Белорусская торговля надеется на день святого Валентина

Торговля уже начинает считать выручку от продаваемых ко Дню святого Валентина подарков.

"Завтра твоей страны" оценил белорусские праздники с точки зрения необходимости выполнения повышенных социально-экономических показателей и выяснил: 14 февраля мог бы стать хорошим подспорьем для торговли.

Анализ помесячной динамики товарооборота за последние три года показывает, что каждый год в товарообороте есть сезонные пики и провалы. Явный пик только один – это декабрь, что связано с празднованием Нового года. А вот единственный устойчивый провал фиксируется как раз в феврале.

Февраль – самый короткий месяц в году. Кстати, возможно, именно поэтому представители западной цивилизации и вывели празднование Дня святого Валентина на массовый уровень. Однако и в Беларуси в этом месяце есть свой подарочный день – 23 февраля. Да и сюрпризы к 8 марта многие готовят заранее. Но, оказывается, эти даты ни по одной из товарных позиций из списка "Завтра твоей страны" белорусскую торговлю не спасают. По крайней мере так свидетельствуют данные Белстата за 2009 год.

Мясо

В 2009 году с учетом разного количества дней в январе, феврале потребление продуктов питания было довольно ровным. Причем мяса, например, граждане потребляли в среднем по 50 тыс. тонн в месяц (в то время как летом – уже около 60 тыс. тонн). Это можно объяснить тем, что летом открывается сезон национальной забавы под названием "шашлыки", но настоящий эффект праздника в мясных рядах наблюдался лишь в декабре – 69 тыс. тонн.

Кондитерские изделия

Показатели по кондитерским изделиям тоже не демонстрируют особого подъема в феврале-марте. Объем проданных за март кондитерских изделий в 13 тыс. тонн был перекрыт уже в апреле, а в предновогоднем декабре составил 18 тыс. тонн.

Алкоголь

И все же если говорить о праздничном товарообороте с точки зрения застолья, то лучшим индикатором является алкоголь. В феврале отмечается локальный максимум первого квартала по покупке водки – 881 тыс. далл против 850 тыс. далл в январе и 872 тыс. далл в марте – всё же мужской праздник берет свое. Кстати, любители плодово-ягодных напитков отмечают 23 февраля, судя по всему, не так активно. В феврале прошлого года они прикупили "всего" 980 тыс. далл "крыжачка". Больше, чем водки, конечно, но по сравнению с июлем, когда было реализовано 1,5 млн далл плодово-ягодных напитков, смотрится несолидно.

В Новый год любители "бормотухи", похоже, хоть частично, но переходят на более благородные напитки – продано было лишь 1,3 млн далл плодово-ягодного.

Что же касается виноградных вин, то из первых трех месяцев прошлого года больше всего их покупали в январе – 192 тыс. далл. В феврале – 175 тыс. далл, в марте -178 тыс. далл. Получается, невзирая на гендерную окраску праздников, виноградное вино показывает стабильность. Но при этом объем купленного вина в феврале-марте опять-таки оказался ниже средних показателей по весне и лету. Зато, в отличие от водки, которую в декабре покупали на 15-17% чаще, чем в другие месяцы, виноградных вин в предновогоднем декабре было продано на 50% больше, чем в марте.

Если говорить о рекордсменах предновогоднего роста, то в декабре, конечно же, первое место принадлежит винам игристым – в 2,8 раза больше по сравнению с мартом. Стоит отметить, что и март показал небольшое увеличение по сравнению с январем и февралем. Впрочем, июль (похоже, самый хмельной месяц в Беларуси) превысил показатели по игристому за март.

Ну и, наконец, коньяк – самый праздничный напиток для настоящих мужчин. И выпить приятно, и подарить нестыдно. И хотя мужской праздник в Беларуси отмечают в феврале, декабрь вне конкуренции – 30 тыс. далл. В феврале уже только 16,6 тыс. далл, но все же чуть больше, чем в марте – 16,4 тыс. далл. В целом по году показатели колеблются примерно около 16 тыс. далл в месяц, но к Новому году, похоже, закупаться начинают в ноябре – уже 17,8 тыс. далл.

Одежда

А бывает ли праздник на рынке непродовольственных товаров? Надо сказать, что, по статистике, на продаже продукции легпрома подарочный потребительский бум практически не сказывается. Вопреки ожиданиям, не наблюдается подъемов продаж в феврале и марте в разделах "чулки-носки" и "бельевой трикотаж". Вообще, одежду белорусы больше покупают весной и осенью, как и обувь.

Парфюмерная продукция

Есть лишь один праздничный непродовольственный товар, который продемонстрировал ожидаемую динамику (из тех товарных групп, что предлагает нам Белстат, который не приводит, например статистику по продаже ювелирных украшений и цветов). Речь идет о парфюмерной продукции. Жаль только, что Белстат приводил данные по этой группе только первые пять месяцев в прошлом году. Но зато за этот период явный пик продаж приходится именно на февраль – и ко Дню защитников Отечества, и к 8 Марта.

Бытовая техника

И остается тяжелая артиллерия – крупная бытовая техника: холодильники, телевизоры, стиральные машины. Не то чтобы ее у нас принято дарить в праздник, скорее, фены, миксеры и мобильники, но данных по этим позициям Белстат регулярно не публикует.

В принципе прошлый год был для "тройки" лидеров отечественной металлообрабатывающей и радиоиндустрии необычным. Рекорд январских закупок телевизоров, холодильников и стиральных машин, подогреваемых ажиотажным спросом из-за девальвации и слухов о возможной деноминации, не был побит ни в одном из других месяцев прошлого года. Так что у правительства есть готовый рецепт повышения товарооборота. Однако пользоваться им часто нельзя. Лучше все же применять более цивилизованные способы, тем более, что динамика 2009 года доказала их эффективность. Летом прошлого года завод "Атлант" проводил акцию среди своих покупателей и – о чудо! Количество проданных холодильников в июле (26 тыс. штук) почти приблизилось к рекордным показателям января (29,8 тыс. штук) при том, что в декабре прошлого года было куплено лишь 17,9 тыс. холодильников "Атлант".

Вывод "Завтра твоей страны"

Несмотря на значительную узость и неразвитость белорусского потребительского рынка, у него явно есть явные точки роста – это проведение активных маркетинговых акций и правильное позиционирование праздников, когда каждому из них соответствуют уникальные традиции, характерные подарки, специфические угощения. Вот над чем стоит поработать маркетологам, специалистам отделов продаж и товароведам.