Два крыла, две системы…

Два месяца назад в программном материале «Первые среди равных» про методы хозяйствования ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» я лихо написал: «К теме развития этого самобытного и по-хорошему амбициозного предприятия мы будем не раз возвращаться на страницах нашего издания». Повод для «возвращения» появился даже быстрее, чем я предполагал. Более того, причин, чтобы снова отправиться в Фаниполь, где расположен головной офис этого предприятия, у нас наметилось как минимум две. Поехали…

Александр НОВИКОВ

Во-первых, генеральный директор этого предприятия Леонид Заяц был назначен на пост министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Но об этом уже все рассказали и даже показали наши коллеги. Нам лишь остается пожелать Леониду Константиновичу успехов на его новом, весьма ответственном поприще и выразить надежду на плодотворное общение в новом «формате». Кстати, вам не кажется закономерным, что уже второй кряду руководитель «АК «Дзержинский» становится министром?..

А вот вторая новость прозвучала почему-то не так ярко. Очень узкий круг посвященных знает о том, что в конце июня на заседании Экономического совета СНГ было принято решение присудить белорусскому предприятию премию Содружества Независимых Государств за 2011 год. Так были отмечены достижения агрокомбината «В области качества продукции и услуг».

Официальные строчки информагентств гласят: «Благодаря сочетанию ответственности и хозяйственности с европейскими передовыми технологиями ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» стал дипломантом конкурса, как, безусловно, лучшая в своих категориях организация из семи стран мира. Звание было получено на основе европейской модели по применяемым в ней критериям и методам оценок, выставленных высококвалифицированными экспертными комиссиями из девяти государств СНГ».

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Говоря проще…

Стоит отметить, что успехи на пространствах СНГ и в Европе (агрокомбинат «Дзержинский» в Швейцарии в 2012 году получил сертификат качества за натуральность и высокий уровень продукции) обеспечены благодаря строгому контролю за производством и умелому продвижению своей продукции.

Вот о стратегии и методах продвижения мы поговорим чуть подробнее. Любой крупный производитель, и не только в Беларуси, сегодня скажет вам примерно следующее. Произвести нынче, в период развития современных технологий, можно все, что угодно. Гораздо сложнее доказать, что именно ты лучший в своем сегменте, а потом еще занять место на полке со своим продуктом не только в своей стране, но и выйти за ее уютные пределы.

Этому предприятию все такое удается.

За что дают международные сертификаты, дипломы и премии

Назовем эту стратегию продуманной концентрацией или принципом сжатого кулака, как вам больше нравится. Основной объем прибыли (78 %) ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» получает за счет четко продуманного производства и реализации мяса цыплят-бройлеров. В то же время предприятие и его ведущие специалисты стараются перенимать все лучшее у зарубежных коллег. Отдельно нужно сказать о сотрудничестве с крупными европейскими компаниями — поставщиками и производителями натуральных пищевых специй, добавок, сопутствующих ингредиентов, оборудования. Предприятие каждый год осваивает десятки видов новой продукции. Местные специалисты владеют «тайной» рецептов, которые позволяют создавать сотни наименований изделий из куриного мяса. Из него здесь, в частности, делают продукты, по вкусу соответствующие свинине и говядине.

Также заимствуется зарубежный опыт в сфере высоких технологий, закупается и внедряется современное оборудование. Оно позволяет наращивать объемы производства, улучшать качество продукции, снижать энерго- и трудозатраты. А в итоге — оказываться востребованными и конкурентоспособными со своей продукцией не только в стране, но и за ее пределами.

Истории с географией

На сегодняшний день предприятие наиболее активно работает с Россией. Используя специ­фическую военную стилистику, продукция с логотипом «Фабрика здоровья» «завоевала» как минимум половину России. А центральную и северную части — практически целиком. По понятным причинам, более 45 % всего экспорта приходится на Московскую и Ленинградскую области. Достижением в освоении новых рынков стали поставки мяса птицы и готовой продукции в города Актобе и Алматы Республики Казахстан.

Растет интерес государств Европейского союза и стран арабского Востока к этой продукции.

Кстати, в июле 2012 года агрокомбинат «Дзержинский» первым среди пищевиков страны получил Сертификат соответствия «Халяль» Международного центра стандартизации и сертификации Совета муфтиев России. Он (сертификат) является гарантом для продвижения продукции в государствах Исламского мира. Уже была произведена и реализована партия мяса птицы, сертифицированная соответствующим образом.

Кроме того, есть предложения открыть свои представительства в странах Скандинавии и т. д. Все эти и иные предложения сейчас прорабатываются и просчитываются. На перспективу, далекую и не очень.

Экспортные перспективы. Сегодняшние цифры и факты

Объемы экспорта ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» менее чем за пять лет выросли просто феноменально.

В 2008 году экспорт основных видов продукции принес 3,7 млн долларов.

По результатам 2009 года экспортная выручка достигла 5,8 млн долларов.

В 2010 году эта сумма выросла до 14,7 млн долларов.

В 2011 году выручка за экспортируемые товары составила 25,8 млн долларов.

В текущем году ожидаемый объем экспорта должен достичь уровня в 30,0 млн долларов.

И еще. В 2011 году положительное сальдо внешнеторгового оборота составило более 3 млн долларов. В нынешнем году оно точно не будет меньше. Ведется постоянный мониторинг цен на мировом рынке мяса птицы, что дает возможность предприятию работать на внешних рынках зряче.

Готовая продукция с логотипом «Фабрика здоровья» активно реализуется с применением технологии упаковки в модифицированной атмосфере (газовой среде). Она продлевает сроки хранения, обеспечивает внешнюю привлекательность продукта, не требует применения консервантов. Естественно, такая упаковка позволяет выделить товар из общей серой массы. И ничего удивительного в том, что он востребован самым избалованным покупателем в той же России.

В ассортименте, предлагаемом на экспорт, много эксклюзивных изделий. Запланированы новинки, обогащенные витаминами, с применением растительного сырья для снижения содержания холестерина. В перспективе — выпуск мяса птицы, обогащенного селеном, витамином Е и другими полезными веществами.

Неудивительно, что специалисты агрокомбината «Дзержинский» планируют долю экспорта в 2012 году довести до 40 %.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВНУТРЕННИЙ РЫНОК

Торговый фактор

Современный производитель сегодня не сможет выжить без четкой системы дистрибуции и продаж. Это — аксиома для любого вида бизнеса. К решению данного вопроса на «Фабрике здоровья» подходят комплексно.

За январь — июль 2012 года торговым сетям по республике было реализовано свыше 8,3 тыс. тонн мясных изделий (37,4 % от совокупного объема производства). Это на 22,0 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» активно сотрудничает с крупнейшими республиканскими операторами в области оптовой и розничной торговли. Это всем известные ОАО «ДорОРС», ООО «Евроторг», гипермаркеты ProStore, СООО «Златка», ИП «БелВиллесден» («Гиппо») и другие крупные торговые сети, функционирующие на внутреннем рынке страны.

Вот несколько примеров.

Реализация куриных полуфабрикатов и колбасных изделий через торговую сеть ОАО «Дор­ОРС» и ООО «Евроторг» способствовала активному освоению новых рынков сбыта в Витебской, Брестской и Гродненской областях. В итоге за январь — июль 2012 года в данные регионы реализовано колбасных изделий в 2,4 раза больше, чем за этот же период 2011 года.

Тенденция к наращиванию объемов поставок характерна и для товарной категории «Полуфабрикаты быстрого приготовления». За январь — июль 2012 года поставки данных изделий в Минскую и Могилевскую области увеличены на 27,8 % и 164,2 % соответственно. Это подтверждает востребованность продукции среди покупателей указанных регионов.

Необходимо отметить активную работу с организациями общественного питания страны. Предприятия данного типа приобретают широкий ассортимент продукции ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский».

За счет таких, внешне не самых сложных методов внутренний рынок насыщается конкурентоспособной, экологически чистой продукцией из мяса птицы, отвечающей требованиям потребителей. А это и есть цель работы предприятия как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

Фирменный вопрос

Специалисты полагают, что свой фирменный магазин — это показатель успешности и просто лицо современного предприятия.

Что тут скажешь?.. У агрокомбината «Дзержинский» своя крупная сеть объектов фирменной торговли. Она стала одним из символов для «Фабрики здоровья» в Беларуси.

На сегодняшний день в стране работают 50 торговых объектов, 16 из которых имеют фирменный статус. Все они без исключения работают рентабельно. Через торговую сеть, где трудятся более 500 человек, реализуется более 11 тыс. тонн собственной продукции, что составляет 32 % от общего ежегодного объема производства. Товарооборот только от реализации своей продукции по фирменной торговле за 2011 год составил 179,6 млрд рублей; чистой прибыли за вычетом всех издержек получено 5,7 млрд рублей.

Исходя из производственных интересов, в последнее время большое внимание уделяется также развитию своего комплекса общественного питания. Так, за период 2011–2012 годов введено в эксплуатацию три объекта общественного питания.

Во втором полугодии 2012 года планируется открытие нового ресторана «Графскi маентак», а также трех новых торговых объектов фирменной торговли.

Через «свои» торговые точки каждый месяц реализуются более ста пятидесяти видов своей же готовой продукции. Минимум. На каждом таком торговом объекте проводятся дегустации новых продуктов под брендом «Фабрика здоровья». По их результатам решается, какой продукт можно запускать в серию, а какой требует доработки.

И последнее

Мой учитель когда-то сравнивал советскую, да и постсоветскую торговлю с раскрыленным самолетом, у которого крылья часто были как бы под разными углами.

О предприятии, на котором мы побывали сегодня, можно сказать следующее. Его оба крыла, то есть внешнеэкономическая деятельность и работа на внут­реннем рынке, сбалансированы очень прилично.

P. S. Автор выражает признательность заместителю генерального директора ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» по ВЭД Анатолию Рубанику, заместителю генерального директора по торговле и переработке Алексею Богданову, начальнику отдела ВЭД предприятия Дмитрию Кирше за помощь в подготовке этой публикации и потраченное время, которое сегодня дороже денег.

В ассортименте продукции ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» большую долю стала занимать продукция глубокой переработки: колбасы, ветчины, рулеты, шашлыки и т. п. До конца 2012 года уровень данной продукции в общем объеме производства запланировано довести до 45 %.