Российское пчеловодство на начальном этапе глобализации

Мировая торговля медом – один из самых жестких рынков продовольственных продуктов.

Как сообщают Крестьянские Ведомости, борьба за его раздел и передел не затихает и на глобальном уровне, и в отдельных странах, в том числе в России. Информация об этом рынке редко попадает в отечественные СМИ. Причина – нежелание тех, кто владеет этой информацией, делиться ею с кем бы то ни было, делать достоянием гласности факты, которые общественности, потребителю и, тем более, – конкурентам «знать не обязательно». Ситуацию на рынке меда комментируют специально для «Крестьянских Ведомостей» руководители ООО «Аналитический центр Апис» Е. Ю.Балашова и А. С. Фарамазян.

После продолжительного стабильного роста цен на мед просматривается тенденция к их понижению. По оценке экспертов, это прямое следствие ослабления евро. Европейский Союз представляет собой крупнейшего импортера меда и останется таковым в обозримой перспективе. Однако нет никаких оснований ожидать, что цены на мед существенно упадут. Скорее всего, они вскоре снова поползут вверх. Этому способствует небывало высокая гибель пчел в различных странах мира и как следствие – падение производства меда и сокращение объемов его поставок на мировой рынок при росте спроса во многих странах на мед и продукты, изготовленные на его основе. Совокупность этих факторов выталкивает натуральный мед в категорию деликатесов и делает его все менее доступным для рядового потребителя.

Россия ежегодно импортирует более 5 тыс. т меда. Это преимущественно мед-сырец, поставляемый Украиной, Молдовой, Китаем и другими нашими соседями. Себестоимость его существенно ниже себестоимости российского аналога. Растет также импорт фасованного меда, который напрямую, без переработки, отправляется в российские торговые сети. Это преимущественно продукт популярных брендов из Германии, Австрии, Франции и других развитых стран.

Остановить рост импорта удастся только тогда, когда российское пчеловодство выйдет на более высокий уровень развития, а его продукция станет конкурентоспособной по цене, качеству и ассортименту. Нужно торопиться, потому что с вступлением в ВТО эта проблема только обострится.

Российский медовой бизнес держится в стороне от борьбы за захват и удержание позиций на мировом рынке. Располагая огромным медовым потенциалом, наша страна остается на этом рынке маргиналом, и оснований для оптимизма здесь нет. В течение последних двух десятилетий мы ежегодно экспортировали всего 150 – 200 т меда в год. Без государственной поддержки экспорта меда российский бизнес зарубежных конкурентов в этой области не одолеет.

Пчеловодство и торговля медом – это не «поле чудес». Успех тут обеспечивают только многолетние целеустремленные усилия всех заинтересованных сторон. Как это, например, происходит во Вьетнаме, где менее чем за 20 лет было выстроено современное пчеловодство, и эта страна вошла в число ведущих экспортеров меда.

Другой впечатляющий пример – Китай. Но к китайским медовым компаниям накопилось огромное количество претензий со стороны их внешнеторговых партнеров.

Рост мировых цен на мед создает дополнительные стимулы для его фальсификации недобросовестными предпринимателями. Этому способствует и увеличивающийся разрыв в розничных ценах на сахар и мед. Один из выходов из этого положения – усиление контроля качества меда на национальном и международном уровне.

Меры, предпринимаемые в последнее время на этом направлении, достаточно эффективны. Особенно в ЕС и Канаде. В конце 90-х годов около 30% меда, поступавшего на мировой рынок, не отвечало международным стандартам. С тех пор этот показатель сократился вдвое. Страны «золотого миллиарда» энергично защищают свое пчеловодство и рынок меда с помощью жестких стандартов, антидемпинговых барьеров и высоких тарифов на импортируемый мед.

Практикуются и более мягкие формы защиты.

В Канаде пчеловоды и переработчики меда развернули кампанию за «стопроцентный канадский мед» в пику бизнесменам, сбывающим зарубежную продукцию под видом канадской.

Попытки повторить этот эксперимент предпринимаются в США. Медовые компании в этой стране разделились на две группы: тех, кто оперирует с незаконно ввезенным в США китайским медом и получает за счет этого более высокие прибыли, и тех, кто не выходит в этом бизнесе за рамки закона и в итоге проигрывает в конкурентной гонке. В мае четыре ведущие медовые компании объединились в движении «За честный мед». Но другие 16 компаний присоединяться к этому движению не торопятся…

Довольно эффективный способ борьбы с фальсификацией меда – защита географического происхождения продукта. В Европе зарегистрировано более 15 марок медов уникального географического происхождения, в т.ч. 9 – в Португалии, по 2 – во Франции и Испании и по одному – в Италии и Люксембурге. В стадии рассмотрения находятся еще около 20 аналогичных заявок от стран-членов ЕС.

В России в этом направлении сделан первый шаг, к сожалению, не совсем удачный. В 2005 г. Государственное учреждение Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии – ГУБНИЦПА получил свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара «Башкирский мед». Была развернута энергичная реклама этого продукта, сообщалось о контрактах на поставку больших его количеств в США, Францию, Японию и страны Арабского Востока. А в конце 2009 г. в российские суды посыпались иски ГУБНИЦПА против тех, кто именовал свой продукт «Башкирским медом», исходя из того, что этот мед действительно был получен из Башкирии.

Увы, анализы, проведенные аккредитованной испытательной лабораторией «Аналитического центра Апис», не подтвердили наличие у продукции ГУБНИЦПА тех качеств, которые заявлены в упомянутом свидетельстве. Более того, под маркой «Башкирский мед» выпускается мед, «закупаемый на стороне», хотя свидетельство разрешает именовать «Башкирским медом» только ту продукцию, которая производится организацией на ее собственных пасеках. Налицо признаки монопольного права одной организации и выпуск ею контрафактной продукции. Зарубежные источники опровергают информацию о больших партиях меда, якобы поставляемых из Башкирии в перечисленные выше страны.

Экологической чистоте меда уделяется все большее внимание во многих странах мира. Естественно, органический мед – это продукт экологически чистого пчеловодства (Organic Beekeeping), международные требования к которому изложены в Продовольственном Кодексе (Codex Alimentarius), стандартах Канады, США, ЕС и стран-членов ЕС. Технология экологически чистого пчеловодства предусматривает соблюдение трех правил:

– территория, на которой производится медосбор, должна быть признана экспертами экологически чистой;

– медоносы, произрастающие на территории медосбора, не должны обрабатываться синтетическими веществами;

– должно быть исключено применение синтетических веществ для обработки пчел и ульев и предусмотрено использование только экологически чистой вощины.

Национальный стандарт России 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» указывает, что «нанесение на пищевые продукты надписи «Экологически чистый» не допускается». Нет у нас и стандарта на экологически чистое пчеловодство, и вопрос о разработке этого документа пока не стоит. А потому попытки позиционировать свой мед как экологически чистый, как это делает, например, ГУБНИЦПА, – это ввод потребителей в заблуждение.

Зарубежные СМИ часто сообщают о задержании крупных партий меда по причине превышения допустимого остаточного содержания антибиотиков. В России же превышение есть, а проблемы нет. В нашей стране уже освоены методики контроля в меде остаточных количеств антибиотиков двух видов: хлорамфеникола и тетрациклиновой группы. Исследования показывают сверхнормативное содержание этих антибиотиков во многих образцах российского меда.

Проблемы же нет, потому как отечественный стандарт на мед натуральный не предусматривает контроль меда по этому показателю. Сейчас совместно с ГНУ НИИ пчеловодства Россельхозакадемии разрабатывается национальный стандарт по определению остаточных количеств антибиотиков. Без этого стандарта и речи быть не может об экологически чистом меде и экспорте меда вообще.

Весь вопрос в том, когда законопроект дойдет до стадии принятия.