Как повлияет на рынок розничной торговли Беларуси ведение ограничений для крупных ритейлеров.

Министерство торговли Беларуси считает необходимым законодательно ограничить для крупных ритейлеров возможности монополизации рынка розничной торговли, чтобы защитить мелкие торговые сети.

В то же время представители "большого ритейла" полагают, что такие меры приведут к снижению инвестиций в торговлю и уходу с рынка ряда значимых игроков, но никак не повлияют на развитие магазинов шаговой доступности – передает Интерфакс .

Минторг: не более трети рынка

В конце 2012 года в Беларуси представители мелких розничных торговых сетей впервые открыто заявили, что ощущают давление со стороны владельцев гипермаркетов и крупных торговых сетей. Три белорусских объединения предпринимателей обратились в правительство с просьбой как-либо ограничить агрессивную политику крупного ритейла, действия которого приводят к исчезновению магазинов шаговой доступности и монополизации рынка розничной торговли. В ответ некоммерческая организация "Ассоциация розничных сетей", представляющая интересы 222 магазинов общей торговой площадью порядка 100 000 кв. м, посоветовала жалобщикам соблюдать принципы честной конкуренции.

Пока крупный и мелкий ритейл вели между собой эту полемику, правительство вняло жалобам белорусских предпринимателей и приняло решение разработать нормативный акт, который и будет призван ограничить для крупных торговых сетей присутствие на рынке.

Так, министерство торговли подготовило проект государственного решения, которое предусматривает возможность введения в республике ограничений для крупных торговых сетей, сообщил заместитель министра торговли Вячеслав Драгун.

"Нами подготовлен проект указа о государственном регулировании торговли и общественного питания. Там есть норма, по которой мы можем ограничивать присутствие определенных торговых сетей, если они занимают более 30% на рынке", – сказал В.Драгун.

Он подчеркнул, что аналогичные меры госрегулирования действуют в целом ряде западных стран и направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, который специализируется на розничной торговле в магазинах шаговой доступности.

"У нас мы пытаемся организовать эту норму за счет закона", – сказал замминистра.

В.Драгун заметил, что в 2012 году в Беларуси наметилась тенденция, когда крупные ритейлерские сети "вышли из городов областного подчинения и Минска и стали двигаться в сторону районов".

"Мы отслеживаем ситуацию по присутствию крупных торговых сетей не только в Минске, но и в регионах, и приход серьезных игроков ощутимо сказывается на развитии торговли там", – сказал В.Драгун, отметив, что в регионах можно увидеть как положительные, так и отрицательные моменты. "Пока разношерстная картина. В целом доли крупных ритейлеров не превышают 20%, но по регионам ситуация очень разнится", – сказал замминистра.

Так, по его словам, на сегодняшний день доля магазинов "Гиппо" в регионах составляет 1-4%, сети "Соседи" – 0,3-5%, "Простор" – 0,1-4%, "Алми" – до 9%. Наиболее бурный рост показывает сеть "Евроопт", доля на рынке которой по отдельным регионам составляет на начало года 27%.

"Мы отслеживаем тенденции и превентивные меры будем принимать. Если такие факты будут приводить к сокращению торговой инфраструктуры, мы, конечно, будем эти сети ограничивать", – сказал В.Драгун.

Между тем, как заявили опрошенные агентством "Интерфакс-Запад" представители ряда крупных ритейлерских компаний, в случае, если возможность развития бизнеса в Беларуси будет ограничена административными методами, многие иностранные компании будут вынуждены свернуть свой бизнес.

"Работа торговых сетей в первую очередь зависит от объемов продаж, от сегмента рынка, который тот или иной ритейлер охватывает. Ведь чем выше объемы реализации, тем ниже затраты на бизнес, а значит, тем он эффективнее", – пояснил один из участников рынка.

По его словам, "если у компании нет возможности расти дальше, какой смысл тогда вкладывать средства в уже имеющиеся объекты – их ремонт, новое оборудование, расширение ассортимента". "Это большие затраты, которые могут окупиться только за счет растущих объемов продаж", – подчеркнул собеседник агентства.

По его словам, в данном случае компании, которые достигли предела роста, будут поддерживать бизнес на уже имеющемся уровне, что может привести к его стагнации и, затем, к переделу рынка.

Кроме того, собеседник агентства отметил, что ужесточение госрегулирования создаст дополнительные коррупционные риски.

"Как будет исследоваться рынок, на основании каких методик будут делаться выводы о монополии на рынке? В каком сегменте будет эта монополия? Четкого ответа нет. А это значит, что как захотел чиновник, так и посчитал", – сказал он. Гипермаркеты – за МКАД?

В министерстве торговли также полагают, что в будущем размещение крупных торговых центров в столице следует выносить за пределы Минской кольцевой автодороги.

"В Минске определена перспективная застройка за пределами МКАД. Что касается города – мы считаем, что каждый район должен иметь гипермаркет, но он должен быть размещен в центре района, так, чтобы не ущемлять магазины шаговой доступности", – сказал заместитель министра торговли В.Драгун.

Кроме того, он высказался за то, чтобы в столице и в крупных городах страны развитие получали новые, "более современные формы торговли". В частности, речь идет о крупных разнопрофильных торгово-развлекательных комплексах, которые должны быть рассчитаны на граждан с разным уровнем доходов, и предлагать им весь спектр услуг – развлекательных и бытовых, а также вести торговлю как продовольственными, так и промышленными товарами.

"Сегодня и Минск, и крупные областные центры уже перенасыщены разного рода торгово-развлекательными комплексами. В городах районного подчинения вполне достаточно одного такого объекта, да и то вопрос, насколько он будет загружен и рентабелен, поскольку в малых городах доходы граждан далеки от столичных", – заметил представитель одной из ритейлерских компаний.

Он подчеркнул, что "экономические реалии страны сегодня таковы, что и в обеспеченном, имеющем внешне почти европейский лоск Минске значительная часть граждан предпочитает делать недельные закупки продуктов на том же рынке "Ждановичи", чтобы сэкономить какую-то сумму, пускай даже не очень большую".

Кроме того, отметил собеседник агентства, сейчас крупные ритейлеры считают целесообразным развивать не гипермаркеты, а дискаунтеры и магазины шаговой доступности.

Белорусские изюминки ритейла

Представители крупного ритейла отмечают, что работа на белорусском рынке розничной торговли имеет целый ряд "национальных особенностей".

"Это и административный ресурс в виде протекционизма производителям определенного региона, и негласный запрет на допуск к магазинным полкам в Минске, допустим, молочной продукции из Могилева или Витебска, и намерение властей руководить внутренними процессами в торговле", – заметил собеседник агентства.

В частности, по его словам, сегодня власти стремятся законодательно закрепить норму о передаче торговыми предприятиями на аутсорсинг целого ряда функций, начиная от выкладки товара на полки (мерчендайзинг) до уборки помещений и работы охранников в торговых залах. "Передача на аутсорсинг будет, безусловно, служить удорожанию бизнеса и, в конечном итоге, скажется на покупателях. Обеспечивая эти затраты, крупные сети не смогут в таком объеме проводить скидочные акции, будут экономить на всем, начиная от упаковки товаров и заканчивая работой вспомогательных объектов", – считает источник.

"Как это ни парадоксально звучит, но многие покупатели судят о качестве торговых услуг, например, по тому, насколько чисто в туалетах крупных торговых центров", – сказал он.

Собеседник агентства также отметил, что многие торговые сети сталкиваются с острым дефицитом квалифицированных кадров. "Не секрет, что через какое-то время недавно открывшийся магазин теряет уровень – по ассортименту товаров, по качеству обслуживания. Это связано прежде всего с невозможностью нанять в Беларуси кадры высокой квалификации – маркетологов, товароведов, тех же мерчендайзеров.

Поэтому из магазинов европейского уровня и гипермаркеты, и дискаунтеры постепенно превращаются в магазины привычного белорусского, то есть чуть-чуть выше, чем советского, формата", – сказал источник.

Он добавил, что размеры аренды, тарифы на электроэнергию, налоговые отчисления и "нецелевые расходы" приводят к тому, что крупный ритейл не в состоянии платить специалистам высокого уровня большие зарплаты и "вынужден соглашаться на те кадры, которые сегодня предлагает рынок"

источник: allretail.ua