Второе дыхание Слуцкого мясокомбината

Новый директор предприятия о том, каким для него был стартовый год и какой видится ближайшая перспектива

Чуть больше года назад в ОАО «Слуцкий мясокомбинат» произошла авария с утечкой аммиака. По этому поводу было много шумихи, понятное дело, не очень полезной для имиджа предприятия. Вновь назначенному директору Виктору Ярославовичу ТОМАШЕВСКОМУ психологически пришлось нелегко. Но, похоже, за 10 месяцев на посту руководителя он сумел сориентироваться в ситуации и продемонстрировать неплохие экономические результаты работы. В интервью нашему изданию директор рассказал, каким для него был стартовый год и какой для комбината видится ближайшая перспектива. Мирослав ГАЙ — Виктор Ярославович, как вы ощущаете себя в Слуцке после работы на агрокомбинате «Снов» в должности директора мясоперерабатывающего производства? — Функции расширились. Если раньше в моем ведении была только переработка мяса и молока, то сейчас приходится заниматься еще и сельским хозяйством. Слуцкий мясокомбинат имеет три филиала: ПСХ «Наша нива», «Греск» и «Летковщина». Их общая земельная площадь — около 16 тыс. га. Эти филиалы занимаются растениеводством и животноводством. Кроме этого, имеется почти 300 га садов, здесь организовано выращивание яблок, других фруктов и производство продуктов из них. Одним словом, вопросов больше, работать хлопотнее.— С чего началась ваша деятельность на мясокомбинате? — Прежде всего нужно было обратить внимание на проблемные вопросы. Прошлогодняя авария с утечкой аммиака выявила много упущений на холодильнике, здесь предстоит колоссальная работа. Выполняя предписания по ликвидации последствий аварии, только за 6 месяцев текущего года мы вложили в реконструкцию 1,04 млрд рублей. Приобрели две новые аммиачные холодильные машины Grasso и в ближайшем будущем планируем поставить еще две. Машины хорошо отработали в жаркую погоду. Честно говоря, не знаю, как бы мы хранили мясо нынешним летом, если бы не новые агрегаты.— С какими еще сложностями пришлось столкнуться? — По ходу работы всплыли моменты, о которых не подозревал. Например, многие помещения требуют капитального ремонта. Есть проблема с крышей: она протекает. Ее ремонт площадью 30 тыс. кв. метров обойдется на сумму не менее 2 млрд рублей. Надо также заниматься ремонтом помещений для хранения продукции. К сожалению, предприятие отстало в вопросах перевооружения производства. Коллектив на головном предприятии и трех филиалах большой — почти 2500 человек. Поэтому улучшить всем сразу условия работы непросто. Тяжелым бременем на предприятие ложится обслуживание банковских кредитов — почти 1 млрд рублей в месяц. Рассчитываю, что к концу года нам удастся уменьшить кредитный портфель, и тогда мы сможем развиваться быстрее. Положительно на работе комбината сказалось снижение кредитных ставок. Когда я пришел сюда, они были около 23 %, сейчас — значительно меньше. Несмотря на все трудности, полугодие мы завершили довольно успешно: заработали около 7 млрд рублей прибыли от реализации, чистая прибыль составила более 4 млрд рублей.— Какие изменения произошли в структуре производства продукции? — Самое заметное — рост производства мясных консервов в текущем году на 340 %. Раньше предприятие этой позицией серьезно не занималось. Сейчас активно осваиваем рынок. Внедрили современную по дизайну банку с легко открываемой крышкой. Такие консервы пользуются спросом, в месяц мы производим около 200 тыс. банок. Но это небольшие объемы, есть все основания и возможности для производства и реализации. Планируем в ближайшее время выйти на 350–400 тыс. банок. Мы наблюдаем незначительное уменьшение реализации вареных колбас и увеличение спроса на копчености, сырокопченые и сыровяленые колбасы и полуфабрикаты из свинины и говядины. Для предприятия это выгодно: цельные куски мяса — более рентабельная позиция. В связи с приобретением в апреле машины по упаковке полуфабрикатов объемы реализации этой продукции значительно выросли. Новая упаковка более гигиеничная, в лотке продукт выглядит привлекательнее. Большое значение придается упаковке и маркировке продукции. Упаковывание происходит под вакуумом или в газовой среде, что позволяет увеличить сроки реализации. Кстати, сегодня не только потребитель, но и торговля придает большое значение упаковке продукта. Причем не только индивидуальной, но и групповой. Поэтому мы фасуем мясные изделия не только мелкой фасовки, но и по 3, и по 5 кг в пленку под вакуумом или в газовой среде.— Возникают ли у вас вопросы по реализации и логистике? — Система реализации пока еще вызывает нарекания. Мы вынуждены возить в магазины потребкооперации продукцию по 2–3 кг, а это весьма затратно и затруднительно. – К сожалению, система поставок через базы районных подразделений системы Белкоопсоюза, разрушена и никто не хочет заниматься развозом продукции по своим торговым точкам. Приходится «гонять» большегрузные автомобили за сотни километров ради нескольких килограммов, и мы не можем найти общий язык в создании промежуточных логистических центров. Есть вопросы к нашей собственной системе сбыта. Необходимо укрепить отношения с торговыми партнерами, тогда и реализация вырастет, и финансовая дисциплина улучшится. Ситуация по логистике пока безрадостна. На сегодняшний день Слуцкий мясокомбинат не имеет хороших складов, чтобы разместить продукцию после производства и как следует подготовить к реализации. Поэтому сейчас разрабатываем проект по реконструкции существующих помещений, предусмотрев там автоматизацию процессов.— Есть ли трудности с реализацией продукции в России? — Мы поставляем продукцию в Москву, Санкт-Петербург Смоленск, Кострому. Пробную партию 6 тонн отправили в Якутию. Из Якутии, возможно, получим оленину, и будем выпускать из этого мяса уникальные продукты. К сожалению, основную часть зарубежных поставок занимает мясо на кости — до 60 % от общего объема производства мяса на кости. Экономически это не очень эффективно, поэтому ситуацию будем менять. Мы начали отгрузки разделки, полуфабрикатов, покупаем оборудование для расширения этих возможностей. В целом продажи на российском рынке составляют около 45 % от общего объема производства. Судя по проведенным переговорам, на восточном направлении в перспективе просматриваются неплохие объемы реализации. Но есть определенные сложности. Российские торговые сети требуют отсрочки оплаты до 45 дней. Нас это не совсем устраивает, потому что приводит к вымыванию оборотных средств. К тому же хотелось бы иметь партнерские гарантии. От коллег знаю, были случаи, когда за отправленный продукт деньги не возвращались.— Виктор Ярославович, какие приоритеты вы ставите по дальнейшему развитию мясокомбината? — Сегодня мы пересматриваем технологические цепочки по производству продукции на соответствие требованиям европейских стран, комплектуем их современным технологическим оборудованием, позволяющим значительно улучшить качество готового продукта, готовим предприятие к аттестации экспертами РФ и Евросоюза. До конца года планируем освоить на модернизацию производства около 6 млрд рублей. Что касается сельскохозяйственного производства, то наше предприятие включено в областную программу по строительству современного комплекса по выращиванию свинины. В Минской области подобных комплексов будет построено всего пять. На одном из наших филиалов уже отведен участок под объект. В следующем году планируется ввести его в эксплуатацию. Поголовье на объекте будет насчитывать от 24 до 26 тыс. голов. Комплекс планируется оснастить современным технологическим оборудованием с максимальным уровнем автоматизации и минимальным участием человека. Предполагается, что он будет себя практически полностью обеспечивать энергоресурсами за счет внедрения биогазовых установок.— Что даст введение нового комплекса комбинату? — Лично нашему предприятию это позволит увеличить количество собственного сырья в структуре производства процентов на 10. Пока мы находимся на уровне 15–18 %. Это небольшая доля. С комплекса будем получать свинину высокого и стабильного качества, что крайне важно для производства «премиальных» мясных продуктов. А в целом организация крупных современных комплексов даст возможность налаживания системы прослеживаемости производства продукции, как того требуют европейские стандарты. То есть будет осуществляться учет продвижения сырья, начиная от рождения условно «теленка» до убоя: информации о родителях, чем кормили и лечили в период выращивания вплоть до момента переработки на промышленном предприятии. Работу по «прослеживаемости» в холдинге организовать проще, чем отлаживать отношения с поставщиками. Но произойдет это не так быстро, потому что надо иметь не только материальную базу, но и подготовленные кадры. — Существует мнение о необходимости специализации мясной отрасли в республике. Что вы думаете по этому вопросу? — Специализация хороша тем, что экономит ресурсы. Но в то же время она не дает возможности заниматься углубленной переработкой. В сегодняшних условиях мы должны из 1 тонны сырья получить наибольшую отдачу. И четко определить специализацию в этой ситуации невозможно. На мой взгляд, самое главное — научиться конкурировать и выживать на рынке с любой продукцией.

Справка «Продукт.BY» ОАО «Слуцкий мясокомбинат» — одно из крупнейших и стабильно работающих предприятий отрасли. Сегодня коллектив выпускает широчайший ассортимент мясопродуктов: от полуфабрикатов до мясных деликатесов, сырокопченых и сыровяленых колбас (более 200 наименований колбасных изделий и до 100 полуфабрикатов), удовлетворяющих запросы самых строгих потребителей. Ассортимент ежегодно обновляется на 30–35 %. Стабильность работы предприятия, увеличение объемов и ассортимента, а также безопасность выпускаемой продукции обеспечивают действующие на предприятии системы качества СТБ ИСО 9001 и ХАССП, СУОТ, внедряется система управления окружающей средой.

Справка «Продукт.BY» На недавно прошедшей XIX международной агропромышленной выставке-ярмарке «Агрорусь» (г. Санкт-Петербург) продукция ОАО «Слуцкий мясокомбинат» была удостоена двух золотых медалей:

  • за серию сырокопченых колбасных изделий: «Брауншвейгская люкс» в/с, «Праздничная салями» б/с, «Фермерская салями» б/с;
  • за серию мясных консервов: «Говядина тушеная» в/с, «Свинина тушеная».

Республика Беларусь, 223610, Минская область, г. Слуцк, ул. Тутаринова, 18. Тел.: +375 (1795) 5-52-66, факс: +375 (1795) 4-52-62. smk.by@mail.ru smkmarketing@mail.ru