«Купляйце беларускае», или Почему наши производители делают выбор в пользу импортной упаковки?

Судя по последней статистике, за первые три месяца нынешнего года цены на продовольствие в нашей стране выросли на 4,6 %. С одной стороны, удивляться такому положению вещей не стоит. Если посмотреть на структуру инфляции наших ближайших соседей, становится ясно — главным катализатором роста цен стали именно продовольственные товары. С другой стороны, Беларусь от России, Украины и Казахстана всегда отличалась тем, что на нашем рынке продуктов питания львиная доля принадлежала национальным производителям. Почему же тогда растут в цене сыры, колбасы и йогурты, выпущенные на местных предприятиях?

Одна из причин — в структуре белорусских продуктов до сих пор велика доля так называемого промежуточного импорта. Ярлычок «Сделано в Беларуси» справедлив лишь отчасти. Грамотнее было бы дописать к нему «с применением импортной составляющей». Сельскохозяйственное сырье у нас местное, а вот добавки, концентраты и, что самое обидное, упаковку наши предприятия до сих пор предпочитают завозить из-за рубежа. При этом производители сами не раз признавали: продукт за счет фасовки его в импортную упаковку дорожает примерно на 20 %. Прирост, прямо скажем, достаточно существенный. Несмотря на то, что на качестве товара никоим образом не отражается, в импортной или отечественной таре он продается, на прилавках гипермаркетов семь из восьми представленных белорусских йогуртов разлиты именно в завозные бутылочки и стаканчики.

Тем более странным выглядит эта ситуация, если учесть, что в стране существует более десятка фирм-производителей упаковки, которые за последние два года сделали существенный прорыв вперед. Благодаря модернизации производства и используемым современным технологиям они готовы предложить клиентам по-настоящему качественный, а главное — конкурентоспособный аналог импортной продукции. В частности, минская типография «Друк-С» специализируется на производстве упаковки из картона и гофрокартона. В настоящее время такая упаковка используется для различных товаров — йогурта, напитков, замороженных и молочных продуктов, инструментов и технических средств. Основной отличительной чертой такой упаковки является ее полноцветность — наличие яркой, привлекающей внимание картинки, радующей глаз. Общество с ограниченной ответственностью «ПрофиПак» предоставляет широкий выбор упаковки, предназначенной для товаров в основном пищевого производства. ЗАО «Триоль» — белорусский производитель упаковочных материалов и упаковки из различных средств: пластика, картона, пищевой пленки, стретч-пленки. Один из крупных игроков белорусского рынка упаковки — Борисовский завод «Полимиз» — предлагает полимерную тару и упаковку для мелкой расфасовки мясо-молочной продукции и других пищевых продуктов.

Помимо компаний, занимающихся непосредственно производством упаковки и ее материалов, есть порталы, в базе которых находятся десятки и сотни фирм, предлагающих свои услуги по продаже и разработке упаковочных материалов и упаковочной тары. Компании регистрируются и в рекламных целях размещают свои предложения, стремясь охватить как можно большее число покупателей. К таким порталам относится upack.by. Здесь публикуется информация о новинках упаковки от ведущих мировых производителей, а также о выходе новых товаров на рынок. На портале зарегистрировано более ста компаний, предлагающих всевозможные упаковочные материалы и готовые упаковки, а также упаковочное оборудование. Клиент может рассмотреть все заинтересовавшие его предложения и связаться с фирмой по указанным телефонам. Подобные порталы облегчают поиск нужной компании и расширяют представление клиента о количестве производителей, что дает ему право выбора и возможность познакомиться со всеми предложениями, которые на данный момент существуют на упаковочном рынке.

Некоторые скептики могут сказать, что, мол, раз производители предпочитают покупать упаковку за рубежом, значит, по каким-то параметрам отечественная тара их не устраивает. К примеру, дизайн оставляет желать лучшего или же наша упаковка подкачала с точки зрения удобства. Однако подобное утверждение можно опровергнуть с помощью всего лишь одного аргумента — та же продукция борисовского «Полимиза» пользуется спросом у российских и украинских предприятий. Согласитесь, парадоксальная ситуация: в то время, когда производители соседних стран делают выбор в пользу белорусской упаковки, считая ее оптимальным вариантом по соотношению «цена — качество», отечественные компании продолжают по старинке хвалить все чужое.

У отечественных молокозаводов есть все шансы удешевить свою продукцию и стать более мобильными на внешнем рынке. Однако, поддерживая иностранных производителей, молочные предприятия сами перед собой закрывают дверь на внешний рынок.