Надо ли увеличивать объемы производства того, что с трудом продается?

В 2012 году от реализации молокопродуктов в республике получено 1,2 триллиона рублей прибыли.

Рентабельность реализованной продукции составила 4,7, рентабельность продаж — 4,3 процента. Однако чистой прибыли в целом по отрасли нет. Есть убытки.

Одной из причин недостаточной эффективности молокоперерабатывающих предприятий является не совсем точная ориентация на конечный продукт. В итоге он оказывается недостаточно востребованным и экономически не совсем выгодным для производителей. Речь в данном случае идет о сливочном, или как его еще называют, животном масле. Многие молочные заводы и комбинаты по-прежнему вырабатывают его в огромных количествах.

Так повелось еще с послевоенного времени. В разрушенной стране остро не хватало жиров. Масло сливочное тогда выпускало каждое мало-мальски значимое предприятие, и этот продукт непременно находил сбыт.

Сегодня же к маслу в мире совершенно иное отношение. Его объявили «проводником» холестерина, который уродует человеческое тело. Против ожирения и тучности каких только ни придумывают диет. А масло используют очень дозировано. Спрос на него упал. В наши дни оно широко востребовано и используется в приготовлении большинства блюд разве что только в Индии. В других странах потребители предпочитают иные молочные продукты.

С учетом этих факторов уместно было бы и нашим переработчикам переориентировать свои предприятия на выпуск наиболее востребованных изделий. Скажем, тех же сыров. Или творогов, а еще лучше — йогуртов и прочих схожих с ними продуктов, которые очень популярны и у нас в стране, и за рубежом. Как это делают, скажем, известные фирмы типа «Данон». У нас же, к сожалению, многие предприятия, как и когда-то, наращивают выпуск масла.

В прошлом году хозяйства республики существенно увеличили производство молока. На переработку его было направлено 5 миллионов 734 тысячи тонн. И более трети производственники использовали именно для выработки масла. Столько сырья, заметим, не отдано было ни одному другому виду молочной продукции.

Каковы же результаты? Масла в 2012 году выпущено на 8 процентов больше, чем в 2011-м. Почти вровень с цельномолочной продукцией, наиболее востребованной на внутреннем рынке. Зато по сырам позапрошлогоднее достижение перекрыто только на 4 процента.

Не секрет, что увеличение производства молочных продуктов мы связываем с ростом экспорта. На этом пути у Беларуси немало достижений. В этой связи вызывает некоторое недоумение ориентация во внешней торговле на масло.

Кстати, это подтверждается и практикой внешней торговли. Беларусь в 2012 году была вынуждена снизить отпускные цены на масло более чем на 20 процентов. Причина — недостаточная востребованность этого продукта. Получается, наращиваем производство, чтобы затем продать за бесценок?

Понятно, что многие молокоперерабатывающие предприятия оказались заложниками устаревших технологий. Переоснастить свое производство на выпуск другой продукции им порой непросто. Но делать это все же надо. Пример тому — итоги работы в 2012 году Кобринского маслодельно-сыродельного завода, у которого самая высокая по отрасли рентабельность продаж — 16,5 процента. Масла предприятие выпустило немного, зато количеством сыров приятно удивило.

Та же картина на Верхнедвинском маслосырзаводе. Сыры там тоже предпочли маслу. В результате рентабельность продаж выросла до 9,7 процента.

Казалось бы, яснее ясного: рентабельно то, что хорошо продается. Но на 2013 год Минэкономики доводит Минсельхозпроду задание увеличить производство масла на 7 процентов…

Олег ШВЕДОВ, « Белорусская Нива» СПРАВКА

По данным РУП «Институт мясо-молочной промышленности», по производству масла животного на душу населения среди стран СНГ Беларусь на протяжении последних десяти лет занимает лидирующее положение. Ежегодно на человека у нас производится 12 килограммов масла. Для сравнения: в Кыргызстане, который следует за Беларусью, его вырабатывают в год на человека только 2 килограмма.