Продолжение. Второй Международный форум по информационным технологиям в торговле "Торг ИТ-2011"
- 30.11.2011 03:00
Специалисты ведущих IT-компаний, представители торговли, госорганов, высшего менеджмента и ритейла рассказают об опыте внедрения инновационных технологий в торговле.
Управление оптовым складом с использованием wi-fi технологии
Автоматизированная система управления оптовым складом разработана IBA на платформе ERP II Microsoft Dynamics AX с использованием мобильных терминалов сбора данных (ТСД) и принтеров этикеток штрих-кода. Для обмена данными между ТСД и ERP установлена постоянная беспроводная связь. Система внедрена на складах Брестского (1500 м2, 3 яруса хранения) и Минского (6000 м2, 6 ярусов хранения) транспортно-логистических центров РУП «Белтаможсервис».
Александр МИЛАЙ, Дмитрий ЛАЗАРЕВ, СП ЗАО «Международный деловой альянс» (IBA)
Высокая точность и оперативность управления складскими операциями достигается за счет применения штрих-кодирования для каждой товарной номенклатуры (с возможностью учета индивидуальных характеристик товара: цвет, размер, конфигурация и т. п.) и каждого объекта склада (проход, стеллаж, полка и ячейка).
Система обеспечивает on-line управление каждой складской операцией с контролем объектов склада и товарной номенклатуры путем вывода сообщений на экран ТСД. Вся информация о процессах, выполняемых операторами оборудования склада, выводится на экран монитора диспетчера.
Настройка топологии склада. Для упорядочивания размещения товара на складе система позволяет создавать ячейки, области и зоны хранения, которые определяют принципы автоматического размещения товара на складе при приемке. Заданная структура размещения товаров в совокупности с применением ТСД минимизирует время отгрузки. Регистрация закупок. В закупках содержится информация о сроках планируемого прибытия товара, его наименованиях, количествах и стоимости. Создание закупок производится в ручном режиме и путем импорта данных из файлов установленного формата.
Поступление товаров. Товары поступают на склады в коробах (гофроящиках), на паллетах (различных стандартов) и в виде негабаритных грузов. Для упрощения управления обработкой прибывающих грузов в системе предусмотрена форма «Обзор прибытия». С использованием этого мощного инструмента диспетчеру предоставляется возможность максимально быстро и просто разместить прибывающий товар согласно выполненной настройке топологии склада, напечатать ярлыки для маркировки товара и этикетки паллет, на которых он размещается. Задание на приемку может оформляться как индивидуально, так и по нескольким закупкам одновременно. После маркировки груза и паллет и получения задания на приемку сотрудник склада принимает поступивший товар по количеству и качеству, параллельно регистрируя данные в системе с использованием ТСД — на экране ТСД отображается остаток непринятого товара, что существенно облегчает процесс приемки и позволяет уменьшить количество ошибок.
После завершения приемки товара диспетчер производит обработку прибытия: система проверяет данные, введенные при приемке, подбирает места хранения для поступившего товара и создает задания на транспортировку паллет с товаром с выводом их на экраны ТСД складского персонала.
Обработка транспортировок приемки. В зависимости от типа используемого грузоподъемного оборудования система может формировать два типа транспортировок паллет:
• из зоны приемки — в ячейку хранения; • из зоны приемки — к месту обмена (трансферу — при использовании узкопроходной техники) и из трансфера — в ячейку хранения. Система позволяет диспетчеру задать операторам складского оборудования две стратегии обработки транспортировок: • ручной режим: оператор из списка на экране ТСД сам выбирает наиболее удобную для обработки паллету, считывает ее штрих-код, а система выводит на экран ТСД адрес ячейки, куда необходимо ее доставить; • автоматический режим: система на экране ТСД указывает оператору, какую именно паллету необходимо забрать, и адрес (трансфера или хранения), по которому необходимо ее переместить.
Оператор считывает штрих-код паллеты и, по доставке, штрих-код ячейки назначения — система в on-line режиме контролирует правильность исполнения операции. В случае обнаружения ошибки на экран ТСД выдается сообщение об ошибке и предложение по исправлению.
Обработка приходных накладных. При приемке товара в системе создаются приходные ордера с автоматическим расчетом себестоимости товара и распределением накладных расходов согласно настройке. Регистрация заказов на отгрузку. В заказах содержится информация о сроках планируемой отгрузки товара, его наименовании, количестве и стоимости. Создание заказов производится в ручном режиме и путем импорта данны
Регистрация заказов на отгрузку. В заказах содержится информация о сроках планируемой отгрузки товара, его наименовании, количестве и стоимости. Создание заказов производится в ручном режиме и путем импорта данных из файлов установленного формата. Создание заказов из файлов может производиться в автоматическом режиме с созданием распоряжений на отгрузку со склада.
Создание отгрузок и маршрутов комплектации. Система позволяет объединять заказы в отгрузки и задавать порядок их загрузки в транспортное средство. После создания отгрузок диспетчер склада производит резервирование отгружаемого товара в ячейках хранения и создает маршруты комплектации (приоритет маршрута, последовательность ячеек отбора с наименованиями и количествами товаров) и задания на транспортировки. После активирования заданий диспетчером склада они отображаются на экранах ТСД и доступны к выполнению персоналом склада.
Обработка маршрутов комплектации и транспортировок отгрузки. Если в системе активировано несколько маршрутов комплектации с одинаковым приоритетом, оператор склада выбирает маршрут самостоятельно и регистрирует на ТСД начало его выполнения. Обработка транспортировок отгрузки производится следующими способами:
• из ячейки хранения — в зону отгрузки; • из ячейки хранения — до трансфера и из трансфера — в зону отгрузки; • из ячейки хранения — на место комплектации (при наличии узкопроходной техники — с транспортировками через трансферы) и из места комплектации — в зону отгрузки (при необходимости — с упаковкой отобранных товаров); • при необходимости осуществляется возврат разукомплектованных паллет в ячейки хранения (расчет оставшегося на паллете количества товара осуществляется автоматически при отборке).
Система автоматически в on-line режиме отслеживает правильность выполнения последовательности операций маршрутов и транспортировок отгрузки по местам хранения и обработки паллет и обрабатываемые наименования и количество товаров c формированием сообщений на экраны ТСД и выводом информации о ходе всех операций на экран монитора диспетчера склада.
Создание расходных и транспортных накладных. После завершения складской обработки товара в системе регистрируется расходная накладная и создается транспортная накладная c автоматическим применением установленных для клиента цен и скидок. Транспортная накладная содержит все необходимые данные для печати товаросопроводительных документов.
Разработанная IBA-система обеспечивает:
• рациональное использование складских площадей за счет оптимизации размещения товаров; • повышение оперативности работы сотрудников склада и снижение эксплуатационных расходов на приемку, размещение, хранение, комплектацию, упаковку и отгрузку; • существенное сокращение бумажного документооборота при осуществлении складских операций; • получение оперативной отчетности о наличии и движении товарных запасов.
Защита инвестиций при автоматизации торговых объектов
В настоящее время в РБ очень высоки темпы роста рынка розничной торговли, это связано с отмиранием нецивилизованных форм торговли (рынки, ларьки, лотки и т. д.), привлекательностью розничного бизнеса, в первую очередь за счет быстрой оборачиваемости средств. Приход иностранных торговых операторов (в том числе российских и украинских) привел к резкому росту конкуренции в борьбе за покупателя. На этом фоне происходит бурный рост торговых сетей, сопровождающийся процессами их слияния, поглощения и объединения в торговые пулы. Это объясняется тем, что сетевая форма торговли сама по себе является конкурентным преимуществом перед автономными магазинами. Но наряду с преимуществами новый собственник с минимальными затратами должен решить и проблему интеграции новых торговых объектов в существующую систему управления, а это и оборудование от разных поставщиков и производителей, различное ПО, установленное в разных торговых объектах и т. д.
Евгений ЛАПШИН, ООО «БелКристаллСервис»
Для решения этой задачи ООО «БелКристаллСервис» предлагает уникальную в РБ систему управления торговым процессом SETRetail, которая успешно эксплуатируется на предприятиях розничной торговли Беларуси более восьми лет. В то же время в России, где рынок ритейла наиболее развит и насыщен SETRetail, используется в семи из TOP-10 крупнейших розничных сетей. Что же позволило занять SETRetail такие позиции и стать отраслевым стандартом?
Основным моментом необходимо выделить подход при разработке СУ SETRetail. А именно: полное понимание задач, которые стоят перед фронт-офисом и реализация ВСЕГО необходимого функционала для решения данных задач в единой системе.
Именно такой подход обеспечивает защиту инвестиций, вложенных в автоматизацию, ведь основные средства расходуются на торговое оборудование (POS-терминалы, весы, сканеры и др.), обучение персонала работе на нем и программное обеспечение, которое позволило бы эффективно использовать это оборудование. А все это является неотъемлемой частью торгового процесса предприятия.
Основные преимущества системы SETRetail, благодаря которым достигается защита инвестиций, вложенных в автоматизацию объектов розничной торговли:
• Управление ВСЕМ торговым оборудованием (POS-терминалы, весы, термопринтеры, инфокиоски, эл. ценники); • Универсальная совместимость с любым торговым оборудованием (поддержка большинства моделей кассового, весового и др. оборудования, регламентированный механизм стыковки с любым новым ТО, стыковка через OPOS-драйвера); • Универсальная совместимость с любой товароучетной системой (1С-7, 1С-8, SAPR/3, Axapta, LS-Trade, «Ветразь», «Формуляр», «Галактика» и др. регламентированный механизм обмена данными посредством файлового обмена (xml, txt, dbf), COM-объектов, БД); • Функциональная наполненность: программы лояльности любой сложности, удаленное управление и мониторинг работы ТО (благодаря долгосрочной работе с крупнейшими ритейлерами); • Высочайшая надежность и сбоеустойчивость; • Масштабируемость и тиражируемость (централизация и реализация всего функционала вне зависимости от масштаба сети); • Наличие процессингового центра. Компания «БелКристаллСервис» также предлагает уникальную систему событийного видеоконтроля кассовых операций SETPrismaPredict, которая автоматически выявляет нарушения, совершаемые на расчетно-кассовом узле. Пользователю остается только просмотреть отобранные SETPrismaPredict эпизоды возможных хищений, операционных ошибок и нарушений кассовой дисциплины. Работать с SETPrismaPredict может любой сотрудник, даже не имеющий специальной подготовки. Интерфейс системы прост и интуитивно понятен. Видеоролики со всеми подозрительными эпизодами снабжены пояснениями. Пользователю остается только подтвердить или опровергнуть сделанные системой выводы.