Витебские крепкие линии

Несколько месяцев назад на Витебском ликеро­водочном заводе «Придвинье» была запущена новая линия по розливу ликеро­водочной продукции в сувенирную тару. Плюс модернизирована линия под безалкогольную продукцию.

Александр Новиков

РУП «Витебский ликеро­водочный завод «Придвинье» несколько лет назад ворвался в лидеры белорусского рынка алкогольной продукции.

Помимо поддержания качества продукции, в Витебске обратили внимание на обновление маркетинговых стратегий, создание новых образов и т.д. Любой товар для покупателя — это прежде всего образ, а потом уже все остальное. Так в 2005 году в культурной столице республики начали выпускать свою продукцию под торговой маркой «Придвинье».

В 2011 году здесь установили мощную итальянскую линию для выпуска ликеро-водочной продукции.

Председатель концерна «Белгоспищепром» Иван Данченко так сегодня оценивает перспективы предприятия: «Витебский ликеро-водочный завод обретает новое лицо с введением в эксплуатацию новой линии. Но и без нее это было одно из лучших предприятий отрасли. Продукция под ТМ из Витебска пользовалась спросом не только в Беларуси, но и за ее пределами.

А расширение линейки сувенирной продукции позволяет рассчитывать на увеличение экспортного потенциала. Руководство концерна очень довольно теми процессами, которые сегодня происходят на заводе».

Но обо всем по порядку.

«Ровесники съезда»

Пока в Минске в 1898 году организовывался и проводился первый съезд РСДРП, в Витебске занимались делом: закладывали винокурню (так до революции называлось любое предприятие, занятое выпуском алкоголя).

Для начала освоили стандартный уже для тех времен вид продукции — сорокаградусной водки.

Во время гражданской войны завод по прямому назначению не использовался: в его корпусах расположился военный госпиталь, где спасали людей, пострадавших от междоусобной розни-резни.

Потом все «устаканилось». В 1925 году на Витебском спиртзаводе, так он тогда назывался, возобновили выпуск профильной продукции – спирта.

Во время финской войны последовали определенные технологические инновации. Завод работал для нужд бойцов и командиров, испытывавших на себе морозы под минус сорок. В Витебске в рамках программы «все для фронта, все для победы» разливали так называемые «мерзавчики», бутылочки с «белой» емкостью по 100 грамм.

В 1939 году, параллельно с началом второй мировой, на заводе освоили выпуск широкой линейки продукции — для нужд не только военных граждан, но и мирного населения. В итоге он получил гордое название Витебский ликеро-водочный.

Начало Великой Отечественной войны складывалось для нашей страны, мягко говоря, не слишком удачно. И удачей можно считать то, что Витебскую «ликерку» удалось эвакуировать в далекий российский Актюбинск.

За время войны корпуса предприятия, как и весь Витебск, были сильно разрушены. Тем не менее, через год после освобождения города, в 1945 году, в подвалах не до конца восстановленного завода возобновили выпуск сорокоградусной продукции.

А в 1946 году был достигнут довоенный уровень производства — 50 тысяч декалитров.

Стоит также сказать, что почти 50 лет назад, в 1959 году, в Витебске взялись за выпуск виноградных вин, а в 1966 году построили самое крупное в республике винохранилище.

В конце 70-х годов прошлого века выпуск виноградных вин на Витебском ЛВЗ превышал 60% от общего объема всей выданной на гора продукции.

К сожалению, многие наработки этого и многих других предприятий, начали безумно и бездумно уничтожать двадцать пять лет тому назад.

Старт был дан постановлением Совета Министров СССР в 1985 году, предписывавшем начать борьбу с пьянством и алкоголизмом. Винохранилище Витебского ЛВЗ было реконструировано и переориентировано на розлив дешевых безалкогольных напитков. В итоге предприятие надолго было выбито из колеи.

Из любой ямы можно вылезти

Хоть и говорят, что незаменимых нет, но в жизнь постоянно диктует нам свои суровые законы.

Еще восемь лет назад витебская сорокоградусная продукция не пользовалась особым успехом даже на внутреннем рынке: 300 тысяч дал стабильно «зависало» на складе. А это ни много ни мало полгода работы.

Было ясно, что требуется что-то менять. Именно такие оригинальные задачи ставились перед новым генеральным директором РУП «Витебский ликеро-водочный завод» Михаилом Василевским.

«Рынок требовал новых подходов, — вспоминает Михаил Владимирович. — Первое, что нужно было сделать, — создать собственный бренд, базирующийся на хорошем качестве продукции. Только так можно было завевать покупателя».

Качество, как известно, зависит от многих составляющих. В Витебске достаточно быстро и эффективно была реализована идея, лежавшая на поверхности — перейти на использование только своего, проверенного спирта. Так к головному предприятию был присоединен Богушевский спиртзавод. Стоит сказать, что в состав предприятия входит также Лынтупский спиртзавод.

Так цикл основного производства оказался замкнут в рамках одной, короткой и плотной цепи.

Еще один существенный момент. В Витебске несколько лет назад принципиально усовершенствовали технологию подготовки воды, научились существенно смягчать ее.

Благодаря этим ходам качество напитков стало лучше. А значит, пошли вверх цифры доходов, расчистились склады…

Теперь можно переходить к современности.

Итальянский фактор

По словам главного инженера предприятия Владимира Радевича, производство ликеро-водочных изделий всегда занимало серьезную долю в общем объеме продукции Витебского ЛВЗ. Все хорошо, если бы не одно «но». Оборудование год от года старело, к тому же линии были полуавтоматическими. Для их обслуживания и непосредственной работы требовалось большое количество людей, соответствующие затраты. И все равно имеющиеся мощности и полученные объемы оставляли желать лучшего. С этим и связана маленькая «техреволюция» на предприятии.

К технологическим прорывам последнего года стоит отнести два момента.

Во-первых, была модернизирована линия безалкогольных напитков. До сей поры розлив осуществлялся сугубо в ПЭТ-тару. Сейчас с учетом пожеланий торговли и общепита (HoReCa) налаживается выпуск минеральной воды в стеклянной бутылке объемом 0,33 литра и 0,75 литра. Возможности двух линий позволят выпускать до 6000 бутылок безалкогольной продукции в час.

Во-вторых, для розлива ликеро-водочной продукции в сувернирую тару в Италии в 2010 году была заказана и закуплена соответствующая линия. Сегодня она позволяет выпускать продукцию в 8 форматах бутылок (круглые, квадратные, штофы, плоские и т.д.). Мощность — 3000 бутылок в час. Процессы — автоматизированы. В ручном режиме таких результатов добиться совершенно нереально. То, что ранее требовало месяца работы, выполняется сегодня максимум за 10 рабочих дней.

Стоимость линии — 499 тысяч евро. Валюта из Беларуси для ее покупки не привлекалась. Была применена популярная для нашего времени стратегия: иностранная кредитная линия. По условиям договора, итальянский банк кредитовал белорусского производителя (ставка порядка 5%) сроком на 5 лет. Все финансовые вопросы будут решаться в течение этого времени между итальянскими финансовыми структурами и «Белинвестбанком».

Самое большое время в этой ситуации заняли переговорные процессы. После того как линия была под заказ изготовлена в Италии и доставлена в Витебск, время было сжато до предела. Монтаж линии в специально реконструированном цеху занял 10 дней. Пуско-наладочные работы потребовали неделю. Плюс обучение персонала. Дело в том, что в этом случае применяется сложная электронная система этикеровки. Зато она позволяет легко производить переналадку в зависимости от вида используемой бутылки. Этикетка, контрэтикетка, кольеретка и акцизная марка клеятся на бутылку в автоматическом режиме. Раньше работы такого плана производились вручную. Об экономии времени и денег тут можно говорить очень долго. Но это — слишком все очевидно.

Плановые моменты

Сегодня у руководства витебского предприятия достаточно оригинальных идей. Их внедрение в жизнь — дело недалекого будущего. В частности, планируется открыть новое отделение по приемке спирта. Сейчас заканчивается реконструкция коньячного участка, вводится в строй его вторая очередь. Это даст возможность производить коньяк непосредственно из полученных коньячных спиртов, а не наливом. Мощность — 50 тысяч дал в год. До октября мощности не превышали 17 тысяч дал коньяка.

Большое внимание уделяется внедрению современных технологий. В частности, сегодня автоматизирована выемка бутылок из ящиков. Планируется автоматизация процесса розлива водок «в потоке».

Наконец, будет увеличено емкостное хозяйство для ликерного цеха, расширены купажные емкости.

И вот еще что нужно напомнить. По сути, РУП «Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье» представляет из себя комплекс предприятий. Это головной завод в Витебске, плюс два спиртзавода — Богушевский и Лынтупский.

Мощность каждого — 2000 дал в сутки.

На спиртзаводах внедрена полная автоматизация процесса ректификации. Автоматизирована система низкотемпературного разваривания крахмалосодержащего сырья в Лынтупах. Такая же система будет внедрена в ближайшее время на Богушевском спиртзаводе.

Кроме того, запланировано внедрение программы по энергосбережению на участках ректификации спирта.

Есть также проект, связанный с полной переработкой барды — побочного продукта при переботке сырья на спирт. Производство сухой барды потребует инвестиций, но позволит выпускать востребованный продукт для корма скота. (Одна тонна на рынке стоит порядка 200 долларов).

За счет чего реализация зашкаливает

За девять месяцев текущего года объем производства спирта составил 947 тыс. дал (102,3 % к уровню прошлого года), водки и ликероводочных изделий – 1169 тыс. дал (108,3%) На сегодняшний день руководители предприятия искренне удивлены сложившемуся в 2011 году тренду. В объеме реализованной на экспорт продукции на РУП «Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье» 59% занимает спирт, 41% — водка и ликероводочные изделия.

Объем экспорта за 9 месяцев 2011 года составил более 2 миллионов долларов США (133% к уровню прошлого года). Внешнеторговое сальдо – 343 тыс. долларов США.

География поставок достаточно широка. На сегодняшний день это 14 государств среди которых Россия, Молдова, Туркменистан, Казахстан, Грузия, Болгария, Турция, Вьетнам, Франция, страны Балтии и др.

И последнее

Можно сказать, что на РУП «Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье» умело учитывают конъюнктуру рынка. На наш взгляд, это лучший комплимент для производителя. И не так важно, какая форма собственности прописана в его уставных документах.

Главный инженер Владимир Радевич:

— В 2010 году был проведен тендер на поставку новой линии по розливу ЛВИ. Его выиграла минская компания «Максивин». Мощность линии — 3000 бутылок в час. Впечатление от ее работы — самое хорошее.

Примечательно, что ее делали в Италии персонально под наш заказ. Все организационные моменты взяла на себя компания «Максивин».

В частности, гарантийное и постгарантийное обслуживание возложено на белорусскую фирму, являющуюся официальным дилером итальянского производителя. В договоре, кстати, заложена возможность дистанционного контроля за работой линии из Италии. Но пока необходимости в этом нет: оборудование работает как часы.

Монтаж новой линии в специально реконструированном цеху занял 10 дней. Пуско-наладочные работы потребовали неделю. Плюс экспресс-обучение персонала. Условия поставки оборудования во многом выглядели «сказочными» для нашего рынка. В рамках открытой иностранной кредитной линии, в соответствии с условиями договора, итальянцы кредитовали сделку по ставке около 5% сроком на 5 лет. Все финансовые вопросы будут решаться в течение этого времени между итальянскими финансовыми структурами и «Белинвестбанком». Последнему наш завод должен погашать валютный кредит (цена линии – 280 тысяч евро) в белорусских рублях.

Говоря о перспективах, скажу: на заводе работают три водочных линии. Одна из них, возможно, потребует полной модернизации. Планируется также закупка бутыломоечной линии, автоматизация цеха упаковки. Для этого как раз и предназначены современные европейские технологии.

Не буду оригинальным, если скажу: их на наш рынок активно предлагает ООО «Максивин». Компания в работе с белорусскими пищевыми предприятиями, ставшими на путь технической модернизации, способна обеспечить весь комплекс услуг от А до Я.