Дебаты о законе

В конце июня законопроект о государственном регулировании торговли и общественного питания в Беларуси был принят депутатами в первом чтении. При этом при разработке данного документа правительство пошло на беспрецедентную меру: создало специальную рабочую группу по его подготовке. Поводом для такого решения послужил большой резонанс, который вызвал новый законопроект среди специалистов и заинтересованных сторон. В последний раз подобный документ принимался 10 лет назад, в 2003 году. За это время ситуация в сфере торговли в Беларуси кардинально изменилась. Очень бурно стали развиваться торговые сети, появилась интернет-торговля, назрела необходимость внести некоторые коррективы во взаимоотношения торговых предприятий и поставщиков.

Как шла подготовка законопроекта к рассмотрению в парламенте, с какими проблемами пришлось сталкиваться в процессе работы, какие позиции удалось отстоять и что еще предстоит обсудить? Об этом корреспондент журнала «Продукт.BY» узнал у заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике и строительству Алексея КУЗЬМИЧА, который был членом рабочей группы и ведет в Парламенте данный законопроект. Принципиальные моменты

— Без ложной скромности скажу, что работа нами проделана большая. К моменту первого чтения проект закона был переработан на 70 %, — подчеркнул Алексей Кузьмич. — За последнее время всего три документа вызвали столь бурную дискуссию — это Жилищный кодекс, Закон «Об объектах, находящихся в собственности государства» и Закон «О госрегулировании торговли». Заседания рабочей группы проводились и в Министерстве торговли, и в Совете Республики, Парламенте и на выездном совещании в Брестской области. В обсуждении законопроекта принимали участие около 40–50 человек, среди которых были представители науки, Комитета госконтроля, Белкоопсоюза, Министерства экономики, правительства, торговли, обществ защиты прав потребителей, Минского облисполкома и Минского горисполкома, а также производители.

Депутаты считают, что им удалось отстоять многие принципиальные позиции. Так, в законопроект внесен пункт, согласно которому в договоре на поставку между поставщиком и торговлей должна присутствовать только цена. А остальные моменты, в том числе и работа мерчандайзеров, должны регулироваться дополнительными договорами. Это разделение позволит сделать отношения между двумя сторонами более прозрачными и оградить производителей от навязываемых им торговлей условий, таких, как продажа товара на определенных полках.

Кроме того, внесена норма, согласно которой в предоставлении мест на полках в торговых объектах должны отсутствовать дискриминационные отношения.

— Сейчас собственник в первую очередь сдает в аренду самые худшие места, потому что лучшие и так возьмут, — замечает депутат. — Необходимо, чтобы подобная практика ушла в прошлое. Те, кто заключает договор на аренду, должны видеть карту всех мест и иметь возможность выбора в зависимости от того, какая ценовая категория их устроит.

Еще одно положение, которое вызывало бурные споры представителей торговли, — нужно ли включать коридоры и лестничные клетки в торговую площадь.

— В данном вопросе многие старались поступать так, как им было удобно в определенный момент, — уверен Алексей Кузьмич. — Когда нужно открыть точку, которая будет заниматься реализацией спиртной продукции, все двумя руками «за» расширение торговой площади. Потому что такие объекты должны иметь большую площадь и, соответственно, включать туда лестничные клетки выгодно. При других обстоятельствах представители торговли выступают «против». Хотя достаточно зайти в ГУМ или другой крупный магазин, чтобы убедиться, что данные площади активно используются для торговли. Поэтому в этом вопросе должен существовать единый подход.

В проекте закона также отражены изменения в регулировании интернет-торговли. В Беларуси посредством Всемирной паутины осуществляется около 1 % продаж. Показатель невелик, но чтобы оградить от различных махинаций покупателей, которые предпочитают делать покупки именно таким образом, эти отношения должны тоже регулироваться законом. Во-первых, подобные предприятия обязаны располагать кассовыми аппаратами, а во-вторых, иметь статус юридического лица и стационарное помещение.

Тема для размышлений

По мнению Алексея Кузьмича, есть еще немало вопросов, которые также требуют дальнейшей доработки. — Во-первых, сейчас во всех магазинах стойки с сигаретами находятся прямо над кассовой зоной. С подобной скрытой рекламой табачной продукции однозначно нужно бороться, — очерчивает проблемный круг вопросов собеседник. — Во-вторых, торговые предприятия устраивают акции-продажи удешевленного спиртного. Ставят его прямо по ходу движения покупателей, на видном месте или же недалеко от хлеба и молока, там, где наибольшая концентрация людей.

К тому же пока неясно, что делать с теми сетями, которые за время, пока закон не вступил в силу, превысят допустимый порог товарооборота — наберут установленные 20 %. Не секрет, что крупные торговые предприятия в настоящий момент пытаются заработать себе бонусы на будущее и активно наращивают торговые площади самыми различными способами. Получается, что они сейчас нарастят долю и в результате окажутся в более выигрышном положении, так как закон обратной силы не имеет. Депутаты считают, что для таких случаев необходимо предусмотреть специальный механизм.

Порог, о который споткнулись

Не секрет, что при обсуждении нового документа именно порог товарооборота стал одним из главных камней преткновения противоборствующих лагерей — сетевой торговли, малого предпринимательства и Белкоопсоюза. К слову, в первоначальном варианте законопроекта этой нормы вообще не было. Вместо нее оговаривалось, что такую планку для каждого региона устанавливает Совет Министров. Именно малый и средний бизнес, а также депутатский корпус настояли на том, чтобы данное условие все-таки было оговорено отдельной статьей закона.

— Это даст толчок к развитию конкуренции, — уверен Алексей Кузьмич. — Как только та или иная сеть лишается возможности занять весь рынок, у других сразу возникает стимул догнать лидера. Парламентарий разделяет мнение, что большая доля одного торгового предприятия в товарообороте региона рано или поздно приведет к тому, что монополист начнет диктовать на рынке свои условия и продавать какой угодно товар, в том числе и некачественный. Ведь при таком раскладе альтернативы у покупателей уже не будет.

Самые бурные дискуссии вызвал вопрос о значении порога товарооборота. В предложениях различных структур оно колебалось от 10 до 40 %. В частности, торговые сети выступали за увеличение порога, а Белкоопсоюз, малый и средний бизнес, наоборот, отстаивали низкое значение этой планки. В результате остановились на пороге в 20 %.

Как показал анализ, товаро­оборот того же «Евроопта» по стране вышел на 7 %, показатель остальных сетей составил и того меньше: около 2 %. Так что планки в 20 % вполне достаточно для развития равномерно по всей Беларуси даже крупным сетям, причем не на год или два, а на десятилетие. Однако и этот вариант не всех устроил. В госорганы продолжают поступать письма с предложениями по его повышению… Между тем, по мнению Алексея Кузьмича, на нынешнем этапе подобные дискуссии уже ни к чему не приведут. Иначе придется возвращаться к тому, с чего начинали, и до бесконечности топтаться на одном месте. Ко второму чтению работа сведется к тому, чтобы устранить все шероховатости и выверить каждое слово. — Если предложение конструктивное, есть свой вариант редакции той или иной статьи, мы его изучим, — замечает руководитель рабочей группы в парламенте. — Но тратить время на то, чтобы четыре вопроса из сорока рассматривать более четырех часов, никто больше не станет.

Все под контролем

Депутаты считают, что в проекте закона обязательно должно быть отражено государственное регулирование сферы торговли. И проявляется это прежде всего в том, что антимонопольная доля не должна распространяться на предприятия Белкоопсоюза. Иначе существует риск оставить маленькие деревни без продуктов.

— Не скрою, данная норма вызвала бурю негодования среди сетей: почему им можно, а нам нельзя? — рассказывает Алексей Кузьмич. — Но это объединение нельзя сравнивать с обычными торговыми сетями. На нем лежит обязанность не только по реализации продукции, но и по ее заготовке, а также по снабжению продуктами небольших населенных пунктов, куда крупные сети просто не доезжают. К примеру, в Каменецком районе Брестской области насчитывается более 200 сел, и ни в одном из них нет сетевых магазинов. Только торговые точки райпо, автолавки Белкоопсоюза и одна автолавка частного предпринимателя.

— Несмотря на то, что крупные игроки неоднократно заявляли о том, что они готовы взять на себя снабжение в глубинке, за год, в течение которого шло обсуждение законопроекта, ситуация кардинально не изменилась, — замечает собеседник. — Нежелание развиваться в мелких населенных пунктах говорит лишь о том, что их заверения не являются явлением, и вряд ли станут таковым в ближайшее время. Алексей Кузьмич признает, что у каждой стороны своя правда. Но в любом случае, принимая тот или иной закон, парламентарии намерены искать золотую середину. И этот законопроект будет нацелен на то, чтобы прежде всего прав был покупатель. Несмотря на разные интересы, которые существуют у поставщиков и представителей торговли, человеку необходимо предоставить качественную продукцию и хороший сервис.