поддержал все заявленные предложения обеими руками. Видимо, поэтому дальнейшие встречи в четырех штатах по вопросам сотрудничества в мясо-молочной сфере прошли как по маслу и принесли максимальный результат.

ВАШИНГТОН-ТОРГ

Стоит также сказать, что в тот же день в столице США состоялась интересная встреча в Министерстве торговли, в частности с представителем руководства этого ведомства — Энди Мюррэем. По большей части речь шла об инвестициях американского торгово-промышленного бизнеса в Беларусь. Буквально сразу же, на базе международной юридической фирмы «Гринберг Трауриг», состоялась презентация по вопросам доступа на рынок США белорусской сельскохозяйственной, продовольственной и ликеро-водочной продукции. В бизнес-форуме принимала участие компания «ЕвроИмпортБел», которая уже на протяжении ряда лет работает с нашей страной и импортирует в США белорусские молочные, хлебобулочные, консервированные продукты питания, кроме того, фирма активно продвигает на американский рынок конфеты и алкогольную продукцию.

Концепция сотрудничества двух стран в этом направлении уже была озвучена в ходе визита нашей правительственной делегации в начале года, а сейчас появилась определенная конкретика. Суть концепции, напомним, такова. Белорусским экспортерам продовольствия не стоит «зацикливаться» на так называемых эмигрантских торговых сетях и отдельных магазинах. Необходимо входить в крупные американские торговые сети с принципиально новыми, продуманными брендами, адаптированными к рынку и американскому потребителю. Только так можно выйти на серьезный экспортный объем в той же кондитерской или молочной отрасли. При этом необходимо учитывать местные традиции и условия ведения бизнеса, в том числе в нейминге, во вкусовых предпочтениях, в упаковке товара, уровне заградительных пошлин и пр. Если этого не сделать, то можно потратить колоссальные деньги на маркетинговые и прочие исследования по выходу на рынок, например, с тем же глазированным сырком… и банально прогореть, не учтя, что по той или иной товарной позиции или ингредиенту, входящему в конечный продукт, рынок жестко защищен.

Позиция Минсельхозпрода прозрачна. Каждый наш экспортер, прежде чем продвигать товар на внешний рынок, обязан изучить нормативную базу той страны, с которой он планирует работать, все ее особенности и нюансы. Позитивно то, что деловые отношения с компанией «Гринберг Трауриг» белорусская делегация установила. И это не просто слова. Уже в июне в США направлены 11 наименований белорусских продуктов (с товарными кодами), которые хотелось бы продвинуть на американский рынок. Юристы «Гринберг Трауриг» провели анализ и дали заключения: что нужно отправлять в первую очередь, а с чем следует подождать.

О, РАСТЕЛЛИ

И на флажке этого дня белорусская делегация успела пообщаться с главой крупной компании Rastelli Foods Group Энтони Растелли. Это была не первая встреча с этим удивительно энергичным человеком (об одной из них наш журнал писал в начале года. — Авт.). На сей раз Энтони, а для нас уже Тони Растелли, подтвердил свое горячее желание помочь белорусской стороне выйти через его товаропроводящие сети на рынки арабских стран. Для начала — с поставками говядины. Сам Растелли планирует лично посетить Минск в конце июня.

Возможно, уже в начале июля будет подписан контракт на поставку первой партии гродненской говядины, произведенной по технологиям, лично предоставленным нашим новым партнером, американцем с итальянскими корнями Энтони Растелли.

ШТАТ ВИСКОНСИН. ГЕНЕТИКА И УЧЕБА

В этом штате белорусы посетили город Грин-Бей, где расположен центральный офис кооператива «СиЭрАй», специализирующегося на племенном скотоводстве. Там нам в очередной раз было доказано и показано, что печально известный советский академик Трофим Лысенко был сильно не прав, пустив в обиход фразу: «Генетика — продажная девка империализма».

Сегодня в США, исследуя геномы коровы и быка, могут с точностью в 90–95 % узнать, какой привес будет давать их еще не родившийся теленок. И родителей отбирают согласно строгой геномной оценке. Соответственно семя и яйцеклетки от максимально продуктивных пород будут дороже продаваться. Такова философия хорошо продуманного бизнеса.

Белорусы встречались с руководством компании «СиЭрАй», посетили лаборатории, фермы, оценили возможности… И, как показал визит в эту компанию, американцы действительно очень прагматично подходят к сельхозпроизводству. Пример. Еще в 1994 году Министерство сельского хозяйства США приняло так называемый индекс пожизненной прибыли. Он, в том числе, отражает общий размер прибыли, получаемой за жизнь средней «дочери быка». Разумеется, являясь эффективным инструментом для выбора наиболее прибыльной «генетической модели» конкретного животного.

Кстати, у этой компании есть свое представительство в Минске. И благодаря достигнутым в Америке договоренностям уже сейчас в Беларуси формируются группы для обучающих поездок. Цель: прохождение практики на фермах «СиЭрАй», получение новых знаний в вопросах племенного скотоводства и т. д.

Наконец, очень интересной у белорусов получилась встреча с министром сельского хозяйства все того же штата Висконсин — региона, имеющего прекрасные традиции в молочном и мясном скотоводстве.

ШТАТ СЕВЕРНАЯ ДАКОТА. ТРЕНЕРЫ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ

Белорусскую делегацию в этом штате приняли на самом высоком уровне. Сначала прошла очень интересная и многообещающая встреча с министром сельского хозяйства Дагом Герином, а затем с губернатором штата Джеком Далримплом. В ходе встреч обсуждались перспективы сотрудничества в области мясного и молочного скотоводства, вопросы воспроизводства, улучшения породы, взаимной торговли, привлечения американских инвестиций в АПК нашей страны. По итогам встречи с губернатором было подписано соглашение о сотрудничестве между Могилевской областью и штатом Северная Дакота.

В университете штата Северная Дакота прошли встречи, посвященные сотрудничеству по мясному и молочному животноводству, обсуждались технологические аспекты воспроизводства и выращивания скота на различных этапах жизни животного. В результате удалось достичь еще одной перспективной договоренности. Суть. В ближайшее время на базе этого американского вуза группа перспективных белорусских специалистов пройдет своеобразные курсы повышения квалификации по системе «тренер тренирует тренера». И вышедший на новый уровень белорусский специалист после приезда сможет обучить своих коллег чему-то новому. Это то, что в мире называют эффектом синергии.

НИЧЕГО, КРОМЕ БИЗНЕСА

В Америке на мясо-молочную отрасль исторически смот-рят как на хороший доходный бизнес. Корова или бык должны приносить доход… и точка! Как мы уже говорили выше, в США действуют специальные индексы, позволяющие оценить коммерческую отдачу того или иного КОНКРЕТНОГО животного. И здесь стоит поговорить об основной цели визита нашей делегации. А она также очевидна, как когда-то задачи Петра I, посещавшего Голландию, Англию, Германию и иные передовые страны своего времени. И петровской России, и нынешней Беларуси, особенно в условиях обострившейся мировой конкуренции, нужно выходить на новый, качественный уровень производства молока и мяса, внедрять самые передовые технологии, учиться у признанных мировых «отличников». Это — аксиома.

Если смотреть на США глазами первых лиц нашего Минсельхозпрода, то все становится ясно: учтя опыт американцев, необходимо мясо-молочную отрасль в Беларуси вывести на бездотационный уровень. Стоит ли говорить, что в Америке фермеров давно никто не датирует и речи о господдержке не идет. В случае надобности американский аграрий может взять кредит в банке. Разумеется, при наличии у него соответствующей кредитной истории и подтверждения платежеспособности. Да, процентные ставки по кредитам там абсолютно иные по сравнению с Беларусью. Но это — совершенно другая история, не имеющая отношения к нашей…

Так вот, в США чрезвычайно высокая эффективность производства в сельскомхозяйстве. Вот что увидели представители Минсельхозпрода. Обычная вроде ферма, размером на 6000 га земли, на которой содержится стадо мясного скота в количестве 6000 голов. Но, внимание!.. Обслуживают весь этот комплекс всего 11 человек. На другой ферме, где содержится молочное стадо голштинской породы на 2400 голов, работает 10 человек персонала. Фантастика, да и только.

АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА

А вот краткая история еще одной американской фермы. Ее хозяева — молодая семья. Это вчерашние студенты, которые лет десять назад закончили сельхозуниверситет, поженились, взяли в банке кредит, выкупили старую ферму, обновили ее и начали бизнес. Сегодня это процветающее фермерское предприятие. В этой молодой семье уже четверо детей. Всем ребятишкам с детства прививают любовь к животным. Все — и дети, и взрослые — по-хорошему счастливы. Да и коровы там выглядят замечательно.

Кстати, бросалось в глаза, что на американских фермах коровы людей совершенно не боятся. Это означает, что они получают хороший уход и подлинно человечное отношение. Кстати, тоже показатель цивилизованного подхода.

ЭТО — НАШЕ ЗАВТРА

В ходе встречи с вице-президентом компании Brandt Holdings Стейси Энтони зашла в частности речь о поставках в Беларусь дойного стада коров породы Джерсей. Коровка этой породы отличается удивительной «компакт-ностью» — всего 500 кг. Для сравнения: привычные нам голштины весят раза в полтора больше и требуют намного больше корма. Кроме того, они неприхотливы в содержании и гораздо устойчивее к болезням.

До недавнего времени Джерсеи не были популярны в США, поскольку не отличались большими надоями: 4,5 тонн в год. (Хотя молоко их всегда было уникальным по составу — около 5 % жира, 4 % белка). Однако за последние пять лет селекционеры увеличили продуктивность этой породы до 10 тонн. И по прогнозам специалистов, до 2020 года в США порядка 70 % коров голштинской породы заменят на джерсеев. Кстати, белорусам данная интересная порода была известна и до этого. Новостью стали ее новые генетические показатели. Результатом визита в США стал следующий факт. В Витебской и Могилевской областях подбираются фермы под возможный завоз коров породы Джерсей.

Визит показал, каким должен быть завтрашний день нашей молочной отрасли: работа над себестоимостью за счет повышения продуктивности скота (по генетическому потенциалу белорусская корова должна давать молока в два раза больше, чем сейчас), качество, диверсификация и маркетинг. Что касается мясного скота… В ходе посещения американских мясных ферм и общения с руководством Американской ассоциации производителей говядины породы Ангус родилась хорошая идея использовать белорусские низкопродуктивные земли и пойменные луга под ее содержание. Американский опыт показал: такой скот не требует никаких помещений в принципе. Достаточно оградить территорию, обеспечить свободный выгул, правильное кормление и минимальный уход. В северных штатах морозы достигают минус 40 оС. И это не вызывает проблем при содержании стада. Ограждения по периметру, в двух местах — решетки, оснащенные толстыми железными листами на случай сильных морозов и ветра, между ними — просвет. (Просвет нужен, чтобы продувало снег и не образовывалось сугробов). На таких простецких фермах, кстати, получают великолепное мраморное мясо.

Эти технологии будут внедряться в ближайшее время и в нашей стране. Министр Леонид Заяц дал ряд прямых поручений на сей счет. В частности, прорабатывается финансирование закупки коров и быков пород черный Ангус и Джерсей.

В общем, будет интересно…

P. S. Получается, в 30-е годы прошлого века в СССР не знали томатного сока… А потом он стал одним из самых популярных и востребованных. Есть надежда, что потребности нашего сегодняшнего сельского хозяйства и продовольствия будут так же успешно «закрыты», в том числе с помощью стремительно приобретаемого мирового опыта.

P. P. S. В целом же, если за скобками ненадолго оставить описание деловой части визита в США в мае 2015 года, получится вот что. У белорусской делегации остались самые теплые впечатления от общения с американскими сельхозпроизводителями. Это оказались на удивление простые, скромные и трудолюбивые люди, с добрыми и, говоря по-белорусски, «шчырыми» сердцами. Так что, даже находясь за океаном, наши управленцы ощущали дыхание «белорусской вёски». С ее запахом свежего покоса, невероятной теплотой, душевностью и человечностью простых сельчан. Это, наверно, как раз то, что может и должно называться подлинным «снятием барьеров» и «стиранием границ».