У Беларуси есть серьезный потенциал для наращивания экспорта продуктов питания в Оман

Николай Борисевич
директор Национального центра маркетинга

Ближний Восток — регион неоднородный, но перспективный. Если до недавнего времени сотрудничество Беларуси с государствами Западной Азии и Северной Африки развивалось в основном по кредитно-инвестиционному и гуманитарному векторам, то сегодня мы все активнее ищем точки соприкосновения в экономической плоскости. Пример — Оман, граничащий с Саудовской Аравией, ОАЭ и Йеменом. С султанатом у Беларуси давние связи: это государство Аравийского полуострова с удовольствием покупает наши продукты питания. 

Фото: freepik.com

Однако пика отношения двух стран еще не достигли и близко. Перспектив масса и для интенсификации движения к их достижению сделано немало. 28 августа в столице султаната — солнечном Маскате состоится первый Белорусско-оманский бизнес-форум. На повестке — поиск эффективных инструментов ведения торговли, налаживание сотрудничества в области информационных технологий, реализация экспортного потенциала отечественных предприятий молочной и др. отраслей. О том, что мы можем дать, а что взять в сотрудничестве с этой относительно небольшой арабской традиционной и одновременно ультрасовременной монархией, рассказал директор Национального центра маркетинга Николай Борисевич.

Для своего региона Оман — государство, ничем особо не выделяющееся. Монархия в форме султаната с населением 5,2 млн, 73% которого — арабы и 86% — мусульмане. Вместе с тем здесь думают о будущем, вливая инвестиции в отрасли экономики, которые если не сейчас, то в следующие 20-30 лет станут приоритетом даже не странового — мирового развития. Так, в Омане принята программа Vision 2040 — 20-летний общенациональный многосекторальный документ, представляющий собой ключевой ориентир для развития государства. Ее цель — диверсификация экономики на основе инноваций, развитие частного сектора, интеграция в мировую экономику, как результат — удвоение ВВП на душу населения.

В ближайшие несколько лет в этом государстве Персидского залива будут активно расширяться свободные экономические зоны. Все же это один из приоритетных векторов развития экономики султаната, закрепленный в программе Vision 2040.

А теперь к цифрам. По данным Всемирного банка, по итогам 2023 года Оман признан 66-й экономикой мира, занимает 7-е место из 8 возможных по уровню экономического развития среди стран Персидского залива и 11-е из 17 — среди государств Ближнего Востока. 

Особый интерес для нас представляет факт того, что, как подчеркнул Николай Борисевич, в силу климатических и геологических особенностей только 1% земель в Омане пригоден для ведения сельского хозяйства. Финики — основная экспортная продовольственная позиция в этой стране. Здесь в основном развивают рыболовство и традиционные морские промыслы. Так почему бы белорусским сельхозпроизводителям не нарастить объемы поставок продуктов питания в эту ближневосточную страну?

Основу белорусско-оманского сотрудничества составляет торговля. Почти две трети общего внешнего товарооборота Омана приходятся на экспорт. В топ-20 наиболее импортируемых Оманом позиций (без учета углеводородов), по данным ITC Trademap, входят молоко и сгущенные сливки, пшеница и меслин, пальмовое масло, рис. Много завозят в Оман из-за рубежа коз.

Сегодня Беларусь в основном поставляет в Оман молочную продукцию (молоко и сгущенные сливки, молочную сыворотку), джемы, фруктовое пюре и др.

Директор Национального центра маркетинга, говоря об экспортном потенциале нашей страны на оманском рынке, отмечает среди наиболее перспективных товарных позиций и субпозиций молочную продукцию, добавляя к уже поставляемым товарам, приведенным выше, сухое молоко, сыр и молочные пасты, мясо (тушки кур и отруба крупного рогатого скота), яйца и др.

Новости по теме