Как правильно эксплуатировать торговое холодильное оборудование? "АнеромХолод"
- 17.05.2010 03:00
Специалисты компании советуют, как избежать ошибок при эксплуатации оборудования
При приобретении любого холодильного оборудования каждый покупатель получает технический паспорт, инструкцию по эксплуатации и, как минимум, устный инструктаж от продавца, но «умные» книжки кладутся в стол бухгалтерии, услышанные слова забываются и начинается реальная жизнь оборудования, обычно далекая от той, что предусмотрена изготовителем, стандартами, правилами и т. п.
В. Новиков, главный инженер ТЧУП «АнеромХолод»
Самое обидное во всем этом, что возникающие проблемы с оборудованием у пользователей и выдвигаемые ими претензии к продавцам во время гарантийного срока и к обслуживающим организациям в последующий период повторяются с пугающей одинаковостью и регулярностью из года в год.
В 99 % случаев проблемы возникают из-за нарушений норм и правил эксплуатации оборудования пользователями:
– перегрузка охлаждаемых объемов хранимой продукцией;
– отсутствие регулярного технического обслуживания, необходимого даже в гарантийный период;
– использование некачественных подводящих электросетей;
– превышение допустимой окружающей температуры;
– отсутствие необходимой вентиляции в местах расположения холодильных агрегатов с воздушным охлаждением;
– попытки использовать имеющееся оборудование в режимах, не предусмотренных заводами-изготовителями.
Продавцы продовольственных товаров с удивлением узнают, что холодильные витрины должны использоваться только лишь для кратковременной экспозиции продукции, требующей пониженной температуры хранения, и никак не могут служить «хранилищем», хотя правила торговли продовольственными товарами, созданные еще в советские времена, никто не отменял и не упрощал. По окончании работы магазина продукция из витрин должна убираться в холодильные камеры и шкафы, витрина выключается и в ней производится уборка.
Включаться холодильные витрины должны не менее чем за час до выкладки товаров, для того чтобы в охлаждаемом объеме установился требуемый температурный режим. Товары должны поступать предварительно охлажденные из холодильных камер и шкафов, а не «с колес», как часто бывает, в связи с тем, что для перевозки очень редко используется специальный изотермический транспорт, да и поставщики товаров грешат несоблюдением сохранения требуемой температуры поставляемой продукции. Нарушение этих требований приводит к повышению нагрузки на компрессор холодильного агрегата, чрезмерному потреблению электроэнергии, увеличению выделяемого тепла, увеличению необходимого времени непрерывной работы компрессора для достижения установленного температурного режима в витрине, «теплая» продукция заставляет витрину быстрее терять достигнутый холод, уменьшается время отстоя компрессора, ухудшается соотношение цикла «включен/выключен» — и далее по кругу. В результате даже самая надежная техника приходит в негодность, часто не выдерживая заявленных производителем гарантийных сроков, не говоря о расчетном времени службы не менее 5…7 лет (среднеевропейский срок обновления холодильного оборудования).
Выкладка продукции в витринах — это отдельный разговор: со времен тотального дефицита продуктов неистребимо желание торгующих выставить напоказ изобилие предлагаемого товара. В витринах высятся вплоть до светильников «эвересты» колбасы, сосисок и сыров, «берлинскими стенами» благодаря упаковке «тетрапак» выстроена молочная продукция, всего много, все красиво, но… следует телефонный звонок на службу сервиса: «В витрине нет холода, портится продукция, спасайте!!!». А дело в том, что при такой выкладке холода быть не может в принципе:
– во-первых, физику не победить: холодный воздух тяжелее теплого, холод вверх не идет сам;
– во-вторых, при сплошном завале на экспозиционных поддонах холоду от испарителя витрины идти некуда, нарушается аэродинамика работы витрины;
– в-третьих, компрессор работает без отключения, так как по датчику в охлаждаемом объеме «тепло»;
– в-четвертых, из-за отсутствия теплообмена в испарителе хладагент не испаряется полностью, охлаждает сам себя, конденсируется и поступает в компрессор в виде жидкости;
– в-пятых, попытка компрессора прокачать через себя уже жидкий хладагент приводит однозначно к его гибели: нельзя сжать несжимаемое — разрушаются клапаны или даже полностью шатунно-поршневая группа (ШПГ);
– в-шестых, если случай не сильно запущенный, то от повышенной нагрузки на ШПГ выходит из строя электродвигатель компрессора, не выдерживает долговременного перегрева обмоток, что приводит либо к пробою изоляции обмотки на корпус компрессора, либо к межвитковому замыканию, что однозначно выводит компрессор из строя.
Избежать перечисленные неприятности можно, если соблюдать уже упоминавшиеся правила торговли:
– во всех витринах должен быть указан «уровень холода», выше которого нет охлаждения продукции;
– категорически запрещено загромождать испаритель витрины, выкладывая продукцию;
– продукты должны выкладываться с промежутками, чтобы не препятствовать проходу охлажденного воздуха от испарителя между продуктами к воздухозаборнику, который обычно расположен в носовой части витрины;
– отверстия воздухозаборников должны быть всегда свободны и т. д.
Отношение пользователей к торговому холодильному оборудованию вызывает в большинстве случаев только сожаление: в агрегатных отсеках витрин чего только нет: обрывки бумаг, ценники, упаковочные пакеты, пыль, мусор. Все это притягивается к конденсаторам, препятствует нормальному теплообмену, нарушает условия конденсации хладагента вплоть до заклинивания крыльчатки вентилятора конденсатора. В результате — перегрев компрессора и т. д. Зачастую даже ежемесячное техническое обслуживание сервисными предприятиями не спасает от этой беды.
Ясно и понятно стремление пользователей сэкономить на оплате за регулярное техническое обслуживание. Зачем платить, если и так все работает? В этом и скрыты «подводные камни» будущих немалых затрат: здесь как в медицине: дешевле и легче принять профилактические меры к «болезни», чем потом прибегать к «хирургическому вмешательству» и последующему длительному реабилитационному периоду.
Все вышеперечисленные причины выхода холодильной техники из строя не могут рассматриваться как гарантийные претензии, так как не являются заводскими дефектами оборудования и возникают только лишь из-за нарушений норм и правил эксплуатации.
Первоначальная экономия владельцев торговых предприятий на приобретаемом холодильном оборудовании (нам бы чего попроще и подешевле) в конце концов приводит к регулярным убыткам от порчи продукции, перерасходу электроэнергии, регулярным ремонтам и покупке дорогостоящих комплектующих, без которых оборудование не может работать. Любая поломка приводит к снижению товарооборота (опять убытки), так как торговое холодильное оборудование является сложным многокомпонентным техническим устройством, и грамотный ремонт занимает немалое количество времени. Необходимо не только найти и устранить неисправность, но и проанализировать причины ее возникновения и исключить их при дальнейшей эксплуатации.
Иначе как халатностью не назовешь пренебрежение пользователей холодильной техникой современными устройствами защиты, контроля и автоматики управления режимами работы холодильных машин. Любое упрощение в схемах на первый взгляд не приносит вреда: ведь работает же и так. Да работает, но как работает? Как долго проработает? Что произойдет при возникновении нештатной ситуации? Во что обойдется ремонт? Наверное, лучше будет, если защитные устройства отключат дорогостоящее оборудование на время перебоев в питающей сети или при утечке хладагента, чем сгорит или заклинит мотор-компрессор, являющийся «сердцем» любой холодильной машины. Эти же устройства должны быть просто необходимыми с точки зрения соблюдения элементарных требований техники безопасности, так как движущей силой для любого оборудования является электроэнергия, требующая очень уважительного к себе отношения во всех смыслах.
Окружающие условия при эксплуатации холодильной техники требуют специального внимания. В современных торговых залах имеется большое количество разнообразного оборудования. Все, что включено в розетку, при работе выделяет большое количество тепла. Современные продукты требуют все более жестких и различных температурных условий для сохранения сроков реализации, что требует наличия более мощного и разнообразного холодильного оборудования, которое будет выделять еще больше тепла. Уже сегодня практически нет магазинов, не оснащенных мощными кондиционерными установками, которые даже в природных условиях Республики Беларусь эксплуатируются более шести месяцев в году. Торговые предприятия начали осознавать, что создавая комфортные условия для покупателей, они осуществляют заботу и о собственном персонале, который вынужден трудиться в этих условиях в течение смены, и, как это ни парадоксально, помогают снизить энергетические и материальные затраты на обеспечение нормальной работы холодильного оборудования, повысить его надежность и продлить срок службы.
Хотя и кондиционирование не является панацеей. В этой сфере, как в принципе и во всем, следует обращаться к профессионалам. Недостаточно просто установить мощный кондиционер, необходимо учесть массу конкретных факторов, присущих каждому конкретному торговому залу:
– конфигурацию помещения;
– размещение оборудования, которому противопоказаны внешние воздушные потоки;
– количество и размещение рабочих мест: нельзя допускать долговременное нахождение персонала в постоянном воздушном потоке от кондиционера;
– количество покупателей в различное время суток;
– наиболее вероятные пути движения покупателей;
– места возможного массового скопления покупателей: расчетные узлы, отделы товаров повышенного спроса и т. д.;
– размещение источников постоянного выделения тепла и их мощности.
Только принимая во внимание и учитывая все это, можно производить выбор необходимых типов кондиционерного оборудования и схем его размещения.
Нельзя забывать и о том, что кондиционер не может заменить собой вентиляцию, никакой прохладный воздух не спасет, если в нем не хватает кислорода и им нельзя дышать. Поэтому проблему необходимо решать в комплексе: вентиляция и кондиционирование.
Агрегатные помещения холодильных камер торговых предприятий в основной массе не рассчитаны на размещение мощных холодильных машин с воздушным охлаждением. Перспектива развития торговых предприятий однозначно ведет к росту требуемых «холодильных» мощностей, что неизбежно увеличит производство тепла холодильными агрегатами и усугублению проблемы вентиляции. Прямое решение задачи — вынос конденсаторов за пределы зданий — помогает, но не всегда: многие магазины расположены в жилых домах, и возникает проблема «промышленного» шума. Существуют конденсаторы с малошумными вентиляторами, но они более громоздкие и более дорогостоящие, чем обычные, и возникают проблемы с размещением их на стенах: необходимы защитные ограждения, так как высоко не поднимешь: выше — окна жильцов.
Выход: восстановление существующих систем вентиляции, предусмотренных проектами зданий, так как из-за ненадобности в прошлом эти системы либо заглушены, либо разрушены.
Самая большая проблема с вентиляцией, размещением оборудования возникает в тех случаях, когда под торговлю продовольственными товарами пытаются приспособить помещения, которые никак не предназначались для этих целей, например, подвалы, подъезды, бывшие промтоварные магазины. Совет для желающих это сделать: нужно очень крепко подумать, пригласить профессионалов для консультаций, оценить физические, технические и финансовые возможности для реализации такого проекта. И только потом можно принимать решение. Тогда впоследствии не будет «мучительно больно» за бесцельно потраченные время и средства.