Экспорт разложили по полочкам

9–10 июля в Минске состоялся Международный экспортный форум «Беларусь молочная». Несмотря на первый опыт проведения подобного мероприятия и сезон отпусков, форум посетили специалисты крупных оптовых российских, казахских, украинских компаний, представители дипломатических миссий, чиновники Минсельхозпрода, МИДа, Мин-здрава, эксперты по маркетингу и директора белорусских молочных заводов. Организатором форума выступил журнал «Продукт. BY», генеральным партнером — компания «Текнопак».

УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ

В отношении непосредственно самих молочников нужно отметить, что приехало очень много специалистов региональных заводов. Это говорит о том, насколько важна для производителей возможность встречи со своими коллегами. Важно осознание того, что их проблемы не просто обсуждаются, а обсуждаются публично с привлечением большого количества самых разных специалистов. Наконец, важно признание успехов отрасли, а о них говорилось много.

Учитывая то, что в прошлом году были проведены сырный и молочный форумы, «Беларусь молочная» стала третьим публичным мероприятием, на котором шла речь об актуальных вопросах молочной отрасли. Так что о молоке говорят все больше, все активнее, говорят эмоционально и даже (!) с определенной степенью открытости, о чем можно судить по выступлениям на круглом столе.

Первый замминистра сельского хозяйства Леонид МАРИНИЧ, выступая на форуме, отметил, что факт проведения подобного мероприятия в Беларуси не является удивительным. Как заявил Маринич, «это признание важной роли Беларуси в развитии молочного скотоводства и производства молока. Беларусь — признанный мировой лидер по экспорту молочных продуктов. 4–5 % в мировой торговле молочными продуктами принадлежит нашей стране».

ШТУРМУЕМ АЗИЮ И АФРИКУ

— По диверсификации рынков проведена большая работа, открыты новые страны, торгуем с Китаем, возобновляется торговля молочными продуктами с Венесуэлой. Мы увеличили в разы свое присутствие в странах постсоветского пространства — Армении, Кыргызстане, Таджикистане. Но рынок России был и останется для нас приоритетным, — подчеркнул Леонид Маринич.

Что касается рынка Евросоюза, то туда имеют возможность поставлять свою продукцию пять белорусских предприятий. Европа защищает свой рынок пошлинами, что не позволяет нашей продукции быть там конкурентоспособной. «А кормить бесплатно или поставлять туда продукцию в убыток мы не будем», — сказал Леонид Маринич, уточнив, что продукция белорусских экспортеров в ЕС — «Савушкин продукт», «Санта Бремор» — имеет высокую добавленную стоимость и поэтому конкурентоспособна.

Начальник Главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей БОГДАНОВ сообщил, что Беларусь недавно начала поставлять в Китай питьевое молоко наряду с сухим, что очень востребовано в КНР. «Выход на новые рынки сбыта всегда тяжел, там нет пустых мест, необходимо в конкурентной борьбе завоевывать место под солнцем, чем и занимаются белорусские предприятия. Мы ориентируем наших производителей на то, чтобы они агрессивно входили на новые перспективные рынки», — сказал Богданов.

По результатам пяти месяцев увеличен в два раза экспорт белорусской «молочки» на азиатский рынок, в 1,3 раза — на американский, в 6 раз — на африканский (раньше поставок не было). В натуральном выражении это не так и много, заметил представитель Минсельхозпрода, но положительная динамика есть и надо работать в этом направлении.

АМБИЦИОЗНЫЕ ПЛАНЫ

Алексей Богданов также сообщил, что в настоящее время наметилось некоторое оживление на российском рынке. «Прошел сезон большого молока, который был в мае, засуха в России тоже сыграла свою роль, поэтому появился спрос на молоко», — отметил он.

К 2020 году Беларусь должна произвести 9,0 млн тонн молока (в 2014-м — 6,7 млн тонн). По словам Алексея Богданова, «цифра амбициозная, интересная, но мы с вами для того и собрались, для того и находимся на своих должностях, чтобы добиться поставленных целей. Мы считаем эту цифру реальной». Тем более, что производство молока в 2014 году в сельскохозяйственных организациях страны уже достигло рекордного показателя в 6,7 млн тонн, а в нынешнем году запланировано добавить еще около 0,5 млн тонн в эквиваленте. «По итогам года мы планируем получить выручку от экспорта всей продукции АПК не ниже, чем в 2014-м», — сообщил представитель министерства.

За пять месяцев нынешнего года на экспорт поставлено молочной продукции на 2,2 млрд долларов. Рост в физическом выражении составил 5,4 %, в денежном — падение на 24,0 %. «Причина в том, что на рынке произошло резкое падение экспортных цен. Так, цена на сухое обезжиренное молоко упала на 46 %, на сливочное масло — на 32 %, на сыры — на 12 %. Поэтому сегодня предприятия надо перепрофилировать, идет увеличение доли экспорта сыров», — отметил Маринич.

По его мнению, для удержания на внешних рынках надо снижать затраты и получать удои не 4,5—4,6 тыс. литров с коровы в год, а 7,0—9,0 тыс. «Сегодня вся экономика экспорта продукции и доходности должна сосредоточиться на совместных действиях перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий с целью увеличения продуктивности стада и снижения затрат», — считает Маринич.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

И все же, несмотря на озвученные экспортные успехи молочников, не дорабатывают наши предприятия с выходом на новые рынки. В первую очередь, как рассказал Алексей Богданов, проблемы связаны с незнанием иностранного языка. «Очень сложно найти специалиста, который грамотно говорит на иностранном языке. Единицы! Даже посольские работники — и те не могут толком перевести необходимые технические нюансы. Хотя мы от них многого не требуем — помогите лишь с переводом! Но они и от этого отказываются. На каждом предприятии в отделе внешнеэкономических связей должен быть хотя бы один специалист с хорошим знанием иностранного языка — английского достаточно».

Об этом говорил и представитель МИДа, что русский язык никому не интересен, нужен английский язык, на котором должно быть грамотно составлено торговое предложение. Позже в беседе с корреспондентом «Продукт.BY» он скажет, что проблема еще и в том, что на предприятии есть специалист со знанием иностранного языка, но у него, увы, нет маркетинговых навыков. Кроме того, по словам сотрудника МИДа, очень часто в белорусских торговых предложениях нет главного — конкурентных преимуществ предлагаемого продукта.

НОВЫЙ СТАНДАРТ, НОВОЕ КАЧЕСТВО

Выступавший на форуме директор РУП «Институт мясо-молочной промышленности», кандидат экономических наук Алексей МЕЛЕЩЕНЯ рассказал, что с 1 сентября нынешнего года начинает действовать новый стандарт на молоко. К 2017 году Беларусь должна выйти на европейские стандарты качества по молочному сырью. А пока в рамках изменения № 3 СТБ 1598:

• исключен второй сорт молока;

• установлены требования к молоку высшего и первого сортов по показателю общей бактериальной обсемененности (КМАФАнМ);

• ужесточены требования к молоку высшего и первого сортов по показателю «количество соматических клеток».

В разговоре с корреспондентом «Продукт.BY» Алексей Мелещеня отметил, что на самом деле введение новых стандратов не требует больших инвестиций. «Можно обойтись малой кровью: усилить организационные моменты, контроль. Но дело в том, что сельское хозяйство — это везде довольно консервативная отрасль. Люди привыкли работать так и только так. И, конечно, они сопротивляются введению новых стандартов. А как же! Их ведь прижимают, поэтому они сопротивляются. Но иначе нам никак нельзя, потому что нас просто сомнут! После отмены квот Европа прирастет на 6 млн тонн молока, и все это количество пойдет к нам, на рынки СНГ».

СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ

Большой плюс состоявшегося форума заключался в том, что белорусские участники мероприятия смогли провести переговоры с зарубежными оптовыми компаниями, продемонстрировать огромнейший ассортимент высококачественной молочной продукции, а гости — познакомиться с новыми разработками отечественных производителей молока.

— Нас интересует, как организовано у вас производство, — рассказал технический директор Ассоциации производителей молока Украины Михаил БЕЛОКОНЬ. — Мы знаем, насколько высока в Беларуси технологическая дисциплина. Поэтому и соответствующее качество продукции. Ваш опыт полезен и для нас. Как показал форум, у нас немало общих проблем и интересов, включая и диверсификацию рынка. Мы готовы к сотрудничеству в технологическом плане. Совместно с белорусскими переработчиками можно создавать пулы молочной продукции, чтобы выходить вместе на молочные рынки Африки, Азии, Ближнего Востока.

Расширение экспортного потенциала и решение вопроса диверсификации рынков сбыта невозможны без использования современных технологий и снижения себестоимости продукции. Именно поэтому генеральным партнером форума являлась компания «Текнопак» — эксклюзивный поставщик на рынки стран СНГ (России, Беларуси, Украины) высококачественного технологического оборудования итальянских производителей для переработки, производства и упаковки пищевых продуктов (молоко, кефир, йогурт, соки, напитки). У белорусских производителей опять-таки была уникальная возможность напрямую пообщаться с представителями итальянских компаний, услышать из первых уст о самых современных европейских технологиях, а также во время экскурсии в ОАО «Минский молочный завод № 1» увидеть данное оборудование непосредственно в действии. Не секрет, что сегодня конкурентоспособным может быть только тот производитель, который чувствует, чем живет рынок, и берет на вооружение самые современные ноу-хау в области переработки.