В Минске выявлено 15 торговых точек, завышавших цены на социально значимые товары

Нужно быть волшебником, чтобы продать товар, цены на который меняются каждый день.

Увы, похоже, даже самые кассовые схемы выкладки не в силах переломить сознание массового потребителя: «Вчера еще было по 4500, а сегодня 9300 – не во-зь-му!». Вот и лежат себе в крупных гипермаркетах бананово-яблочно-лимонные развалы вместе с привозными перцами, виноградом и апельсинами. На ценниках черным по белому — очередная цена, внизу приписка большущими буквами: «ИМПОРТ». Видим-видим и все понимаем, но не берем: дорого, пишет Рэспублiка.

На фоне уже привычного аллюра цен на привозные продукты и товары как-то особенно тяжело видеть обновленные ценники на отечественные продукты питания. Соки, напитки, молочку… Вроде и рабочая сила местная, и компоненты, и через границу везти ничего не надо. Откуда же взялся этот рост? Мониторинг цен, валютные риски, нарушители и не видимая многим часть ценообразовательного айсберга – обо всем этом «Р» говорила с компетентными людьми.

— В постановлении Минэкономики № 66, вступившем в силу 18 мая, осталось всего 14 наименований продуктов (было 29. – Авт.), максимальные торговые надбавки на которые контролирует государство. В новом списке уже нет вареных колбасных изделий, свежемороженой рыбы и плодоовощной продукции. Отпускные цены на картофель, капусту, морковь, лук и свеклу в соответствии с решением столичного горисполкома по-прежнему будут регулироваться, — обрисовывает положение дел Николай Крыжевич, и.о. начальника управления антимонопольной и ценовой политики Мингор­исполкома. – Мониторинги проводятся ежедневно. Картина пестрая. С одной стороны, с начала мая подешевел на 34 процента рис, на 6—14 процентов снизились цены на импортное пиво, потеряли 10—20 процентов своей первоначальной стоимости белорусские помидоры, на 2 процента «упал» апельсин. В то же время продолжает расти цена на бананы (15—25 процентов) и лимоны (37 процентов со знаком плюс). При этом с начала мая не дорожали, в принципе, мука высшего сорта, макаронные изделия групп Б и В, соки белорусского производства, майонез, фасованный чай и кофе. В абсолютных лидерах по росту цен с начала апреля и до середины мая – гречка (+65 процентов), пшено (152 процента), чай (38—94), кофе (71—93), привозной зеленый горошек (32 процента), яблоки (более 100), бананы (48 процентов), апельсины (59)…

А что же непродовольственная группа? Здесь выше других прыгнули цены на импортные моющие средства – рост составил 94 процента. Подорожали также привозная модельная обувь, парфюмерия, средства гигиены, чулочные изделия…

— Плановые проверки на торговых предприятиях столицы проводятся в соответствии с координационным планом. Мы уведомляем руководителей субъектов хозяйствования за 2 недели – и только затем приступаем к работе. За последнее время составлено 15 протоколов по фактам завышений цен на социально значимые продукты — в общей сложности из оборота изъято товара на 15 млн. рублей. Довольно часто в ходе мониторинга на рынках Минска выявляются факты завышения цен на плодоовощную продукцию. В этом случае мы приглашаем ИП к себе в управление на профилактическую беседу. Надо сказать, такая мера действует отрезвляюще, — подчеркивает Николай Крыжевич. – Если говорить о подорожании белорусских продуктов питания, то здесь не стоит искать искусственного спекулирования на ситуации. Да, молочная продукция белорусская, но импортная составляющая в ее стоимости — около 9 процентов: это и закваски для твердых сыров, йогуртов, пюр-пак, фольга и т.д. Отсюда и рост. Возьмем для наглядного примера предприятия «Минскхлебпрома». Тоже, на первый взгляд, чему тут дорожать – сырье-то свое, пекари тоже… Но. Сухая пшеничная клейковина подросла в цене на 40 процентов, ядра подсолнечника подорожали в 1,7 раза, изюм – в 1,9. Тмин прибавил 61 процент к прежней стоимости, подсолнечное масло выросло на 26—33 процента… Пусть и не сильно, но все это сказывается на цене конечного продукта.

«Р» из первых уст узнала о том, как белорусские производители сока и детского питания пытаются сдерживать цены на отечественную продукцию. На данный момент они выросли незначительно, но старые запасы неизбежно подходят к концу.

— Вот вы говорите, подорожали белорусские соки. Давайте разбираться. Упаковка тетра-пак в Беларуси не производится: мы покупаем ее в России и Украине. Бананы, апельсины, киви, грейпфруты в республике, как известно, тоже не растут – концентраты заказываем в той же Украине или Молдове. Оборудование по розливу импортное, куплено за валюту – вместе с электроэнергией и стоимостью топлива эти суммы закладываются в стоимость 1 литра сока. При всем при этом мы пока повысили цены только на 10 процентов. А, например, стеклобанка для детского питания объемом 190 граммов отечественного производства выросла в цене на 40 процентов: в ней тоже «сидит» импортная составляющая, — констатирует Юрий Лахвич, заместитель директора по коммерческим вопросам Клецкого консервного завода. – Цену во многом удается сдерживать по причине складских запасов упаковки, концентратов и сырья урожая прошлого года. Но они подходят к концу.

У крупных импортеров фруктов, на которых в условиях прыгающего курса валюты точат зуб многие потребители, дела вообще из рук вон. Те, кому мы приписываем сверхприбыли, уже не сводят концы с концами и второй месяц работают себе в убыток.

— Вся проблема в 30-дневной отсрочке платежа и росте курса доллара на межбанке. В понедельник мы покупали его за 6800, во вторник уже за 7020 рублей. Наша наценка сегодня составляет меньше 25 процентов, все остальное – прямые потери при покупке валюты. Но курс все равно опережает нас – с марта работаем себе в убыток, теряя и в тоннаже продаж, и в приходе денежной массы. Покупатель в своем большинстве не готов брать яблоки по 11 тысяч и бананы по 9, но именно во столько они нам обходятся, — откровенен Вадим Аванесов, директор «Фрутимпорта», одной из крупнейших компаний-импортеров столицы. – Мы прекрасно знаем, что на рынках цены гораздо ниже, чем в крупных супер- и гипермаркетах, куда мы поставляем продукцию. Раньше такое не могло и присниться. Все дело – в серых схемах привоза из России без уплаты налогов и таможенных платежей, а также покупке долларов на черном рынке по более выгодному курсу. Отсюда и низкая цена. Для нас такое положение дел означает закрытие.

В управлении антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома уверены: ситуация быстро пойдет на поправку, как только валютный курс станет на якорь. Ждать этого, судя по всему, уже недолго. А мартовская либерализация ценообразования все равно больше плюс, чем минус. Вступление в единое таможенное пространство будет означать для Беларуси куда большую ценовую конкуренцию. И к ней нужно готовиться заранее.