Вы здесь

Подножки отечественному пиву: стратегии развития рынка

14.05.2010

Был у нас в стране "Форд" – ушел. Не понравились условия работы. Расчет на единый рынок РБ и РФ не оправдался.

Сейчас зовут его обратно. Надеются на его автомобили. Не «Саманд» ведь. Заманили — и забыли зачем. Галочку в отчете того года поставили, PR-сливки от успешного международного сотрудничества сняли — на том и сказке конец.

Ярослав РОМАНЧУК

Ни автомобилей, ни пива

Три года назад хотели к нам прийти авторитетные международные пивовары. Были серьезные намерения купить «Белсолод». Эксперты Heineken, SUBMiller и Sun Interbrew даже полный аудит провели. Речь также шла о покупке «Криницы» и «Брестского пива». Не случилось. Перед самым носом инвесторов закрылась дверь. Чиновники решили, что сами с усами, справятся. Мол, солод производить — это не в космос летать, без иностранцев обойдемся. Не получилось. Ни с автомобилями, ни с пивом. Бюджетных денег ушло много, но все без толку. Мы до сих не имеем даже сборки легковушек хотя бы одного из Топ-10 производителей мира. Белорусские государственные пивзаводы, несмотря на протекционизм и государственную поддержку, быстро теряют внутренний рынок, не говоря уже об экспансии на внешнем.

Солод как экономическая Содом и Гоморра

Библейские города Содом и Гоморра означают места разврата и ужасный беспорядок. История с белорусским солодом мне представляется лакмусовой бумажкой качества управления государственными активами и инвестиционной политики.

Сразу после Пасхи ОАО «Белсолод» в очередной раз получил государственную поддержку. В соответствии с распоряжением президента. Бюджетная ссуда в размере 45,5 млрд рублей на возвратной основе. Мол, берите эти деньги, чтобы в перспективе зарабатывать на экспорте солода около 20 миллионов долларов. Одновременно глава государства сделал одно любопытное заявление: «Бюджет существует не для того, чтобы финансировать коммерческие структуры, которые сами должны заниматься производством, реализовывать продукцию и получать соответствующую прибыль. Мы все должны понимать, что бюджет — это не кормушка. Государство само должно видеть, куда вложить средства, чтобы получить определенную отдачу».

Логика этого высказывания такова. Отныне государство не будет давать деньги тем, кто самостоятельно может зарабатывать. Осталось установить четкие критерии, кто может, а кто не может самостоятельно производить продукцию.

Для начала заметим, что тот, кто не может или не умеет организовывать коммерческое дело, не идет в бизнес. Если же по каким-то причинам коммерческая организация не может получать прибыль и работает с убытком, разумно и ответственно в такой ситуации ее ликвидировать. Это не значит, что бульдозерами сравнять с землей, а предоставить возможность другим людям (кредиторам, инвесторам, акционерам) купить этот объект и попытаться реализовать свой инвестиционный план. Тратить бюджетные ресурсы на поддержку корпоративных планов — это правило дурного тона.

Не солода хлебавши

В начале февраля 2006 года была принята программа развития отрасли в 2006–2010 гг. Она предусматривала строительство пивоваренного завода в ОАО «Белсолод». Тогда на этот проект планировалось потратить 25,2 миллиона евро. Чуть раньше, 13.06.2005г. государство ввело золотую акцию на «Белсолод». Оно было на грани банкротства в результате действия целого ряда факторов: ценового регулирования цен ячменя, низкого качества менеджмента, отсутствия мотивации у инвесторов. Пивную отрасль «убивало» нормирование расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги. Их нельзя было в полной мере включать в себестоимость выпускаемой продукции.

Правительство решило решать проблемы отрасли в жестких рамках государственной собственности. Совмин РБ постановлением № 809 от 5.06.2009г. принял целый ряд мер по поддержке «Белсолода». «Белагропромбанку» было предложено предоставить в 2008–2009 гг. кредитов в рублях и валюте на сумму 15,9 миллиона евро, что было эквивалентно 49,4 млрд рублей под ставку рефинансирования, увеличенную не более чем на 3 процентных пункта, на пять лет. Данные кредитные ресурсы были предоставлены под гарантии правительства при компенсации 50 % ставки рефинансирования из бюджета по рублям и 50 % — по валюте.

Ранее указом Президента РБ от 05.10.2006г. № 601 «Белсолод» получил порцию государственной помощи на 2006 год в виде субсидии в сумме 3,4 млрд рублей на пополнение оборотных средств. Распределители чужого не оставляли мысль сделать качественное пиво, но на выходе неизменно получался напиток далеко не европейского качества при генерации убытков самими производителями. Если было бы иначе, не было бы необходимости в регулярной бюджетной поддержке пивной отрасли, а также был бы отмечен рост доли рынка государственных пивзаводов.

Пиво — в частные руки

Рынок однозначно высказался против избранной стратегии развития пивной отрасли. Гипотеза о неэффективности госуправления активами пивного сектора подтверждается также выводами КГК весной 2010 года. Его председатель З. Ломать назвал «крайне недостаточной работу отечественных пивоваров по организации импортозамещающего производства ввозимых в республику торговых марок пива мировых пивоваренных компаний». В 2009 году выпуск импортозамещающих (терминология КГК) видов пива составил 2,8 миллиона дал, а объем импорта составил 13,6 млн.

Комитет госконтроля вынес приговор госпрограммам поддержки «Белсолода»: «Белорусские пивовары из-за высоких закупочных цен на отечественный ячмень и, соответственно, на солод, удельный вес которого в себестоимости пива у отдельных заводов достигает 40 %, не могут конкурировать по стоимости с иностранными пивоваренными компаниями. Из-за этого белорусские производители пива не имеют пространства для маневрирования уровня цен на готовую продукцию».

Спрашивается, зачем было сохранять госмонополию на солод и заставлять все белорусские пивзаводы закупать исключительно белорусский солод, чтобы в конечном итоге нанести удар по их конкурентоспособности? Правительство потеряло потенциал национальных производителей пива, оставив их в государственной собственности. Считаю, что грубой ошибкой был отказ продажи государственных пивных заводов авторитетным международным пивным холдингам. Единственным выходом сегодня является полная приватизация данного сектора и отмена всех ограничений на предмет закупки сырья, оборудования и других факторов производства.

© Продукт.BY

Читайте также
Рынок потребителя заставляет бизнес всегда держать руку на пульсе, быть исключительно внимательным к малейшим движениям...
В Кёльне прошла крупнейшая мировая выставка в сфере питанияВ начале октября в Кёльне прошла крупнейшая мировая выставка...
Интервью для ПРОДУКТ.BY генерального директора компании «Викос» Виктора Кузьмича СОБЦАСудьбы наций зависят от того, как...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.