В Минске выявлено 15 торговых точек, завышавших цены на социально значимые товары
- 20.05.2011 03:00
Нужно быть волшебником, чтобы продать товар, цены на который меняются каждый день.
Увы, похоже, даже самые кассовые схемы выкладки не в силах переломить сознание массового потребителя: «Вчера еще было по 4500, а сегодня 9300 – не во-зь-му!». Вот и лежат себе в крупных гипермаркетах бананово-яблочно-лимонные развалы вместе с привозными перцами, виноградом и апельсинами. На ценниках черным по белому — очередная цена, внизу приписка большущими буквами: «ИМПОРТ». Видим-видим и все понимаем, но не берем: дорого, пишет Рэспублiка.
На фоне уже привычного аллюра цен на привозные продукты и товары как-то особенно тяжело видеть обновленные ценники на отечественные продукты питания. Соки, напитки, молочку… Вроде и рабочая сила местная, и компоненты, и через границу везти ничего не надо. Откуда же взялся этот рост? Мониторинг цен, валютные риски, нарушители и не видимая многим часть ценообразовательного айсберга – обо всем этом «Р» говорила с компетентными людьми.
— В постановлении Минэкономики № 66, вступившем в силу 18 мая, осталось всего 14 наименований продуктов (было 29. – Авт.), максимальные торговые надбавки на которые контролирует государство. В новом списке уже нет вареных колбасных изделий, свежемороженой рыбы и плодоовощной продукции. Отпускные цены на картофель, капусту, морковь, лук и свеклу в соответствии с решением столичного горисполкома по-прежнему будут регулироваться, — обрисовывает положение дел Николай Крыжевич, и.о. начальника управления антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома. – Мониторинги проводятся ежедневно. Картина пестрая. С одной стороны, с начала мая подешевел на 34 процента рис, на 6—14 процентов снизились цены на импортное пиво, потеряли 10—20 процентов своей первоначальной стоимости белорусские помидоры, на 2 процента «упал» апельсин. В то же время продолжает расти цена на бананы (15—25 процентов) и лимоны (37 процентов со знаком плюс). При этом с начала мая не дорожали, в принципе, мука высшего сорта, макаронные изделия групп Б и В, соки белорусского производства, майонез, фасованный чай и кофе. В абсолютных лидерах по росту цен с начала апреля и до середины мая – гречка (+65 процентов), пшено (152 процента), чай (38—94), кофе (71—93), привозной зеленый горошек (32 процента), яблоки (более 100), бананы (48 процентов), апельсины (59)…
А что же непродовольственная группа? Здесь выше других прыгнули цены на импортные моющие средства – рост составил 94 процента. Подорожали также привозная модельная обувь, парфюмерия, средства гигиены, чулочные изделия…
— Плановые проверки на торговых предприятиях столицы проводятся в соответствии с координационным планом. Мы уведомляем руководителей субъектов хозяйствования за 2 недели – и только затем приступаем к работе. За последнее время составлено 15 протоколов по фактам завышений цен на социально значимые продукты — в общей сложности из оборота изъято товара на 15 млн. рублей. Довольно часто в ходе мониторинга на рынках Минска выявляются факты завышения цен на плодоовощную продукцию. В этом случае мы приглашаем ИП к себе в управление на профилактическую беседу. Надо сказать, такая мера действует отрезвляюще, — подчеркивает Николай Крыжевич. – Если говорить о подорожании белорусских продуктов питания, то здесь не стоит искать искусственного спекулирования на ситуации. Да, молочная продукция белорусская, но импортная составляющая в ее стоимости — около 9 процентов: это и закваски для твердых сыров, йогуртов, пюр-пак, фольга и т.д. Отсюда и рост. Возьмем для наглядного примера предприятия «Минскхлебпрома». Тоже, на первый взгляд, чему тут дорожать – сырье-то свое, пекари тоже… Но. Сухая пшеничная клейковина подросла в цене на 40 процентов, ядра подсолнечника подорожали в 1,7 раза, изюм – в 1,9. Тмин прибавил 61 процент к прежней стоимости, подсолнечное масло выросло на 26—33 процента… Пусть и не сильно, но все это сказывается на цене конечного продукта.
«Р» из первых уст узнала о том, как белорусские производители сока и детского питания пытаются сдерживать цены на отечественную продукцию. На данный момент они выросли незначительно, но старые запасы неизбежно подходят к концу.
— Вот вы говорите, подорожали белорусские соки. Давайте разбираться. Упаковка тетра-пак в Беларуси не производится: мы покупаем ее в России и Украине. Бананы, апельсины, киви, грейпфруты в республике, как известно, тоже не растут – концентраты заказываем в той же Украине или Молдове. Оборудование по розливу импортное, куплено за валюту – вместе с электроэнергией и стоимостью топлива эти суммы закладываются в стоимость 1 литра сока. При всем при этом мы пока повысили цены только на 10 процентов. А, например, стеклобанка для детского питания объемом 190 граммов отечественного производства выросла в цене на 40 процентов: в ней тоже «сидит» импортная составляющая, — констатирует Юрий Лахвич, заместитель директора по коммерческим вопросам Клецкого консервного завода. – Цену во многом удается сдерживать по причине складских запасов упаковки, концентратов и сырья урожая прошлого года. Но они подходят к концу.
У крупных импортеров фруктов, на которых в условиях прыгающего курса валюты точат зуб многие потребители, дела вообще из рук вон. Те, кому мы приписываем сверхприбыли, уже не сводят концы с концами и второй месяц работают себе в убыток.
— Вся проблема в 30-дневной отсрочке платежа и росте курса доллара на межбанке. В понедельник мы покупали его за 6800, во вторник уже за 7020 рублей. Наша наценка сегодня составляет меньше 25 процентов, все остальное – прямые потери при покупке валюты. Но курс все равно опережает нас – с марта работаем себе в убыток, теряя и в тоннаже продаж, и в приходе денежной массы. Покупатель в своем большинстве не готов брать яблоки по 11 тысяч и бананы по 9, но именно во столько они нам обходятся, — откровенен Вадим Аванесов, директор «Фрутимпорта», одной из крупнейших компаний-импортеров столицы. – Мы прекрасно знаем, что на рынках цены гораздо ниже, чем в крупных супер- и гипермаркетах, куда мы поставляем продукцию. Раньше такое не могло и присниться. Все дело – в серых схемах привоза из России без уплаты налогов и таможенных платежей, а также покупке долларов на черном рынке по более выгодному курсу. Отсюда и низкая цена. Для нас такое положение дел означает закрытие.
В управлении антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома уверены: ситуация быстро пойдет на поправку, как только валютный курс станет на якорь. Ждать этого, судя по всему, уже недолго. А мартовская либерализация ценообразования все равно больше плюс, чем минус. Вступление в единое таможенное пространство будет означать для Беларуси куда большую ценовую конкуренцию. И к ней нужно готовиться заранее.