Куда идет пивной бизнес?

В 2000 году, принимая программу развития пивоваренной отрасли, государство фактически расписалось в намерении отказаться от роста производства тяжелого алкоголя в пользу пива. Согласно программе, уже к 2010 году белорусы должны были выпивать по 60 л пива на душу. Сегодня приходится констатировать, что этого не случилось. В 2012 году валовый рынок пива в Беларуси по сравнению с 2011 годом потерял 3 %. Выпито на душу населения 48 л пива, а белорусского продукта в общем объеме — не более 36 л. Что же за всем этим будет? Будет ли белорусское пиво? Своим мнением о ситуации в отрасли согласились поделиться участники пивного бизнеса: генеральный директор ОАО «Криница» Григорий ПЕТКЕВИЧ, генеральный директор ОАО «Пивзавод Оливария», Carlsberg Group, председатель Гильдии пивоваров Михаил ЧЕЧЕНЕВ и управляющий директор Heineken в Беларуси Василен ЦАНОВ.

Как отмечает Г. Петкевич, к сожалению, действия долгосрочной программы по снижению потребления крепкого алкоголя с замещением высвободившейся ниши сегодня у нас не наблюдается. У соседей ситуация такая же. Ни в России, ни в Украине объемы потребления пива в последние годы не растут. Между тем есть примеры, когда программы такого плана работают. В той же Литве принята долгосрочная программа по поддержке пивоваренной отрасли. В итоге там потребляется порядка 100 л пива в год. При том, что не говорится каких-то громких лозунговых фраз о деалкоголизации населения, зависимость людей от крепкого алкоголя целенаправленно снижается. К слову, белорусская «Криница» сегодня держит порядка 8 % литовского пивного рынка, весьма перспективного.

М. Чеченев соглашается, что высокие темпы и уровень роста акцизов на пиво, абсолютно непропорциональные акцизным ставкам на крепкий алкоголь, внесли свою лепту во все более заметное переключение потребительского спроса с натуральных продуктов брожения на крепкие спиртные напитки.

В прошлом году акциз повышали четыре раза (+94 % к 2011 году), что существенно снизило показатели прибыльности отрасли, — поясняет В. Цанов. — С 1 января 2013 года очередное повышение составило 12 %. Каждое предприятие, имеющее планы развития, реагирует одинаково — повышением цен. В структуре цены бутылки пива акциз составляет более 30 %. Сегодня Беларусь в числе лидеров по размеру пивного акциза в Европе при том, что покупательская способность населения в стране ниже среднеевропейской. Как заявляет Heineken, повышение цен является вынужденной мерой, приходится идти на этот шаг, чтобы иметь возможность производить качественный продукт.

— Вызовы ушедшего года способствовали еще более тесной кооперации всей отрасли, — делится своими ощущениями М. Чеченев. — Отрадно, что перед лицом общих трудностей даже самые ярые конкуренты объединяются. Гильдия пивоваров хорошо потрудилась, и поводов для радости прибавилось. Мы удовлетворены уровнем взаимопонимания и сотрудничества между индустрией и органами государственного управления относительно оценки негативных последствий, которые повлекли бы за собой нелогичные и необоснованные ограничения в проекте техрегламента.

Удалось ли доказать абсурдность предложенных ограничений, можно будет сказать лишь после утверждения технического регламента, когда не только молоко и подсолнечное масло, но и пиво не будет запрещено разливать в ПЭТ. К сожалению, помимо ПЭТ, в проекте документа есть много больных мест, которые остаются за пределами внимания прессы. Такие, например, как процедура уведомления, сырье, терминология, отнесение пива к алкоголю, которые повлекут за собой жесткие ограничения для пивной отрасли и будут способствовать дальнейшему переключению потребительского спроса с пива на более крепкие алкогольные напитки. Мы убеждены, что необоснованных и нелогичных ограничений быть не должно, резюмирует М. Чеченев.

Между тем, как считает В. Цанов, вхождение Беларуси, страны Таможенного союза, в условия Единого экономического пространства несет, скорее, больше рисков, чем возможностей для пивоваренной отрасли. В первую очередь это связано с тем, что, согласно новому техническому регламенту, пиво приравнивается к алкоголю со всеми вытекающими ограничениями (лицензирование производства, полный запрет на рекламу и прочее).

— С другой стороны, мы видим потенциал для развития пивного рынка в Беларуси — это не столько пивная, сколько водочная страна, — говорит В. Цанов. — Наш опыт и знание других стран Европы, например, Польши, которая также была традиционно водочной страной, позволяют сделать вывод о том, что и в Беларуси потребление крепкого алкоголя постепенно будет снижаться, а слабого — увеличиваться.

«Оливария» также воспринимает трудности как возможности. Для нее это побуждение постоянно поднимать планку — повышать квалификацию специалистов и качество выпускаемой продукции, отвечая взыскательному вкусу потребителей. И потребители ответили ей взаимностью, сохранив верность пивному бренду № 1 в Беларуси. В прошлом году компанией было дополнительно инвестировано в производство и контроль качества пива, внедрено множество инноваций. Несмотря ни на какие препятствия, «Оливария» продолжает упорно трудиться и создавать продукт. Только в модернизацию производства в 2013 году планируется вложить более 2 млн евро.

По мнению гендиректора «Криницы», в Беларуси налицо перепроизводство пива, мощности белорусских производителей перегреты. Лично у Г. Петкевича не вызывает удивления, что в последние годы представленные в качестве владельцев и совладельцев целого ряда крупных пивных предприятий Беларуси транснациональные корпорации стали снижать объемы производства для внутреннего рынка, но все активнее завозить сюда импортную продукцию. Трудно было представить изначально, что они приходят к нам с альтруистскими целями: создать конкуренцию своему же пиву, произведенному в России, Украине. В этом нет логики. Они вложили достаточно крупные средства и поставили задачу отвоевывать этот рынок у национального производителя, которым сегодня как раз является «Криница» (75 % акций принадлежит государству), полагает Г. Петкевич. В итоге приходится конкурировать с ТНК. Преференций никаких нет.

В то же время предъявляются серьезнейшие требования к «Кринице» в части увеличения объемов. Кстати говоря, в отличие от конкурентов, ориентирующихся все более на внутренний рынок, экспорт «Криницы» растет. Но когда стало подрубаться внешнеторговое сальдо, начали появляться вопросы у государства.

Справедливости ради стоит сказать, что импорт в прошлом году также не рос, как мог бы, из-за акцизной политики. Однако проблемы отечественных пивоваров от этого никуда не делись. Фактически чтобы продать пиво в Беларуси, требуется предлагать серьезные скидки. Для транснациональных корпораций это возможность укрепления на рынке, а для белорусских производителей — способ выжить. Это не самая хорошая тенденция. Такой путь — тупиковый. Он не даст доходности производителям, а соответственно заморозит развитие индустрии, полагает Г. Петкевич.

К слову, о «Кринице». Проблемы у предприятия, судя по всему, обостряются, коль скоро заявлено о намерении продать 25 % + 1 акция акционерного общества. Соответственно условия конкурса — взять на себя все долги предприятия и вложить финансовые средства в его развитие. По оценке, стартовая цена этого пакета пока составляет около 15 млн долларов. Г. Петкевич не отрицает, что предприятие крайне заинтересовано в приходе инвестора.