"Черный" пиар за пазухой

В сезон "большого молока" в России обостряется борьба за качество продукции.

Вроде бы еще недавно Россия нарадоваться не могла такому богатому на молочные продукты соседу, как Беларусь. Поэтому заявление-требование «Союзмолока» к российскому правительству с просьбой ограничить поставки «братской» продукции грянуло как майский гром, пишет Рэспублiка. Впрочем, как и весенние грозы, демарш российских молочников достаточно предсказуем. Начался сезон «большого молока», перепроизводство сырья, не за горами летнее снижение спроса на «молочку» в рознице… Словом, стандартный набор сезонных факторов, который делает нежелательным присутствие конкурентов на своей территории. Тем более что российские фермеры уже очень привыкли к заоблачным ценам на сырое молоко в неурожайный 2011 год. Они тогда взлетели выше среднемировых. И терять высокую рентабельность очень даже не хочется. Поэтому в декларации «Союзмолока» не стоит искать политику: банальное желание местных производителей избавиться от соперников. Так что необходимо готовиться и к новым «изысканиям» по качеству белорусской продукции, и к широкому информационному наезду. Пока «союзные молочники» только вскользь намекают на некоторые изъяны. Но они могут стать их «козырем» в занимательной игре в сезонный передел рынка.

В готовности к «войне компроматов» недавно признался небезызвестный спикер «молочной войны» трехлетней давности руководитель Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов, который принял участие во II Молочном форуме, который прошел в мае в Минске. Российский эксперт проговорился, что знает ряд случаев, когда белорусские производители, по его словам, работают с добавками, которые «могут вызвать сомнения». Правда, Владимир Лабинов отметил: как благородный человек, конкретику он озвучивать не будет. По крайней мере, такая была позиция знаменитого отраслевого эксперта в середине мая. Хотя он не исключал: мораторий на молчание может быть нарушен. Возможно, сложится ситуация, способствующая «откровенностям».

Не исключено, что открытия будут похожи на «неожиданности» формата 2009 года. Тогда Владимир Лабинов долго и подробно говорил о пальмовом масле, которым белорусские производители, по его мнению, увеличивают жирность продукции. Звучавшие тогда уверенно заявления, как признался сам автор сей утки, оказались не более чем «превентивным предупреждением». «Несколько случаев тогда были, — признался на Молочном форуме Владимир Лабинов. — Чтобы тема «тропиков» не получила в Беларуси повсеместного развития, как в других странах — экспортерах продукции в Россию, тогда о ней активно заговорили. И она дальнейшего развития не получила».

Собственно говоря, несколько странное понятие о чистоте конкуренции. Чем-то напоминает про свистуна на берегу Москвы-реки, который пронзительными звуками отгонял крокодилов, утверждая, что по причине его какофонии рептилии в этой местности и не появляются. Впрочем, в качестве белорусской продукции российские и потребители, и эксперты, и партнеры уверены и не сомневаются. А различные измышления возникают только в период объективного ужесточения борьбы за рынок. Тогда из каждой мелочи, «проскочившей» у какого-нибудь локального белорусского производителя, выдувают слона недобросовестной конкуренции.

Впрочем, при всех заверениях дружбы, партнерства и уважения столкновения белорусских и российских молочников неизбежны. Возрастающая конкуренция и амбициозные планы по развитию молочной индустрии в каждом из государств уже начинают приводить к логичному столкновению интересов. Прежде всего в ценовой политике.

Закупочные цены на молоко даже нынче в России нельзя назвать самыми низкими. Навряд ли присутствие белорусской продукции ставит молочную отрасль у соседей совсем уж на грань выживаемости. Но сверхприбылей, несомненно, лишает. А молочникам сегодня деньги нужны, как никогда. В России принята масштабная программа реконструкции этих производств. Планируется построить 64 новых завода, реконструировать 296 действующих, увеличить долю российских продуктов на рынке на 27 % по цельномолочной продукции, на 30 % — по сырам, на 30 % — по сливочному маслу. Совершить рывок хотят уже к 2020 году. Где взять инвестиции на столь масштабные проекты? По старой традиции — у потребителя. Поэтому сегодня и беспокоятся российские молочники о падении цен на сырье. Исчезнут большие прибыли, не будет средств на кардинальную реконструкцию отрасли. Словом, «зачистка» российского рынка от конкурентов неизбежна. Другой вопрос, какие формы она примет?

По большому счету, даже жесткие правила ВТО полностью не запрещают некоторые формы поддержки собственных производителей. Да, прямое субсидирование предприятий карается. Но никто не запрещает различными способами увеличивать емкость рынка. Например, финансировать за счет бюджета различные социальные программы: выдавать бесплатное молоко в школе, увеличить объем масла в пайке военнослужащих… Главное, чтобы деньги в казне были. Насколько государственные «закрома» России смогут себе позволить такие акции, как, впрочем, и прямые инвестиции? Хороший вопрос. Но пока объемы имеющейся «наличности» даже меньше, чем разрешило потратить на сельское хозяйство ВТО во время переходного периода. Словом, для «резвого» развития отрасли ей необходима высокая рентабельность. А ее можно достигнуть только за счет снижения конкуренции, а еще лучше — монополизации рынка собственными производителями. Что недавно и предложили сделать «Союзмолоко».

Насколько чаяния производителей сырья найдут понимание в российских органах госуправления, сказать пока сложно. Но беспокойный прецедент уже создан. По крайней мере, белорусским производителям необходимо активизировать свое присутствие на соседнем рынке. Пока приходится констатировать факт: Россия остается стратегическим рынком сбыта для отечественных молочников, и никакая географическая диверсификация поставок не сможет в ближайшие 5—10 лет компенсировать сбыт в этот регион. Немалая проблема кроется и в структуре экспорта белорусской молочной продукции: в нем превалируют сырьевые продукты — масло в коробах, сыры в головках, цельное сухое и цельное обезжиренное молоко. Фасованных, брендированных продуктов в Россию поставляется относительно немного. Поэтому и позиции отечественной продукции в России сильны до поры до времени: пока восточный сосед испытывает дефицит в собственных продуктах питания. Но рано или поздно ситуация может измениться.

Пока же соседняя страна не может полностью отказаться от импорта продовольствия. Но производители уже всячески стараются использовать зарубежных партнеров для «затыкания дыр», которые остаются на рынке после собственной продукции. Проблема усугубляется еще и несовершенством животноводства: в отрасли используются технологии с ярко выраженной сезонностью удоев. Зимой — пусто, летом — густо. Поэтому рынок подвержен жестоким сезонным колебаниям. Кстати, в Европе сезонные изменения производства сырого молока «укладываются» в скромные 10 %. Поэтому западные компании и живут более спокойной и прогнозируемой жизнью. Но пока приходится учитывать реалии стратегического потребителя отечественных продуктов питания. Пожалуй, один из немногих рисков избежать ограничений в поставках продукции — ориентироваться на продвижение брендов, обеспечивая их информационное обеспечение, устойчивость и защиту от различных «сенсационных» неожиданностей. Как, например, неожиданное появление пальмового масла в 2009 году. Не исключено, что история может повториться. По крайней мере, Владимир Лабинов нынче во всеоружии. Наверное, не хуже подготовились к очередному сезону и его коллеги. Хочется надеяться, что отечественные производители, наученные опытом прошлых лет, готовы к потенциальному всплеску «черного» пиара…

Владимир ВОЛЧКОВ