зимний фон

Как оборудовать кассовый узел

Кассовый узел — самая сложная и часто самая дорогостоящая часть информационной системы супермаркета. Именно на кассовом узле покупатель сталкивается с информационной системой магазина, и от того, как работает кассовый узел, может зависеть, придет покупатель еще раз или предпочтет другой магазин.

Как правило, информационная система кассового узла супермаркета состоит из следующих компонентов:

  • контрольно-кассовая машина;
  • чековый принтер;
  • сканер штриховых кодов;
  • клавиатура;
  • дисплей кассира;
  • дисплей покупателя;
  • денежный ящик.

Нередко к этому добавляются электронные весы для взвешивания овощей и фруктов и считыватель магнитных карт или банковский терминал для осуществления расчетов по пластиковым платежным картам.

Выбираем контрольно-кассовую машину

Первый вопрос, на который надо ответить, — что покупать: кассовый регистратор (ECR — Electronic Cash Register) или POS-систему (Point-of-Service)? В чем разница между кассовым регистратором и POS-системой?

Внешне работа POS-системы на кассовом узле супермаркета похожа на работу традиционного кассового регистратора: пробиваются покупки, размениваются деньги, дается сдача, печатаются чеки. Разница заключается в том, как собирается информация. POS-система собирает, обрабатывает и корректирует огромные объемы информации, что кассовому регистратору не под силу. Таким образом, она является мощным инструментом, который помогает управлять бизнесом. Кассовые регистраторы сегодня используются в основном в таких торговых точках, как маленькие магазинчики полуфабрикатов, кофейни, небольшие магазины подарков, антикварные и т. д. POS-системы же применяются в первую очередь там, где необходимы эффективный контроль за товарными запасами, отслеживание покупательского спроса, применение программ лояльности покупателей и т. п.

POS-система способствует увеличению продаж и прибыли, позволяет наладить эффективный контроль над товарными запасами и уменьшает операционные издержки. Это та выгода, которую можно получить в течение первых нескольких месяцев автоматизации. Прибыль многих предприятий составляет 10–20 %.

POS-система имеет более высокую производительность по сравнению с кассовым регистратором и дает возможность обслужить большее количество покупателей в единицу времени. Кроме того, POS-система позволяет точно знать, что покупают в вашем магазине, планировать почтовые рассылки и специальные акции по продвижению товаров и т. п. POS-система дает возможность быстро и эффективно реагировать на поведение покупателей.

Следует отметить, что в магазине с кассовым регистратором кассир может пробить товар по той цене, по которой захочет, а POS-система требует ввода штрихового кода. Это защищает прибыль предприятия и кошелек покупателей от недобросовестных кассиров.

POS или не POS?

Второй вопрос — покупать ли специализированное POS-оборудование или строить POS-систему на базе стандартного персонального компьютера?

Почему такой вопрос вообще возникает? Потому что многие считают, что система на базе персонального компьютера будет стоить дешевле.

Сделаем небольшое отступление и разберемся в терминологии. В Беларуси к POS причисляют системы на базе стандартного персонального компьютера с подключенными к нему чековым принтером, денежным ящиком, дисплеем покупателя и прочей кассовой периферией. На профессиональном языке такие системы называются PCCD (PC Cash Drawer — буквально переводится как «персональный компьютер с денежным ящиком»). В дальнейшем будем придерживаться такого термина.

Теперь вернемся к вопросу о стоимости. Да, действительно, стоимость PCCD-системы ниже, чем POS. Но ведь бюджет супермаркета обычно рассчитывается на пять лет, поэтому стоимость приобретения — это только одна из статей пятилетнего бюджета. Помимо нее есть такие статьи бюджета, как стоимость обслуживания, стоимость обновлений, затраты на обучение персонала и т. д. Поэтому при сравнительной оценке стоимости различных систем принято применять такой показатель, как совокупная стоимость владения, который рассчитывается из периода эксплуатации системы в течение пяти лет. Сравнительный анализ совокупной стоимости владения POS- и PCCD-системами показывает (здесь можно сослаться на аналитический отчет IDC, проведенный в 2011 году), что в общем случае совокупная стоимость владения POS-системой примерно на 25 % меньше, чем PCCD. К тому же PCCD-система эксплуатируется пользователями не более пяти лет, а POS-система — в среднем семь-восемь лет, но нередки случаи ее эксплуатации в течение 10 лет и более.

POS-системы делятся на два класса: моноблочные и классические. Сегодня производители моноблочных POS-систем позиционируют их для предприятий быстрого питания, кафе и ресторанов, для оте­лей и небольших специализированных магазинов. Они оснащены сенсорными экранами, дизайн моноблочных POS-систем в последнее время стал достаточно стильным и компактным. В классических POS-системах системный блок представляет собой отдельное устройство, к которому подключаются разнообразные периферийные устройства. Это позволяет строить POS-системы точно в соответствии с требованиями заказчика.

В супермаркетах чаще всего применяется дисперсная компоновка POS-системы. В этом случае узлы системы располагаются на кассовом прилавке отдельно друг от друга. Для получения максимальной производительности все узлы POS-системы (кроме системного блока и дисплея покупателя) нужно размещать между кассиром и покупателем, таким образом достигается фронтальная посадка кассира.

Почему фронтальная компоновка POS-системы приводит к повышению производительности работы кассира и пропускной способности кассового узла? Ответ можно найти в том же исследовании лаборатории Human Factors Engineering. Все движения, которые кассир совершает в процессе обслуживания покупателей, описаны в таблице. Как видно, наибольшего времени требует операция «поворот на 45 градусов». При моноблочной компоновке POS-система расположена справа или слева от кассира. Поэтому кассиру, чтобы выполнить действия на клавиатуре или проконтролировать свои действия на мониторе, нужно повернуться направо или налево. Плюс ко всему в это время кассир теряет визуальный контроль за покупателем. Недобросовестный покупатель может этим воспользоваться и, к примеру, положить в накопитель кассового прилавка к уже отсканированным товарам какой-либо товар из своей корзины или тележки, что приведет к материальным потерям магазина. Фронтальная компоновка POS-системы лишена этих недостатков, а выигрыш во времени, который она дает за счет сокращения лишних движений кассира, позволяет дополнительно обслужить на кассовом узле от трех до 10 человек за смену.

Что значит дополнительно обслужить трех покупателей? Давайте посчитаем это на примере сети из 20 супермаркетов, в каждом из которых установлено в среднем по восемь кассовых узлов, а средняя стоимость чека равна 60 000 рублей:

3 покупателя x 60 000 руб­­лей x 8 касс x 365 дней x 20 магазинов = 10 512 млн рублей.

Иными словами, только такой фактор, как компоновка POS-системы, может увеличить валовой доход сети супермаркетов примерно на 1 млн долларов.

Программное обеспечение POS системы

Для того чтобы POS-система выполняла необходимый набор кассовых операций, нужно установить специальное программное обеспечение, правильный выбор которого очень важен. Вот только минимальный набор функций, которые должна уметь выполнять кассовая программа:

  • различные способы регистрации покупки: по штриховому коду; по коду, вводимому с клавиатуры; по артикулу; по «горячей клавише»; из списка товаров;
  • отмена товарной позиции в процессе формирования чека;
  • изменение товарной позиции (количество, цена, скидка);
  • работа с отложенными чеками;
  • регистрация возврата товара, включая печать этикетки на возвращенный товар;
  • работа с мягкими чеками;
  • реализация разнообразных дисконтных схем: на сумму чека; по дате/времени продажи; на количество товара; Mix&Match; по способу оплаты, например работа с купонами; по дисконтной карте;
  • операции внесения и инкассации платежных средств;
  • возможность получения информации об остатках товаров в режиме online;
  • поддержка мультивалютных расчетов;
  • авторизация пластиковых платежных карт с магнитной полосой и СМАРТ-карт;
  • обмен данными с центральной системой: в режиме реального времени; в пакетном режиме;
  • возможность работы при временном отсутствии связи с центральной системой;
  • наличие системы разграничения доступа к кассовым операциям;
  • возможность удаленного мониторинга за действиями кассиров;
  • режим оповещений кассиров;
  • развитые функции печати: печать дополнительных документов (счета, гарантии и т. п.); печать купонов; печать копии чека; печать штриховых кодов на документах для их последующей обработки; формы печатных документов должны быть легко настраиваемыми;
  • возможность вывода на дисплей покупателя рекламной информации;
  • сбор маркетинговой информации о покупателях;
  • взаимодействие с внешними системами, такими как: электронные POS-весы; специализированные ручные компьютеры; системы видеонаблюдения за действиями кассиров.

Как видно, список большой, но этот факт отражает общую тенденцию усложнения информационных систем для расчетно-кассовых узлов супермаркетов в последние годы. Эта тенденция проявляется и в том, что многие ведущие производители POS-систем вместо термина Point-of-Sale (расчетный узел) все чаще и чаще используют термин Point-of-Service (место предоставления услуг).

«ИС супермаркета»

POS-терминал Viki POS, в Гос. реестре КСА и СКС до 2024 г.

POS-терминал Wincor Nixdorf Beetle/M II plus, в Гос. реестре КСА и СКС до 2024 г.