Три слагаемых эффективных инвестиций в производственное оборудование

Дмитрий ТРОЦКИЙ
Дмитрий ТРОЦКИЙ
Директор ООО «Альфамилк»

Сколько денег планировать на техническое перевооружение, модернизацию, инновационный проект? Как из широкого спектра доступных предложений выбрать максимально подходящее для решения конкретных задач? Почему тщательно просчитанный бизнес-план не всегда срабатывает? Об эффективности инвестиций, задачах, которые можно решить в рамках технического перевооружения, и не только «Продукт.BY» поговорил с директором ООО «АльфаМилк» (представительство ООО «Вздухоторг») Дмитрием ТРОЦКИМ.

Один из основных показателей эффективности инвестиций — время окупаемости проекта. Любой инвестор хочет как можно быстрее вернуть вложенные деньги и получать прибыль. Важно также, чтобы при этом срок службы установленного оборудования соответствовал поставленным задачам, был максимально долгим. Ведь можно вложить деньги в модернизацию, в расчетный срок возместить затраты, но уже через год столкнуться с необходимостью новых вложений, потому что технический ресурс оборудования будет исчерпан.

Адекватная цена, сервис и кооперация

С учетом этого, можно выделить три важнейших условия эффективности инвестиций: адекватная поставленным задачам цена оборудования, высокий уровень сервиса и максимальное привлечение для удешевления проекта местных ресурсов. На данный момент проектирование, адаптация проекта и многие конструкторские решения делаются специалистами Республики Беларусь, а производственная база для основного оборудования находится в Словакии.

Последнее не только напрямую влияет на цену оборудования, но и создает возможности за счет кооперации между поставщиком оборудования и страной, куда оно поставляется, развивать и укреплять сотрудничество. Такая инвестиция интересна не только сама по себе, но и создает дополнительную выгоду — новые рабочие места.
Однако просто продать оборудование — недостаточно. Сервис на всех этапах, начиная с момента подбора оборудования, его установки, наладки и заканчивая гарантийным и постгарантийным обслуживанием, ремонтом, запасными частями, — очень важный фактор эффективности инвестиций и полноценного долговременного партнерства. Многие крупные европейские производители оборудования для пищевой промышленности не смогли закрепиться на белорусском рынке, потому что не организовали хорошего сервиса для поставляемого оборудования.

Платим за надежность, ждем отдачи

И все же вопрос цены всегда стоит на первом месте. Однако ответ на него далеко неоднозначен. В условиях ограниченного финансирования решение о покупке оборудования того или иного производителя должно быть исключительно прагматичным. Партнерство с поставщиком, близким к реалиям белорусского рынка, работающим с наименьшими наценками, — это только первое условие.

Второе, но не менее важное, — проанализировать задачи, имеющиеся ресурсы, оценить рыночную ситуацию и выбрать оборудование с учетом всех исходных данных. Важно также учесть дополнительные затраты на обслуживание в течение всего срока жизни оборудования, основываясь на характеристиках надежности оборудования и стоимости сервиса. В этом производственникам, безусловно, необходимы квалифицированная помощь, грамотная консультация.

Комплексная оценка эффективности инвестиций с помощью независимых консалтинговых компаний — в Беларуси явление очень редкое. Поэтому профессиональный технический консалтинг, основанный на широком практическом опыте, дополненный ясными экономическими выкладками, обоснованием затрат, становится весомым конкурентным преимуществом при выборе поставщика оборудования.

Судя по проводимым тендерам, запросы на покупку очень дорогих и при этом необязательных единиц оборудования очень часты.

Компания «АльфаМилк» предоставляет своим партнерам честный, открытый и всесторонний анализ рыночного предложения для оптимального комплектования производственных линий, покупки отдельных узлов и агрегатов. Мы работаем со всеми поставщиками и предлагаем различный уровень оснащения производств. Наши специалисты всегда исходят из того, что есть вещи, на которых нельзя экономить, и есть некоторые дорогостоящие позиции, которые можно абсолютно безболезненно заменить на недорогие аналоги.

Если говорить более предметно, то, понимая свои задачи, с самого начала необходимо определить, в каком ценовом сегменте искать необходимое оборудование. Подход здесь довольно прост: оборудование, на котором не заработаешь больших денег (небольшие экспериментальные линии для производства продуктов с неопределенными рыночными перспективами, дополнительных, побочных продуктов), может быть эконом-класса. Можно, например, остановиться на недорогих российских вариантах.

На оборудовании для производств, которые будут приносить основную прибыль, работать с полной загрузкой изо дня в день долгие годы, а также на сложных наукоемких агрегатах экономить не следует. Все это должно быть высокопроизводительным, надежным и необременительным в эксплуатации. Такие установки не могут быть дешевыми по определению. Их нужно выбирать из предложений в среднем ценовом сегменте или выше среднего (много оборудования подобного уровня поставляют восточно-европейские производители из Польши, Словакии, Чехии, Германии, Швеции).

Сравним, например, сепараторы российского производства стоимостью 80 тысяч долларов и европейские за 250 тысяч. Последние прослужат 25 лет, а более дешевые, как показывает практика, — около восьми. Если еще учесть потери из-за остановки на ремонт дешевого и потому менее надежного оборудования, то выгода от его покупки полностью растворяется. Так что, сэкономив на такой покупке, можно очень серьезно прогадать.  

Сегмент премиум-класса, конечно, тоже можно рассматривать, но чаще всего это оборудование отличается не столько своими техническими характеристиками, сколько отделкой, особой эргономичностью, громким брендом.

Что, по-моему, действительно важно, но далеко не всегда учитывается при покупке оборудования,  — необходимый запас по мощности, определенный резерв с учетом перспективы развития и расширения производства.  

Конечно, особое внимание стоит обратить на то, что в современных реалиях заинтересованному покупателю очень сложно приобрести дорогое оборудование при наличии более дешевого предложения. Но здесь, кроме как проводить диалог с вышестоящими инстанциями и доказывать эффективность предпочтительного поставщика, ничего не остается.

Основные фонды обеспечивают гибкость

Для Беларуси актуально также разделить инвестиции в производство биржевых и небирживых продуктов. Оценивать их эффективность нужно с  разных позиций. По главным сырьевым позициям, таким как СОМ, сыр, масло, сухая сыворотка, Беларусь, с одной стороны, контролирует большую долю рынка, с другой — очень чувствительна к изменению конъюнктуры.

Поэтому для крупных производителей крайне важно иметь возможность быстро переключаться с одного на другое, в зависимости от рыночной ситуации и динамики цен. Производства масла, сыра и сушка должны гармонично сосуществовать, обеспечивая мобильность. Они сегодня — необходимые основные фонды любого серьезного завода. И  оборудование для их производства с запасом мощности должно быть у любого предприятия. Исходя из этого определяется их эффективность.

По специальным видам сыра (в частности, по сырам с плесенью), творогу, йогуртам нужно правильно принимать решения из расчета новизны, положения на российском рынке. Мы должны понимать, что он развивается семимильными шагами, и всегда помнить об этом, принимая решения об инвестициях. Нам нельзя терять темп.

Поэтапная модернизация

При грамотном подходе всегда можно изыскать резервы для развития и перехода на новый технологический уровень. В качестве такой возможности мы предлагаем концепцию поэтапного технического перевооружения. Данный подход обеспечивает 100%-ное использование существующего оборудования; внедрение каждого нового участка является частью каждого последующего этапа модернизации; каждый этап модернизации должен обеспечивать повышение качества уже производимого продукта или возможность производства нового. Поэтапная модернизация имеет целью снизить инвестиционную нагрузку в связи с разбивкой этапов финансирования, а также уменьшить риски при организации производства новых продуктов; обеспечивать тенденции рынка с учетом его прогнозов.

Экономическая эффективность производства, а  значит, и вложенных инвестиций существенно повышается благодаря минимизации энергоемкости технологического процесса, снижению потерь, автоматизации, контролю и безопасности производственного цикла, возможности выпуска новых видов продукта.

Источник: Produkt.by