Такой реконструкции дрожжевого производства еще не было

В ОАО «Дрожжевой комбинат» взят курс на модернизацию производства. Что удалось сделать и что в перспективе?

Менее двух лет назад на должность директора ОАО «Дрожжевой комбинат» был назначен Игорь Забаштанский. Сегодня уже виден прогресс в работе предприятия. Что удалось сделать за прошедшее время, какие у руководителя планы на будущее?

Екатерина ВЛАСОВА

На момент назначения нового директора долги предприятия составляли 36 млрд рублей, срок погашения кредитов — 10 лет.

Возглавить предприятие с многомиллиардными долгами и устаревшими технологиями — задача не из простых. Судите сами. За 10 месяцев текущего года рентабельность производства составила около 20 %. Но прибыль получена только на бумаге. Она перекрывается убытками от процентных выплат по взятым в предыдущие годы кредитам. Если за 10 месяцев получено 3 млрд рублей прибыли, то убытки составили 5 млрд. К ним относится и дебиторская задолженность последних лет.

Однако Игорь Забаштанский не теряет оптимизма. Ведь даже за неполные два года на предприятии сделано многое.

Руководство комбината взяло курс на модернизацию производства. В первую очередь усилия были направлены на снижение энерго- и водопотребления — две основные статьи затрат. Их доля в себестоимости продукции составляет более 30 %. Также были четкие планы по улучшению качества выпускаемой продукции: оно значительно отставало по сравнению с зарубежными аналогами. Поэтому параллельно проводилась реконструкция технологического участка.

Построена новая градирня для охлаждения воды, которая по эффективности в разы превосходит существующие в стране. Заканчивается реконструкция дрожжевого производства с точки зрения повышения эффективности труда: из 15 работающих аппаратов останется почти в два раза меньше при той же производительности. Уделено внимание энергосбережению — установлена система, которая будет управлять подачей воздуха в дрожжерастильные аппараты, то есть регулировать параметры работы турбин, дающих сжатый воздух.

На все эти цели концерном «Белгоспищепром» выделено порядка 700 млн рублей. Предприятие вложило столько же. В прошлом году на модернизацию производства было направлено 500 млн рублей собственных средств. В итоге проведенных мероприятий водопотребление снизится примерно в 1,5 раза, энергопотребление — не менее чем на 30 %.

Игорь Забаштанский уверен, что реконструкция предприятия — единственный путь для того, чтобы удержать свои позиции на внутреннем рынке при экспансии зарубежных производителей. Потому что главное сегодня для комбината — повышение качества продукции и снижение ее себестоимости.

За всю историю существования комбината, начиная с 60-х годов, таких масштабных реконструкций дрожжевого производства не было. Результат налицо: по качественным показателям и срокам хранения продукции достигнут уровень, близкий к зарубежным аналогам, а по отдельным параметрам белорусские дрожжи даже лучше. Отечественная продукция сравнивалась с украинскими образцами, изготовленными по французской технологии, польскими и прибалтийскими.

Срок хранения прессованных дрожжей равен 24 суткам. Ведутся успешные работы по увеличению этого параметра до 36 суток, чего пока не удается сделать даже зарубежным коллегам. Подъемная сила (время, которое требуется дрожжам для начала процесса газообразования) составляет 35–45 минут, что вполне приемлемо. Кислотность и стойкость превышают регламентируемые ГОСТом значения. Стойкость дрожжей достигла 160 часов, что почти в 2 раза больше нормируемого уровня. То есть в качественном плане комбинат сделал большой прорыв.

Задача сегодняшнего дня — снижение себестоимости за счет уменьшения двух основных затрат, о чем говорилось ранее. После этого можно выходить на внешние рынки. Некоторые наработки уже есть. Образцы белорусских прессованных дрожжей оценивали коллеги из ЕС: по качественным показателям нареканий не было. Вопрос — в неконкурентоспособности продукции по ценовому фактору. После завершения реконструкции себестоимость дрожжей снизится. Ожидается, что с февраля комбинат начнет выпускать качественный продукт по конкурентоспособной цене.

Также был смонтирован сушильный участок, который позволил в текущем году выпускать новый вид продукции — сушеные хлебопекарные дрожжи. До сих пор этот сегмент рынка полностью занимали зарубежные производители — Россия, Турция, Украина, Франция и др. А комбинат не мог конкурировать с ними. Теперь производство налажено. Преимущество сушеных дрожжей в том, что их срок хранения достигает 12 месяцев, и они не требуют специальных условий хранения, как, например, прессованные дрожжи (температура хранения — не выше +4°С). Сушеные дрожжи больше актуальны для розницы, чем для хлебозаводов, потому что для производства белых и черных хлебов традиционно используются прессованные дрожжи.

Предприятие выпускает также фасованные дрожжи. Это новый вид продукции с другими потребительскими качествами. Они применяются для выпечки сдобы — жирного и сладкого теста. В ассортименте есть и универсальные дрожжи, которые используются как в обычных хлебах, так в сладком и жирном тесте, а также для производства напитков.

Мощности ОАО «Дрожжевой комбинат» — 15 тыс. т в год. Пока загрузка комбината составляет 8 тыс. т в год. Реализация продукции на внутреннем рынке стабильная и даже немного снижается. Доля дрожжевого комбината на белорусском рынке составляет 98 % по прессованным дрожжам и 3–4 % — по сушеным. Емкость рынка сушеных дрожжей — порядка 300 т в год.

В планах предприятия — дальнейшее удержание своей доли внутреннего рынка. По качеству и цене продукция в Беларуси конкурентоспособна. Ведется работа в направлении экспортных поставок. Редакция журнала «Продукт.BY» поздравляет коллектив ОАО «Дрожжевой комбинат» с Новым годом и Рождеством и желает настойчивости и терпения в решении производственных задач, прямой и широкой дороги к успеху!

Справка «Продукт.BY» ОАО «Дрожжевой комбинат», в состав которого входят Минский и Ошмянский дрожжевые заводы, производит дрожжи хлебопекарные, спиртовые, винные, кормовые, представляющие собой технически чистую культуру одноклеточных грибов-сахаромицетов.

Хлебопекарные дрожжи — прессованные в виде брикетов по 100 и 1000 г и упакованные в бумагу. Для реализации в розничной сети хлебопекарные сушеные дрожжи выпускаются в потребительской упаковке по 10 г, для хлебопекарен — в вакуумной упаковке по 0,5 и 2 кг.