«Короли рапса»

Именно так можно называть одно из самых моих любимых отечественных предприятий — Витебский маслоэкстракционный завод. (Если говорить коротко — МЭЗ.)

Александр МАРЕЙКО, директор Витебского МЭЗа — на фоне любимого «рапсового моря»В январе 2016 года Витебскому МЭЗу исполняется 85 лет. Говоря языком «плановым», уже 17 пятилеток у него за плечами. О как.

По факту мы хотим предложить вашему вниманию очень личный юбилейный репортаж. В нем будет немного истории, гораздо больше современности (ставку сделаем на две последние пятилетки), а также проблемы и успехи, поводы для гордости, но и не только. Все — как в жизни, а не в фальшиво-лакированном панегирике. Заодно разберемся «по ходу пьесы», чем можно объяснить столь пышный заголовок; а также почему директор МЭЗа, Александр Марейко, называет его «очень интересным предприятием».

О прародителях и не только. Из XIX — в XXI век

Первый маслобойный завод в Витебске был основан на знаменитой благодаря Марку Шагалу улице Покровской, где тот когда-то родился, проживал и во всех смыслах расцветал. Там, если кто не знает, находится музей великого живописца.

Вот на этой «местечковой мануфактуре», основанной в конце XIX века купцами-евреями (а кому еще было заниматься в то время небольшим частным производством-то?), перерабатывалось 170 тысяч пудов льна в год. Именно с льняного масла начиналась история масложирового бизнеса в Витебске в конце XIX столетия, в 1899 году. Но следов мануфактуры нынче напрочь не сохранилось. Неудивительно. Ведь это производство… сгорело синим пламенем. Дело было в постреволюционном 1923 году.

Так завод, распространявший дурманящие ароматы подсолнечного масла по всему Витебску, выглядел в 1957 году

Но уже в 1927-м, в канун эпохи великих пятилеток, на высшем партийном уровне приняли логичное решение: о строительстве в Витебске нового маслобойного завода. Это был далекий, не слишком грамотный предок нынешнего, современного предприятия на улице Горького.

Тот завод запустили в январе 1931 года. Опять же, в основе его деятельности оказалась переработка маслосемян льна — сугубо грубым прессовым способом.

Почти через тридцать лет, в 1959-м, здесь установили новую линию по экстракции масла из жмыха. Подсолнечного в основном. Именно тогда и родилось современное название — Витебский маслоэкстракционный завод, которое за предприятием в итоге закрепилось.

Кстати, с 1960 по 2014 год это было единственное предприятие такого плана — с функцией экстракции — в БССР, а затем и в Беларуси.

От подсолнухов — к рапсу. Застой. Перестройка. Независимость

Первый экстрактор, установленный тут в конце 50-х годов прошлого века, был марки «НД-1000», и он довольно быстро морально и материально устарел.

В 1988-м его слегка обновили, конечно, но денег на что-то большее уже не было: великую Советскую державу сильно лихорадило из-за перестройки. Возить семена подсолнухов из Украины и с Кубани для переработки в БССР становилось накладно. Тем более, в республике все активнее присматривались к новой, гораздо более рентабельной масличной культуре — рапсу. В итоге в Витебске еще во времена СССР постепенно начали отходить от производства нерафинированного подсолнечного масла.

Так процессы экстракции на МЭЗе начинались 55 лет тому назад

А уже в новейшей истории независимой Беларуси, в 1996 году, на МЭЗе окончательно перешли на переработку маслосемян рапса. При этом работать приходилось на оборудовании, доставшемся от советской эпохи. Оно стремительно ветшало, становилось малопригодным для прибыльной работы на рынке (чтобы не сказать хуже). И в нашем случае приходилось не просто ждать перемен, а срочно осуществлять их.

К 2007 году общий износ мощностей на МЭЗе составлял 68 %. Все громче звучали голоса с требованиями закрыть к «чертовой матери» это допотопное, способное в любой момент вспыхнуть как свечка предприятие, да еще в черте города размещенное. Однако судьба распорядилась по-другому.

И с 2008 по 2015 год здесь сделали ряд шагов, позволивших замухрышке-Золушке стать королевой. В переводе на современный язык, дальше у нас пойдет история про то, как «лежащий на боку» витебский завод из системы концерна «Белгоспищепром» стал самым настоящим «пищепромовским» флагманом, лидером и проч.

Великая чистка-2008

Первый этап модернизации витебского МЭЗа начинался в пожарном, а точнее, противопожарном режиме. Как уже было сказано, службы МЧС в 2007 году вполне себе готовы были вешать на заводских воротах большой амбарный замок.

Но в 2008-м на заводе был введен в эксплуатацию новый, безопасный маслоэкстракционный участок, оснащенный оборудованием английской фирмы Europa Crown LTD — петлевого типа.

Суть экстракции такова. Прессованный на современном европейском оборудовании рапсовый (иногда подсолнечный) жмых поступает по трубам на экстрактор «Краун», он же Europa Crown LTD — петлевого типа. На нем жмых в завершение достаточно сложных процедур «промывается» чистым растворителем — нефрасом. В итоге отделяется дополнительная доза растительного масла и получается новый побочный продукт — обезжиренный шрот.

А вот это — многоэтажный экстрактор «Краун».

С него, по сути, началась новая история завода в 2008 году

Так появилась возможность в закрытом режиме получать дополнительные объемы растительного масла. А предприятие могло перерабатывать уже 200 тонн маслосемян рапса в сутки (вместо изначальных 100 тонн). Но с маслосеменами тоже было не все так просто.

А где хранить?.. (2012)

Буквально три года назад возникла потребность достаточно оперативно возводить новые силосные башни элеватора. Начиналось все с осознания банального факта. Возможности и потребности МЭЗа по переработке достигли почти 100 тыс. тонн маслосемян в год. А на старом добром элеваторе реально было хранить 15 тыс. тонн. Остальное сырье приходилось разбрасывать по профильным предприятиям республики. Это заводу обходилось примерно в 5 млрд рублей в год. Как говорится, «такая корова нужна самому». Цели оказались поставлены, задачи — определены. И далее — по историческому тексту Н. С. Хрущева.

За считаные недели был осуществлен поиск поставщиков качественного оборудования в Европе, а подрядных строительных организаций — в Беларуси. И осенью 2012 года новый элеваторный комплекс лихо запустили в строй.

В итоге МЭЗ сегодня хранит у себя почти половину сырья, необходимого для загрузки производства, экономя серьезные средства. А деньги здесь привыкли вкладывать в дело.

Переходим к следующему стенду, как сказали бы экскурсоводы.

Прессовать — так уж по полной (2009–2014)

Экстракционная линия Europa Crown LTD работала как часы. За ее аппетитами уже не успевали возможности старых прессов. И поэтому с 2009 по 2011 год, пока старое прессовое оборудование менялось, параллельно проходила комплексная реконструкция подготовительно-прессового отделения. Уже в конце 2011-го производственные мощности на МЭЗе подскочили до 300 тонн в сутки. За три года — в полтора раза, между прочим.

В этих «скромных цилиндрах» хранится почти половина сырья,

необходимого МЭЗу для ритмичной работы в течение года

Но и этого оказалось мало. В августе 2014 года на МЭЗе успешно запустили в эксплуатацию новый подготовительно-прессовый участок, оборудованный с иголочки авторитетной немецкой компанией CPM SKET из легендарного города Магдебург (про термин «Магдебургское право» слышали все, включая самых непроходимых лодырей).

Введение этого цеха, созданного по последнему слову европейских инженерных находок и разработок, позволило увеличить возможности по переработке сырья почти в полтора раза, с 90 тыс. тонн в год шесть лет назад до 129 тыс. тонн сегодня. Плюс на рынок вышел новый вид продукции — рапсовый жмых.

Фотокамеру и отдел кадров обмануть невозможно. На МЭЗе

бодро и «с огоньком» (хотя так на «пожароопасном»

предприятии лучше не говорить) работают целые династии.

Семья Яковлевых — яркое тому подтверждение

Ведущий технолог Лариса Хлебовская

на подготовительно-прессовом

участке чувствует себя как дома.

Хотя бы потому, что на МЭЗе

работают ее сыновья

Стоит также напомнить, что во время строительства нового цеха старый подготовительно-прессовый участок не просто не останавливался ни на один день. Он был еще и основательно усовершенствован. Из шести прессов три оперативно поменяли, а еще был установлен дополнительный, седьмой — окончательного отжима.

Сегодняшние реальные мощности с учетом старого и нового подготовительно-прессовых отделений составляют 405 тонн в сутки. С 2007 по 2014 год они увеличились уже в 2,5 раза. Но делать ставку на увеличение мощностей в геометрической прогрессии без новых подходов к качеству сегодня в чем-то элементарно вредно. Так, во всяком случае, считают руководители МЭЗа.

Селедка и рапсовое масло… Или качественные загадки и разгадки

Неслучайно, что за последние несколько лет предприятие получило разнообразные международные сертификаты в области качества, регламентировавшие основные этапы работы по мировым стандартам. Например, в 2014 году в Витебске одними из первых по отрасли получили сертификат ISCC, позволяющий преодолевать основные барьеры, которые устанавливаются европейскими покупателями.

Экспорт — тот многоступенчатый двигатель, который позволяет сегодня белорусскому производителю двигаться вперед. Карта поставок МЭЗа значительно расширилась за последние годы. Не так давно его продукцию под маркой «Экстрол» покупали страны Балтии и Польши, а также Германии. В 2015-м случился выход на рынки Дании, Швейцарии, Скандинавских стран.

По итогам уходящего года можно сказать: основным потребителем нашего рапсового масла за пределами Беларуси в 2015 году стала Норвегия. На эту страну приходится до 80 % экспортных поставок витебской продукции под маркой «Экстрол». Напомним, что растительное масло из Витебска за пределами Беларуси — чаще всего основа для производства биотоплива. Норвегия сама добывает нефть и производит дизтопливо. А перспективы так называемого биодизеля известны всем в Европе. Без дешевого качественного горючего нет нормальной экономики. Это даже мне понятно.

Забавное совпадение. В прошлом номере мы писали о том, что компания «Санта Бремор» перешла на использование сугубо норвежской сельди в производстве своей хитовой продукции «Матиас». А сейчас — история другого плана. Так что такой вот полноценный товарооборот наблюдается между суровой Норвегией и добродушной Беларусью. Опять же, заголовок этого смыслового блока (Селедка и рапсовое масло…) нужно было как-то объяснить. Вроде объяснили.

Дьявол прячется в «мелочах» (2010–2015)

Эту истину тоже прекрасно понимают в Витебске. И если есть возможность «мелочи» отшлифовать, это делают. Про элеваторный комплекс мы уже говорили. Вот еще пара фраз в тему.

На МЭЗе уделено предельное внимание качеству пара, которого требуется очень много для сушки тех же маслосемян рапса, шрота и т. д. На заводе пять лет назад была построена новая котельная. До этого пар для нужд предприятия поставляли городские центральные сети. Но, проходя к заказчику расстояние в три с половиной километра по трубам, пар здорово терял в качестве. Охлаждался, конденсировался и т. д. Новый объект позволил получать свой пар, более качественный. А главное, не платить за него «на сторону». За два года затраты на строительство котельной окупились.

Начальник производственной лаборатории Галина Акимова

и главный инженер Павел Твердовский. Добрый постановочный

кадр, символизирующий удачное творческое сотрудничество

буквально всех участков и служб МЭЗа

Впечатляет уровень заводской лаборатории. Благодаря применению дорогостоящих импортных спектрометров и хроматографов качественные параметры поставленного на предприятие сырья (по уровню кислотности, масличности и т. д.) можно определить за две минуты. Для сравнения: анализ, позволяющий дифференцировать сырье для производства рапсового масла, выполняемый человеком, занимает сутки.

И еще такой факт. В 2010–2011 годах озимый рапс вымерзал в Витебской области с завидным постоянством, что доставляло головную боль директору МЭЗа. В итоге он инициировал выращивание в сырьевой зоне ярового рапса по немецкой технологии и решил многие вопросы. Может, это не слишком патриотично, скажет кто-то. Но когда-то Петр I тоже многое не стеснялся заимствовать у голландцев, немцев или англичан. Местами получилось очень неплохо. Нет?..

Завтра наступает уже сегодня (2016)

На МЭЗе вспомнили и творчески осмыслили старую как мир мудрость: «Все новое — это хорошо забытое старое». Сейчас здесь прорабатывают проект, предусматривающий промышленную переработку маслосемян льна. В Витебской области как раз проходит производственный эксперимент по выращиванию соответствующей культуры (масличного льна), курируемый губернатором области.

По словам главного инженера Витебского МЭЗа Павла Твердовского, предприятие также намерено выпускать в ближайшем будущем новые виды продукции. В частности, будет запущена новая линия по гранулированию шрота, с возможностью добавления туда различных оригинальных добавок. Плюс рассматриваются аспекты дальнейшей очистки масла — рапсового, а теперь и льняного. Но это тема — для отдельной публикации.

Нам нужно закругляться. Несколько слов напоследок.

Рынок буквально гонит этого производителя вперед. В нынешних финансово-экономических условиях, про которые я ничего хорошего сказать не могу, выживают только те, кто востребованы на рынке внешнем и внутреннем, способны зарабатывать валюту, поддерживать проблемные секторы… Плюс стойко переносить всевозможные «сюрпризы», которые готова им преподнести наша потрясающая… любые разумные основы реальность.

Именно таким предприятием является Витебский МЭЗ. Нам остается поздравить юбиляра с наступающим, тройным праздником — Новым годом, Рождеством и датой в 85 лет.

Где вы видели столько поводов для просто человеческого и производственного счастья в одно время и в одном месте?..

Александр НОВИКОВ

Дмитрий Осипов — фото

Журнал Продукт.BY выпуск №17 (164) 2015