Новый закон о торговле с Россией действует?

С 1 февраля ритейлерам официально запрещено брать со своих поставщиков любые бонусы.

За исключением бонуса за объем поставок, но не более 10 %. Этому требованию должны соответствовать все договоры поставок, заключаемые с сегодняшнего дня. Но закон позволяет ритейлерам работать по старым договорам до 1 августа.

От редакции

Российская деловая пресса сейчас пестрит откровениями про то, что торговые сети пока работают по пролонгированным на несколько месяцев старым договорам. В частности, заместитель гендиректора «Седьмого континента» Наталия Слепенкова сообщила: сеть сейчас не заключает контракты с новыми поставщиками, так как сроки действия ранее заключенных договоров истекают только в конце 2010 года. Пока по старым договорам поставки работают «Магнит» и Metro Cash & Carry.

Аналитики рынка в целом сходятся в одном мнении. Даже после истечения переходного периода новые требования к договорам поставок вряд ли заработают, хотя в договоры поставки на 2010 год не войдут запрещенные бонусы — за место на полке, за листинг (вывод нового бренда). При этом ничто не мешает сетям включить эти премии в отдельные договоры об оказании услуг. Об этом написали «Ведомости».

Помощник президента России Аркадий Дворкович прокомментировал документ следующим образом: «Текст изменился в лучшую сторону для всех. Компромиссным он не является, он более качественный».

Законопроект о торговле «гулял» по министерствам и не мог поступить в парламент почти пять лет, пока премьер-министр Владимир Путин в июне 2009 года не съездил в супермаркет «Перекресток», принадлежащий X5 Retail Group. Он счел «ненормальной» наценку сети на колбасу и мясо свыше 50 % и потребовал «отрегулировать баланс» в цепочке движения товара от производства до прилавка.

Подобный призыв не смогли не услышать, и уже в сентябре Госдума приняла законопроект о торговле в первом чтении. К документу поступило около двух сотен поправок, в разной степени ужесточающих работу торговых сетей.

В последней версии законопроект о торговле запрещал взимать с поставщиков плату за доступ на полки и бонусы, кроме единой 10-процентной скидки за объем закупки; устанавливал предельные сроки расчетов сетей с поставщиками, требовал от ритейлеров обнародовать списки поставщиков и оговоренные цены на товары.

Наиболее громкий пункт закона — антимонопольный запрет розничным сетям, занимающим более 25 % от объема продаж продуктов в границах субъектов России, Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальных районов и городских округов, открывать в этих районах новые магазины, в том числе путем франчайзинга.

Кстати говоря, очень разумное требование. Монополизация нашей торговли уже сейчас беспокоит думающих о перспективах отрасли людей. И в этом плане у России нам есть чему учиться. Во всяком случае, все ошибки и глупости там делают раньше нас. Причем с самым серьезным выражением лица. Но умных и стратегически важных начинаний у наших соседей тоже хватает.