Кооперативная торговля:как будем меняться.

Три месяца минуло после общего собрания членов Белкоопсоюза, в котором принял участие Александр Лукашенко. Тогда Президент подверг критике кооперативную торговлю за сдачу позиций на рынке сетям, закрытие торговых объектов на селе и недостаточно частое обслуживание сельских жителей автомагазинами. Тогда же было дано поручение исправить в ближайшее время все недостатки.

Как потребительская кооперация планирует исполнять президентские задачи, мы узнали у начальника управления торговли Белкоопсоюза Ларисы КОЗЛОВОЙ.

Лариса Михайловна, после собрания с участием главы государства прошло некоторое время. Можно ли уже говорить о выработке программы действий в соответствии с его поручениями?

После общего собрания мы пересмотрели программу развития потребко­операции, которую принимаем как на пятилетку, так и ежегодно. В частности, корректировки коснулись наших планов по открытию крупных торговых объектов торговой площадью более 500 м2. Для потребкооперации привычный формат — это магазины «у дома» площадью до 500 м2, но после введения в 2009 году в эксплуатацию «Логойского Пассажа» мы стали ежегодно открывать подобные крупноформатные объекты. Сейчас по всей стране работают 18 таких магазинов. И они ничем не отличаются от магазинов других сетей — ни по ассортименту, ни по маркетинговым стратегиям, оформлению, подходам мерчандайзинга и т. д. Но если раньше мы строили их, исходя из финансового положения райпо, учитывая текущие приоритеты в открытии прочих объектов, то сейчас делаем основной акцент именно на магазины крупного формата.

В этом году появится 18 таких объектов — от двух до пяти в каждой области. Причем не всегда эти магазины открываются в результате строительства. Часто они появляются после реконструкции нерационально используемых помещений.

Но от магазинов «у дома» вы отказываться не собираетесь?

Нет, эту задачу мы с себя не снимаем. В этом году, как и было запланировано, будут введены в эксплуатацию 46 объектов площадью от 100 до 500 м2. За первые четыре месяца нами открыто 29 новых магазинов: шесть в Гродненской области, семь — в Минской, десять — в Могилевской. По три новых магазина появилось в Брестской и Витебской областях.

Для нас очень важно развивать торговлю в крупных городах. Не секрет, что за счет нее мы перекрываем убытки от торговли на селе. Сегодня имеется более 1,5 тысячи магазинов в населенных пунктах с численностью жителей менее 100 человек. Магазин для сельчан — это не только объект, где они могут приобрести те или иные товары. Здесь они встречаются, общаются, решают свои житейские проблемы. Для них это своеобразный социально-культурный центр. Поэтому мы всеми силами стараемся сохранять магазины, несмотря на то, что они убыточны. Кроме того, в этом году восстановим работу 35 ранее закрытых сельских торговых объектов.

Кстати, как вы восприняли результаты социологического исследования Информационно-аналитического центра при Администрации Президента, по которым 77,4 % жителей сельских населенных пунктов удовлетворены работой стационарных торговых объектов?

Если основная масса — 2/3 целевой аудитории — довольна нашей работой, то это радует. Хотя, с другой стороны, 1/3 что-то не устраивает, а значит, есть над чем работать. Сейчас одна из наших задач — расширить ассортимент, в частности, непродовольственную группу товаров. А также увеличить долю непродовольственных товаров в товарообороте до 25 %. Это очень сложная задача. Учитывая, что по итогам прошлого года он составил 17,5 %, а исторически такой высокий показатель у нас был только во времена СССР.

В чем заключаются сложности?

Сейчас специфика торгового обслуживания по реализации непродовольственных товаров изменилась. Даже в Минске осталась пара универмагов, а остальной рынок заполнили специализированные магазины, как правило, представленные сетевой торговлей — это «Пятый элемент», «Электросила», «Мила», фирменные торговые объекты от промышленных предприятий и т. д. И это правильно. В одном магазине невозможно представить всю линейку ассортимента товарной группы. Предложение по пластмассе, посуде, стеклу, стиральным порошкам и т. д. сейчас настолько огромно, что показать все его разнообразие в одном универсальном магазине просто невозможно. Поэтому мы планируем открывать специализированные торговые объекты в агрогородках и райцентрах, в том числе по реализации стройматериалов и бытовой техники. Например, переведем на узкую специализацию универсальные магазины, где продается всего по чуть-чуть, как, например, в Столбцах. Там такой торговый объект переспециализирован в магазин по реализации трикотажных изделий. На освобождающихся площадях торгово-распределительных складов, где есть добротные помещения, подъездные пути, будем организовывать магазины стройматериалов. До 2015 года планируется открытие 63 таких объектов, а в этом году появятся уже 27 подобных магазинов.

С городами и агрогородками понятно. А как быть с небольшими селами, где специализированные магазины открывать нет смыла?

В села, где проживает менее 1000 жителей, мы планируем организовать выездную торговлю промышленными товарами. Это будут те же автомагазины, только торговать они станут инвентарем, удобрением, посудой, одеждой, чулочно-носочной группой товаров и т. д. Ведь магазины смешанного ассортимента в таких деревнях предлагают, как правило, промышленные товары первой необходимости — спички, лампочки, мыло, шампунь и т. д. Но там нет многих других нужных промтоваров. Раньше мы практиковали их доставку по предварительному заказу, а теперь решили организовать выездную торговлю от универмагов, которые есть практически во всех райцентрах. Частота рейсов вещевых автомагазинов будет не такой интенсивной, как продовольственных: предположительно, в села с числом жителей более 500 человек — 2–3 раза в месяц, в более мелкие — 1–2 раза в месяц.

На общем собрании звучало требование обслуживать села автомагазинами не реже трех раз в неделю. Насколько это сложная задача?

Мы ежегодно закупали около 50 автомагазинов, которые в основном шли на обновление старого автопарка. И из шести сотен автомагазинов, на данный момент необновленных, у нас осталось всего около 90 единиц. Чтобы, наконец, закончить обновление и вплотную заняться расширением автопарка, в течение этого года мы приобретем в три раза больше автомагазинов, чем обычно — 167. До конца 2015 года доведем их общее число до 1000 единиц. Это позволит нам обеспечить трехразовое обслуживание всех населенных пунктов. Но основную часть деревень мы сможем обслуживать три раза в неделю уже к концу этого года. Рассматриваем также варианты формирования по две бригады продавцов на одну машину. В этом случае бригады смогут чередоваться, и автотранспорт будет работать в семидневном режиме.

Лариса Михайловна, последний вопрос хотелось бы посвятить пресловутому Закону «О торговле», который уже отправлен в парламент. Разработчики остановились на антимонопольной доле сетей в 20 %. Как вы отнеслись к этому решению?

В законе прописано, что эта доля рассчитывается для Минска, городов областного подчинения и районов. Белкоопсоюз придерживался позиции, что 20 % в такой административно-территориальной единице, как район, для Беларуси много. На наш взгляд, речь должна идти о товарообороте не района, а районного центра. Потому что в деревню сети не пойдут, они будут строить магазины в городах. А если в районе сеть занимает 20 % товарооборота, то в самом райцентре эта доля будет достигать все 60 %. Другими словами, уже заняв доминирующее положение в городе, сеть только тогда достигнет 20%-ного предела во всем районе. Показатель размывается за счет товарооборота всего района. Однако наше предложение, к сожалению, не было принято.

Хочу заметить, что мы не против конкуренции. Если она добросовестная, то это толчок к развитию. Мы все друг у друга чему-то учимся. И на этом построена экономика.