Мировые тенденции в области упаковки

Несмотря на мировой финансовый кризис, рынок потребительской упаковки стойко перенес все невзгоды.

Продолжаем серию публикаций, в которых будем освещать вопросы, связанные с различными аспектами развития рынка упаковки. Сегодня обратимся к мировому опыту упаковочной индустрии.

Степаненко Анна Борисовна, старший преподаватель кафедры «Организация упаковочного производства» БНТУ

Существует ряд наиболее важных тенденций, влияющих на потребность в упаковке в будущем, например: – глобализация; – рост населения и среднего класса; – образ жизни; – удобство; – мечты о будущем (рассказы в средствах массовой информации); – нехватка времени; – демография; – безопасность; – стабильность; – урбанизация.

Мировая упаковка в цифрах

Согласно данным экспертов РIRA (Расkaging Industry Research Associatoin, Великобритания) в 2009 году его оборот в денежном выражении вырос на 5 %.

Наиболее высокие темпы роста были отмечены в развивающихся странах, зрелые рынки демонстрировали более скромные темпы роста. Так, в Южной Америке рост рынка потребительской упаковки в 2008 году составил 10 %, в Азии — 6 %, Европе — 5 %, Северной Америке — 2 %. Согласно прогнозам, в обозримом будущем в глобальном масштабе рост рынка потребительской упаковки может сохраниться в пределах 2–4 % в год.

Упаковочные материалы

Среди основных, используемых в производстве упаковки материалов, лидирующие позиции занимает пластик. Его доля постепенно приближается к 40 %, далее за пластиком следуют бумажная упаковка (30 %) и металл (в основном сталь и алюминий) — 17–18 %. Заметного изменения в структуре используемых материалов за последние несколько лет не произошло.

Потребитель и упаковка

Будущее развитие рынков определяет демографическая ситуация. В Европе и Японии продолжается старение населения, растет количество пожилых людей. В странах Латинской Америки наблюдается экспансия молодого поколения потребителей. В мире увеличивается количество одиноких людей. Также заметны растущие тенденции потребления вне дома и «по пути» («Ready-to-go»). Меняются функции упаковки в сторону хранения, дозирования и порционирования. Изменения претерпевает оформление упаковки: все более актуальным становится возможность повторного запечатывания, контролируемый отбор. Растет разнообразие вариаций упаковки.

Общественная польза от удобных продуктов питания

По данным VDMA (Германия)

Увеличение срока годности продуктов необходимо для уменьшения пищевых отходов.

Пищевые отходы — это любые отходы и побочные продукты, образующиеся в результате производства, обработки, перевозки, реализации и потребления пищи.

По данным VDMA (Германия)

Срок хранения продуктов зависит от четырех факторов: рецептуры, обработки, упаковки и условий хранения. Изменение какого-либо из этих условий влияет на срок хранения — в лучшую или худшую стороны

Где мы бесполезно расходуем продукты? По данным IPI, в семьях продуктов выбрасывается больше(71 млн т в год), чем в супермаркетах (6,5 млн т в год), ресторанах (13 млн т в год) и всей пищевой промышленности вместе взятых.

Почему мы выбрасываем продукты? Причины разные: слишком много покупаем, покупаем более скоропортящиеся продукты, неправильно храним продукты, проводим специальные «генеральные уборки», у нас высокая чувствительность к пищевой гигиене, готовим слишком большое количество пищи, нам не нравится то, что мы приготовили, у нас нет времени на планирование приема пищи, нестабильная работа и социальные уклады. Факторы, связанные с образом жизни, играют основную роль в образовании пищевых отходов!

Почему мы выбрасываем еду, которую могли бы съесть?

Приблизительное количество предотвратимых пищевых отходов

По данным VDMA (Германия)

Таким образом, можно выделить следующие основные тенденции в индустрии продуктов питания и напитков:

– Ключевое слово — «удобство»: «Ready-to-go», «Ready-to-eat»; – Все более важную роль играет здоровая и полезная пища; – Постоянный рост спроса на продукты, готовые к употреблению.

В связи с изменениями требований потребителя к качеству и свойствам упаковки, последняя постоянно эволюционирует, все большее значение уделяется экологическим аспектам и безопасности продуктов. Эти факторы становятся главенствующими для потребителя при выборе того или иного товара. Вторичная переработка упаковочных материалов для производителей становится одним из главных вопросов, требующих постоянного внимания с их стороны, так как использование вторичного сырья позволяет снизить затраты на ее производство, что очень важно в современных условиях.

Упаковочное оборудование

К упаковочному оборудованию и его производителям сегодня предъявляются следующие требования:

– Срок эксплуатации оборудования должен значительно превышать срок жизни упаковки; – Многообразие форм и размеров упаковки предполагает высокую гибкость упаковочного оборудования; – При целевом расходовании средств и инвестировании предприятия-заказчики рассчитывают на возможность быстро и легко перейти на выпуск другой продукции и перенастроить упаковочную линию; – Высокая производительность и качество продукции; – Высокий уровень доступности; – Расширенное программное обеспечение; – Универсальные линии-предложение «all inclusive» от одного производителя.

Современные тенденции в сфере упаковки

– Упаковка PET: дальнейшее завоевание рынка; – Применение нанотехнологий в современной упаковке: разработки «active» и «smart packaging»; – Защищенная от подделок упаковка; – Дизайн упаковки в соответствии с возрастной категорией заказчиков; – Малые партии при упаковке напитков и кондитерских изделий; – Упаковочные тенденции «Shelf-ready»; – Технологии асептической фасовки и упаковки и др.

Основные особенности сегмента упаковки — появление новых полимеров, новых сфер применения, разработка новых стандартов и удовлетворение растущих запросов потребителя.

Для производителя важны такие характеристики полимерного сырья, как хорошая формуемость, обработка, высокие барьерные свойства.

На рынке присутствуют два основных вида полимерной упаковки — жесткая и гибкая. Первый вид упаковки — это различного рода контейнеры, флаконы, емкости, используемые в косметике, медицине, пищевой промышленности, торговле и в быту. Второй вид — различного рода пленки, листы, используемые в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, торговле и т. д.

Конкуренция между жесткой и гибкой упаковкой постоянно нарастает, причем последняя в некоторых секторах уже вытеснила своего конкурента. Благодаря развитию технологий и появлению новых полимеров, гибкая упаковка приобрела некоторые функциональные возможности жесткой упаковки, например, формоустойчивость, возможность многократного закупоривания/открытия, и пользуется все большей популярностью у населения.

Кроме того, при производстве гибкой полимерной упаковки затрачивается меньшее количество энергии, выделяется меньше парниковых газов, в отличие от жесткой упаковки она имеет меньший вес, что делает ее более дешевой. Преимуществами гибкой упаковки являются огромное разнообразие решений (пакеты, крышки, обертки, усадочные оболочки, этикетки и др.) и удобство использования.

Гибкая упаковка обладает дополнительными возможностями по предотвращению пищевых отходов:

– Подходящий размер/порционные упаковки; – Упаковки, поддающиеся повторной герметизации; – Упаковки, из которых легко вынуть все содержимое; – Активная упаковка; – Современные атмосферные и вакуумные упаковки; – Качественный изолирующий слой; – Информация о продукте; – Консервация остатков продукта.

В целом развитие упаковки сегодня идет по трем направлениям: в сторону уменьшения затрат на упаковочные материалы, улучшения качества, освоения новых технологий. При поиске путей сокращения затрат в области использования упаковки для своей продукции производители должны помнить о том, что переход на более дешевый вид упаковки не должен быть заметным и отпугивать потребителя.

Уделяется внимание вопросу снижения веса самой упаковки, что позволяет производителям не только экономить сырье, но и снижать количество образующихся после использования продукта отходов. За несколько десятилетий в этом направлении удалось добиться неплохих результатов: для некоторых видов упаковки удалось снизить вес в два и более раз. Удается это в основном благодаря снижению толщины стенки и снижению веса горловины и донышка, а также появлению материалов со специальными свойствами. По официальным данным параметры снижения веса некоторых видов жесткой упаковки составили за последние 60 лет до 70 %. Так, жестяная банка (330 мл), вес которой в 70-е годы составлял 60 г, на сегодняшний день весит 14 г, стеклянная молочная бутылка снизила вес с 538 г до 186 г, контейнер для упаковки йогурта — с 12 г до 4 г.

«Антикризисная» упаковка

Международная компания Unilever в разгар кризиса решила сэкономить на дизайне. Она уменьшила расход краски при печати упаковочных и рекламных материалов на два порядка по числу используемых цветовых оттенков. По проведенным исследованиям, только 20 % потребителей смогли отличить новый вариант рекламы от старого. Экономия от такой «антикризисной» меры оказалась весьма существенной: от 13 млн долл. до 26 млн долл. в зависимости от масштабов применения.

Другие компании, чтобы не увеличивать стоимость готового продукта, уменьшили размеры упаковки.

Лидеры рынка упаковки

Тройку лидеров, как и прежде, возглавляет Теtга Раk. Компания является крупнейшей независимой промышленной группой, входящей в концерн Теtra Laval Сегодня Теtга Раk располагает 43 заводами по производству упаковочных материалов, 74 офисами продаж по всему миру, а также 10 заводами по сборке упаковочного оборудования.

На РУПП «Березатара» (Беларусь, Брестская обл.) в первом квартале 2011 года должны были приступить к массовому производству упаковки из ламинированной и фольгамированной бумаги типа «Тетра Рекс» и «Тетра Брик» для жидких пищевых продуктов. Мощность нового производства составляет 500 млн упаковок в год. В реализацию проекта инвестировано 128 млрд. руб.

Трехстадийная линия для нанесения покрытия и длиной в 45 м способна производить ламинат фольга/пластик/бумага для соковой упаковки и ламинат пластик/бумага для молочной упаковки. Машина также наносит флексопечать и оборудована высекательной секцией.

Выводы

Таким образом, пищевые отходы и порча продуктов — это важная проблема, которая включает в себя потерю ресурсов (продукция + затраты), потерю ассоциированных ресурсов (вода, удобрения, производство), выбросы углерода. Эта проблема неразрывно связана с общественным развитием и образом жизни.

Увеличенный срок хранения помогает уменьшить количество пищевых отходов.

Гибкая упаковка играет важную роль в предотвращении пищевых отходов, как непосредственную (например, защитный материал), так и косвенную (например, порционная упаковка, дозирование).