11 по 10 для «Коммунарки»

История. Факты. События. Цифры

На пышной фразе «Мы не верим, что «Коммунарке» 110 лет» можно смело завершать этот репортаж. И в самом деле…

Столь почтенный юбилей отмечает фабрика, на которой за последние несколько лет практически все поменялось… Разве столетние «с гаком» производственные ветераны способны на такие шустрые перемены?.. Но этот риторический вопрос явно повисает в воздухе. Снять неловкую паузу мы решили так, как умеем и видим. Вот вам развитие одного предприятия в динамике.

Несладкая судьба сладкого бизнеса

День рождения для любого предприятия — штука достаточно условная. Но архивы недвусмысленно свидетельствуют. Своеобразным прообразом «Коммунарки» стала модная кондитерская, открытая в Минске по адресу ул. Захарьевская, 79 ровно 110 лет тому назад, в 1905 году. Вот так этот дом выглядел в то время (он находится сразу за угловым зданием, посреди всего этого спаянного жилого квартала; см. историческое фото на следующей полосе).

Нынче на этом месте — жилое здание сталинского ампира; с универсамом «Центральный» и первым белорусским «Макдональдсом» на первом этаже. Обычные иронические причуды истории.

Так вот, документы в Минскую управу на открытие кондитерской на улице Захарьевской подавал талантливый предприниматель (выражаясь языком современным) Георгий Викентьевич Рачковский. Предприятие не раз переживало то, что нынешние маркетологи называют ребрендингом. Предприимчивый хозяин быстро преобразовал традиционную кондитерскую в более модную кофейню, назвав ее на западный лад и одновременно «потрафив» себе — «Жорж». Модное было слово в то время. Так называлась знаменитая кондитерская в центре Киева. Да и конфеты «Жорж Борман» были известны всей дореволюционной России. Так что хозяин определенно оказался в тренде.

Помимо розничной торговли сладостями и бакалейными товарами, в 1914 году была зарегистрирована фабрика, оснащенная современным для того времени кондитерским оборудованием. Опять же, «Жорж». Об этом этапе развития будущей «Коммунарки» свидетельствуют заявление на открытие торгового предприятия и… отчеты налоговых органов. Они тоже сохранились, как это ни удивительно кому-то покажется.

Конечно, дореволюционный труд кондитеров был весьма тяжелым, преимущественно ручным. Занимались им главным образом мужчины. Не то что сейчас...

Нам мало что известно о судьбе торгово-промышленного кондитерского холдинга «Жорж» после революции. В то бойкое время было не до конфет и кофеен, к сожалению. Хозяин того предприятия Г. В. Рачковский бесследно исчез в этом бешеном водовороте. В советской России преуспевающим капиталистам было делать нечего. Остается надеяться, что Георгий Рачковский был среди героев известной когда-то картины И. Владимирова «Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 году». Почему бы и нет?..

Как бы там ни было, то время безвозвратно ушло.

Революционный запал и послевоенные достижения

После революции, гражданской войны, создания СССР наступил период, извините за затертое выражение, стабильности. На базе фабрики «Жорж» по очереди создавались «Первая кондитерская фабрика», затем «Прогресс», работавшие в разных точках Минска, не самых для этого приспособленных, судя по всему.

В 1929 году, ко дню Октябрьской революции, минская кондитерская фабрика получила название «Коммунарка», но торжественная перемена вывески не решила главных проблем: предприятие было стеснено как площадями, так и производственными мощностями. В Советском Союзе как раз гремела эра пятилеток и промышленных свершений. Вот на этом гребне и рождался достаточно смелый проект: создать в Минске новое современное кондитерское производство с объемом 10 тыс. тонн продукции в год. Согласно правительственной директиве, утвержденной

Сталиным, пуск новой «Коммунарки» был намечен на 1 мая 1931 года.

Официальные фотографии 1930 года рисуют черезвычайно бодрый образ — еще один символ промышленной революции в государстве победившего социализма. Стоит ли говорить, что оборудование для «Коммунарки» поставлялось со всей необъятной страны.

Уже в 1934 году минская фабрика стала предприятием не просто республиканского, а общесоюзного значения. Любопытно, но в то время детским праздником считался не столько Новый год, сколько 1 Мая. И в Минске делали яркие подарки для всей советской детворы… ко дню солидарности трудящихся. Вот характерная фотография, датируемая 1938 годом.

Как и большинство зданий Минска, во время Великой Отечественной войны «Коммунарка» была полностью уничтожена. Однако уже через пять месяцев после освобождения, в декабре 1944 года, фабрика дала первую продукцию — партию киевской помадки, завернутой вручную. Можно лишь представлять, чего это стоило. Но уже в 1956-м восстановленная из руин «Коммунарка» прозвучала на весь СССР. В Минске придумали использовать картонную тару (вместо громоздких деревянных и фанерных ящиков) при фасовке конфет и шоколада.

Долгожданный расцвет, перетекающий в «перекройку»

На стыке 50-х и 60-х годов прошлого века для «Коммунарки» наступила эпоха подлинного возрождения и всесоюзной славы. А в 1970-е имя минской фабрики было на слуху и на виду у всего СССР. Вот лишь несколько дат.

• Один из символов «Коммунарки» — знаменитые шоколадные бутылочки с различными наполнителями. Мы имеем дело с фирменной разработкой здешних технологов 1957 года. С тех пор в производстве данного сувенирного шедевра ничего не изменилось. Впрочем, как и в выпуске других легенд из советских времен.

• Чрезвычайно популярные и сегодня конфеты «Суфле» появились в 1960-м.

• Абсолютному хиту «Коммунарки» — «Столичным» — повезло появиться в знаковый для СССР 1961 год и остаться космосом для многих кондитеров по сей день.

• Наконец, еще одна знаменитость от «Коммунарки» — «Красная шапочка» — выпускается уже почти 50 лет, с 1967 года.

А подарочные наборы конфет, а шоколад «Аленка»? Кто скажет, что время им идет во вред?

Исторически «Коммунарка» обладала возможностями проводить полный производственный цикл — от обжарки какао-бобов до выпуска натуральных конфет и шоколада. И ставка на натуральность, ГОСТы, элементарную совесть помогла фабрике пережить и перестройку, и другие смутные времена. В ее истории этих «подарков судьбы» было предостаточно, но «Коммунарка» старалась оставаться привлекательной. Сказали бы «вечно молодой», но эта фраза благодаря фильму «Брат-2» вызывает ненужные ассоциации.

Ветер перемен и молодости

Во времена независимой Беларуси, в ее новейшей истории «Коммунарка» видела многое и всякое. Еще одним ее символом, кстати, стал современный административный корпус, открытый в 2004 году.

Предприятие начало принимать активное участие в ведущих международных форумах: Франции, Германии, Японии, России (разумеется) и т. д. На выставках в последнее время «Коммунарка» позиционирует себя как кондитерская фабрика № 1 в Беларуси. А в течение рекордных трех лет здесь, по сути, была построена новая кондитерская фабрика. Это означает, что за период с 2012 по 2015 год в строй ввели новые современные линии по выпуску вафельных и сбивных (типа «суфле» и «птичье молоко») конфет. Разумеется, появились шикарные модерновые шоколадные линии… Натуральный шоколад — это бесспорный символ «Коммунарки».

В 2014 году было закуплено три новых конш-машины и столько же пятивалковых мельниц, позволяющих получать идеально нежную шоколадную массу. Летом 2015-го запущена так называемая могульная линия. На ней уже «отливают» новые конфеты (нуга, тоффи, желе в желе и т. д.) самых разных форм.

Смеем предположить, что с возрастом кондитерская фабрика «Коммунарка» становится только интереснее, как коньяк. Во всяком случае, она чрезвычайно интересна молодежи. В том смысле, что еще одной фишкой «Коммунарки» стали практически ежедневные познавательные экскурсии школьников со всех уголков Беларуси. Так что никакому ветру времени не суждено засыпать эпоху «Коммунарки». Нам симпатичен слоган этой знаковой фабрики: «Остаемся настоящими». Оставайся такой, какой мы сами, наши предки и подрастающие потомки тебя знают, «Коммунарка». С юбилеем, в который опять-таки верится с трудом!

P. S. Кондитерская фабрика «Коммунарка» готовит в свой праздник подарки и сюрпризы — так уж здесь заведено. Об их природе вы скоро узнаете. В том числе из наших ноябрьских публикаций.