Тормоз для региональной торговли.

Своими прогнозами о будущем региональной торговли в общем и сети «Евроопт» в частности — если законопроект будет одобрен парламентариями в таком виде, в котором он отправлен на рассмотрение, — с корреспондентом «Продукт.BY» поделился генеральный директор ООО «Евроторг» Андрей ЗУБКОВ.

Андрей Владимирович, если закон останется в том виде, в котором он отправлен в парламент, как это отра­зится на белорусском рынке розничной торговли?

Естественно, вступление в силу нового закона будет иметь значительные последствия. На данном этапе нас беспокоит норма, которая предусматривает, что доля доминирования субъекта торговли в объеме розничного товарооборота не должна превышать 20 %. Возможно, в Минске и областных городах ее влияние не будет столь ощутимо. Но на уровне районов, численность которых составляет 15–20 тысяч человек, введение этого порога неизбежно скажется не лучшим образом на конкурентной среде. Сделать подобный прогноз не составляет труда. Во-первых, достаточно проанализировать среднедушевое потребление продуктов питания и выручку торговых объектов на 1 м2. Во-вторых, уже сегодня наши опасения можно подтвердить конкретными примерами. В таких городах, как Житковичи, Кировск, Браслав, где торговая площадь наших объектов составляет от 300 до 600 м2, у нас уже есть превышение антимонопольного порога. Хочу заметить, что данные объекты не являются крупными. То же самое можно сказать и по другим операторам — «Алми», «Белмаркет». В-третьих, в настоящий момент весь товарооборот по продовольственной группе для района с населением 15 тысяч человек составляет 1,2 млн долларов, а открытие нового магазина, к примеру, площадью в 500 м2 дает 350 тыс. долларов в месяц. А это далеко не 20 %. Более того, мелкие предприниматели, которые имеют один магазин, при условии открытия второй торговой точки также легко могут переступить установленный порог доминирования.

Если судить по опыту других стран, то 20%-ное ограничение — явление временное. Возможно, этот порог спустя некий адаптационный период будет увеличен?

России на то, чтобы пройти этот этап, понадобилось три года. Сейчас наши соседи озвучивают мнение, что стоит приподнять планку до 35 %. Более того, есть альтернативное предложение: если ритейлер собирается ввести в строй новый объект, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет готова разрешить единоразово превысить установленную долю до 50 %. Надо заметить, что такая практика существует во многих странах, где антимонопольные службы рассматривают каждую ситуацию индивидуально. И в этом присутствует несомненная логика. Согласитесь, отказав одному инвестору, существует определенный риск, что следующего придется дожидаться очень долго. Поэтому мы все-таки надеемся, что парламентарии вникнут в проблему и примут взвешенное решение.

Если планка останется на уровне, который предусмотрен проектом закона, придется ли в таком случае вашей сети отказаться от части инвестиционных проектов?

Безусловно, ряд инвестиционных программ, которые мы собирались запустить в течение ближайших двух лет, придется свернуть. В этом году запланированные новые магазины мы откроем, а вот в следующем — скорее всего, нет. Если мы дойдем до планки в 20 % и не сможем расширяться дальше, то абсолютно логично, что акцент в инвестиционной работе сместится на наши российские подразделения.

Как вариант выхода из подобной ограничительной ситуации, многие компании в России создавали новые юридические лица…

Вряд ли это является выходом. По крайней мере, для себя мы такую возможность не рассматриваем.

Недавно вы заявили о развитии нового формата торговых объектов — мини-магазинов. Принимая такое решение, вы руководствовались тем, что в условиях нового закона с ними будет проще выходить на рынки малых городов?

К региональным рынкам это не имеет никакого отношения. Мини-магазин для маленького города — не совсем удобный вариант. Из-за своей небольшой площади этот торговый объект не сможет обслужить большое количество клиентов, а наплыв покупателей здесь будет всегда большой. Мини-формат — это, скорее, возможность заполнить существующие ниши в больших городах. В наших проектах сейчас около 20 таких магазинов, для них уже найдены соответствующие площади, часть помещений ремонтируется, некоторые из них реконструируются.

Приведет ли 20%-ное ограничение к повышению цен в вашей сети?

Надеюсь, что нет. Низкие цены — это основа позиционирования «Евроопта». И мы будем стремиться сохранить подобную установку.

А как будут вести себя цены на белорусском рынке в целом, на ваш взгляд?

В данном случае более уместно говорить не о том, что цены могут повыситься, а о том, что они могли бы понижаться. В Беларуси же для сдерживания инфляции реальных шагов, к сожалению, пока нет. Государственное регулирование в сфере ценовой политики убрали, а рыночные механизмы до сих пор так и не заработали. Сегодня наша сеть практически единственная делает ставку на низкие цены. Между тем государство должно быть заинтересовано, чтобы данный сегмент расширялся. А для этого нужно или стимулировать игроков, которые готовы работать в таких условиях, или дать дорасти их долям хотя бы до 30 %.