На пульсе новых тенденций.

ОДО «ТЕХРОЛ» — одна из немногих компаний в Ассоциации предприятий микроклимата и холода, которая занимается не промышленным холодом, а коммерческим. Она входит в десятку ведущих предприятий-поставщиков холодильного оборудования в Беларуси. Для «ТЕХРОЛА» важно быть не просто компанией, торгующей холодильным и торговым оборудованием, а компанией, которая предлагает новейшие технологии.

Чем гордимся

Прежде чем начать продавать то или иное оборудование, специалисты предприятия изучают заявленные производителем новейшие технологии, чтобы на практике убедиться в их экономическом эффекте. Именно по этой причине «ТЕХРОЛ» сегодня стал основным дилером украинской компании торгового оборудования Modern-Expo, белорусского завода «Фреор Рефригерайшн» и «Бримстон-Бел» — большая часть их продукции на белорусском рынке продается через эту компанию.

Отработав не один год в сфере микроклимата и холода, директор «ТЕХРОЛА» Михаил Науменко убедился, что на холодильное оборудование, как и на прочий товар, существует своя мода. Например, сейчас в Беларуси на гребне спроса — выносной холод от Freor, с которым «ТЕХРОЛ» начинал работать еще в те времена, когда это оборудование поставлялось напрямую из Литвы. Сейчас Freor присутствует во многих новых торговых объектах. Такой популярности способствовало множество факторов. После того, как литовский производитель открыл завод в Столбцах, он приобрел статус белорусского производителя. Для некоторых заказчиков это довольно важно. Он предложил на нашем рынке новый дизайн, технологии энергосбережения, сохранив при этом качество и снизив стоимость оборудования по сравнению с литовским аналогом. При этом во встроенном холоде монополистом по-прежнему является компания «Бримстон-Бел».

По наблюдениям эксперта, схожая тенденция сейчас отмечается и в соседней России. Пять-семь лет назад там было популярно оборудование CRYSPI, KIFATO, а сегодня всех заткнул за пояс «Arneg-Рус» — российский завод известного итальянского производителя холодильного и морозильного оборудования. Продукция качественная, изготовлена с использованием новейших технологий, и российский ритейл сейчас делает ставку на нее. «Холод» российского Arneg можно увидеть и в наших гипермаркетах. Например, в гипермаркете «Соседи» на Долгиновском тракте стоят кубы Arneg, а также Freor и AHT.

По оценкам Михаила Науменко, белорусский заказчик холодильного оборудования наконец-то воспринял идеи энергосбережения, которые уже давно овладели умами экономных европейцев. «Когда мы начинали раскручивать в Беларуси бонеты AHT закрытого типа, подавляющее число наших заказчиков от них отказывались: мол, не привык наш потребитель открывать крышки, чтобы достать продукт, и это неминуемо приведет к падению объемов продаж, — вспоминает он. — Приходилось убеждать, что эта проблема надуманная, ведь такое оборудование стоит в Европе везде. Но прошло время, убеждения и презентации сделали свое дело — теперь все заказчики хотят именно оборудование закрытого типа».

Что беспокоит

Являясь дилером крупных компаний-производителей холода, директор «ТЕХРОЛА» уверен, что заводы заинтересованы иметь сильных дилеров. Вместе с тем его не может не настораживать существующая практика прямых поставок оборудования с завода-изготовителя: для крупных сетевых клиентов они могут сделать исключение из правил.

Однако делать это системой, по мнению нашего собеседника, было бы неверно. «Производитель должен заниматься производством, а продажа и оказание сопутствующих услуг — от предпроектных, проектных работ, монтажа и обслуживания оборудования — это дело дилеров», — убежден Михаил Науменко.

Впрочем, на рынке в последнее время наблюдаются и другие настораживающие игроков факторы. В частности, появление новых иностранных фирм, которые приходят на наш рынок с современными технологиями производства, квалифицированными менеджерскими службами. Речь идет о прибалтийских компаниях. «В Литве и Латвии гораздо раньше началось развитие ритейла, экспансия западных технологий, — рассуждает Михаил Науменко. — Поэтому, бесспорно, их специалисты подготовлены лучше наших, владеют западными технологиями, умеют преподнести товар, убедить. Уже явно наблюдается тенденция вытеснения с нашего рынка традиционно белорусского продавца — дилера ведущих предприятий. Не секрет, что некоторые наши предприятия не всегда успе­вают за временем, и это может послужить для них импульсом к развитию».

Впрочем, учитывая, что белорусский рынок розничной торговли еще далек от насыщения торговыми площадям и то, какими темпами в последние годы он растет, можно предположить, что работы в ближайшие годы хватит всем — и белорусским, и иностранным компаниям. «Однако я прекрасно понимаю, что это сигнал к тому, что пора учиться и совершенствоваться. Отстающим будут доставаться объекты по остаточному принципу», — резюмирует собеседник.

Пионеры на рынке

Чтобы быть в курсе новых технологий, «ТЕХРОЛ» постоянно отслеживает конъюнктуру рынка и новые тенденции. Например, сейчас на западном рынке главенствует тренд экономии энергоресурсов, набирает оборот использование систем рекуперации — отбора тепла от холодильных установок, которое направляется для дополнительного обогрева торгового зала или подогрева воды для хозяйственных нужд.

«О рекуперации тепла мы узнали еще пару лет назад на одной из зарубежных выставок, — вспоминает директор группы компаний «ТЕХРОЛ» Михаил Науменко. — В Западной Европе вообще много внимания уделяется технологиям отбора тепла с земли, воздуха или холодильного оборудования. Теперь этот процесс перекинулся и на страны Восточной Европы, в том числе и на Беларусь».

Система рекуперации тепла возникла не более пяти лет назад, хотя все элементы, которые используются для ее оборудования, известны давным-давно — это соединенные воедино холодильный агрегат, теплообменник, аккумуляторная емкость и пульт управления. Такая система позволяет аккумулировать выделяемое оборудованием тепло и направлять его на благие дела. Речь идет о тепле, которое отводится из охлаждаемого объема или образуется в процессе сжатия хлад­агента.

В общих чертах схема выглядит так: тепло от холодильного агрегата аккумулируется и по трубопроводу поступает к теплообменнику. Там происходит передача тепла от пара к теплоносителю (воде) до температуры 5–80 °С и аккумулирование этого тепла в баке-накопителе. Из бака вода может расходоваться на различные хозяйственные нужды.

Впрочем, еще рано говорить о популярности систем рекуперации в нашей стране. Игроки рынка прицениваются и присматриваются к новинке. Впервые проект по рекуперации компания «ТЕХРОЛ» реализовала на практике в 2011 году в могилевском частном магазине «Тройка». Обеспечив отбор тепла от холодильных агрегатов, направили его на обогрев торгового зала и подогрев воды для технологических нужд. Этого было достаточно, чтобы до новогодних праздников в магазине не включать центральное отопление. По подсчетам специалистов, ориентировочный срок окупаемости проекта составит 2,2 года. А при возрастании тарифов на отопление он сократится.

Следующий проект по рекуперации был реализован в универсаме Заводского райпищеторга столицы. Там стояла задача обеспечить дополнительный обогрев торгового зала. Из-за большой площади и небольшого количества отопительных приборов магазин был довольно холодным. Последний проект «ТЕХРОЛА» — магазин «Щедрый» на ул. Каховской в Минске.

«Системы рекуперации актуальны для любого формата торговых объектов, — уверен Михаил Науменко. — И чем большие торговые площади и мощнее холодильные агрегаты, тем более глобальные проблемы позволяет решить система рекуперации».

Группа компаний «ТЕХРОЛ» объединяет три предприятия. Основная деятельность головной компании ОДО «ТЕХРОЛ» — это магазиностроение, обустройство торговых предприятий под ключ. Это подразумевает разработку и согласование схемы размещения оборудования, его поставку, монтаж и последующее обслуживание. Компания «Магазин для магазина» специализируется на розничной продаже торгового и холодильного оборудования, а «НОМ-сервис» — это подразделение, которое занимается монтажом, обслуживанием и ремонтом холодильного оборудования. Таким образом, группа компаний может предоставить своим клиентам весь комплекс необходимых для запуска магазина услуг.