Стоит ли бояться сырного продукта?

Продукция ближнего зарубежья и иностранных фирм зачастую содержит заменители молочного жира.

Специалисты рынка с прискорбием замечают, что в магазинах преобладает продукция ближнего зарубежья и иностранных фирм, которая зачастую содержит заменители молочного жира: за красивой этикеткой с надписью сыр скрывается сырный продукт. Тем временем натуральный, настоящий сыр пылится на складах, сообщает DairyNews.ru.

Чем опасен сырный продукт?

ГОСТ Р 52738-2007 описывает сыр как молочный продукт, а сырный продукт как молокосодержащий продукт, изготовляемый по технологии сыра. Разница между молочныим и молокосодержащим продуктом большая. Молочный продукт производится из молока и его составных частей. Молокосодержащий же продукт только частично содержит молоко (не менее 20% по сухим веществам), остальное составляют немолочный жир и немолочный белок. А любой растительный жир подвергается ряду обработок: переэтерификация, гидрогенизация, дезодорация, фракционирование. После них он становится химически активным. Попадая в организм человека, жир начинает вступать в реакцию с клетками, разрушая ткани, воздействуя на нервную, сердечную и иммунную систему, а главное на репродуктивную функцию мужского и особенно женского организма. Для детей такая продукция крайне опасна.

Заботясь о здоровье нации, весь цивилизованный мир уже отказался от этого, и теперь с удовольствием предлагает это всё нам! А наши потребители в силу социальной незащищенности, иногда неграмотности, невнимательности к вопросам о здоровье, покупают более дешевый продукт с заменителями.

Зачем нужны вообще были заменители?

В 90-ые годы сельское хозяйство в нашей стране вошло в крутое пике: упало производство товаров потребления первой необходимости. Остро встала задача накормить людей, и огромные деньги стали поступать в ВУЗы, готовившие специалистов и технологов в области заменителей.

Предполагалось, что мера будет временной – лет на 5, на 6, пока наше сельское хозяйство не начнет вырабатывать достаточное количество продуктов. Но этого не произошло: фермы закрывались, объемы производства падали, цены на местное сырье росли.

Переработчики в таких условиях вынуждены были искать возможности для существования. Многие частично или полностью стали отказываться от наших производителей в пользу дешевого и стабильного сектора заменителей из- за рубежа. Участники рынка вспоминают, когда появились первые образцы сырного продукта на выставках, все возмущались: «Как вы можете это людям продавать! Как вы можете их травить!». Через год, уже 60% производителей предложили свои товары с заменителями.

Использование растительного жира, сои, сухого молока, по оценкам экспертов, позволяет снизить затраты на изготовление до 30%. Кроме того, выпускать натуральный продут нет смысла – в магазинах он лежит на одной полке с псевдо-натуральной продукций (на западе они разделены). До самостоятельной осознанной покупки наш потребитель еще не дорос – редкий случай, когда он интересуется составом, изучает этикетку. Ничто не мешает ему брать сыр по акции за 160 руб. за 1кг, между тем как на производство 1кг натурального сыра уходит около 10л молока. Не трудно подсчитать, сколько будет стоить при таком раскладе 1кг натурального продукта.

Народный контроль

Порядочный производитель в составе укажет растительный жир и на упаковке напишет «сырный продукт», но много ли таких? Интернет-сообщество обсуждает эту тему на форумах (к счастью, сознательные все-таки есть!) – делятся советами, как в домашних условиях проверить, есть лив сыре растительные жиры. Советуют, нарезать сыр тонкими кусочками и оставить на несколько часов при комнатной температуре. Если сыр немного подсох и покрылся сухой корочкой, скорее всего в нем нет растительных жиров. Маслянистые капельки – верный признак заменителей.

Этот способ некорректный, комментирует Антон Зюзин, директор ООО "РЦ-НИКА" (территориальное подразделение Звениговского городского молочного комбината в Нижнем Новгороде). Живой сыр содержит молочный жир и влагу, и маслянистые капельки в результате подсыхания – это нормальная реакция. И у масла так же.

В домашних условиях можно проверить масло сливочное, поместив его в холодильник. Спреды будут более мягкими, настоящее же масло твердое, нежно белого цвета, при нарезке будет крошиться в ломтики. А сыр в домашних условиях от эрзаца невозможно отличить, за исключением тех, которые делают 80-100% не из молока, а из смеси растительных жиров, сои и крахмала. У них и цена соответствующая – 120 рублей.

Современный фальсификат – это не только сверхдешевые сыры, но и премиальные зарубежные марки с высокой ценой. Проверить наличие растительных жиров в них можно только специальным прибором – люминоскопом.

Отличить сыр от сырного продукта на вкус под силу только профессиональному тестеру. Почувствовать мгновенно вред от растительного жира, как бывает при обычных пищевых отравлениях, невозможно, поэтому потребители продолжают покупать опасный сырный продукт. Устраивает ли нижегородцев качество сыра? Об этом газета «Обзор цен» решила расспросить начальника отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Татьяну Алексеевну Буркову.

Я как специалист должна заметить, что последнее время качество сыра оставляет желать лучшего. Однако со стороны потребителей таких жалоб к нам в Управление не поступало. Если будет обращение по поводу конкретного продукта, купленного в конкретном магазине, мы придем с проверками в этот магазин. Если лабораторные исследования подтвердят, что в составе сыра присутствуют компоненты, не указанные на этикетке, оштрафован будет прежде всего продавец. Он в порядке регресса может подать заявление на производителя. Если производитель находится на территории Нижегородской области, мы начинаем административное расследование в отношении производителя, либо передаем материалы в Управления Роспотребнадзора других областей. Каким образом контролируют качество продуктов в супермаркетах? Какие штрафы ждут производителя, не указавшего на упаковке подлинный состав продукта? Рассказывают представители крупнейших в нашем городе торговых сетей.

Наталья Замышляева, руководитель Отдела контроля качества АШАН Россия:

– Наша роль как ритейлера, прежде всего, заключается в том, чтобы предложить покупателю качественный товар. Следовательно, мы должны обеспечить условия для сохранения качественных характеристик товара от производителя до потребителя. Во всех наших контрактах с поставщиками написано, что поставщик гарантирует, что все поставляемые им товары соответствуют требованиям к качеству и безопасности, установленным законодательством Российской Федерации. Но мы не ограничиваемся условиями контракта. АШАН ответственная компания перед своими покупателями, поэтому мы делаем намного больше в области качества и безопасности, чем требует от нас законодательство. Например, аудит поставщиков, обучение поставщиков, лабораторный анализ пищевой и непищевой продукции, анализ рекламаций, информирование об изменении законодательства и консультация по внедрению и т.д.

Все полученные результаты мы отправляем поставщику, а это значит, что у него есть вся информация для того, что бы принять решение о необходимости, улучшать процессы, влияющие на качество продукции.

Работа с поставщиком начинается с аудита производства.

Широкий ассортимент товаров заставил нас расставить приоритеты.

Таким образом, с 2003 года, мы проводим аудиты поставщиков товаров под собственной торговой маркой, с 2007 года поставщиков продукции с коротким сроком годности.

Контроль товаров при приемке в магазинах АШАН осуществляется командой менеджеров

специалистов приемки, совместно с ветеринарным врачом для контроля качества животноводческой продукции и санитарным врачом магазина путем проверки соответствия всей необходимой документации поставляемых товаров.

Во всех гипермаркетах АШАН Россия действует программа «Гарантия свежести», которая направлена на то, чтобы дать возможность покупателю употребить продукт до окончания срока годности и недопущение нахождения в обороте просроченной продукции.

АШАН снимает с реализации товар за несколько дат до истечения срока годности, чтобы гарантировать потребителю свежесть и безопасность продукта.

Соблюдение цепочки холода. Каждый день, сотрудники АШАН проверяют уровень температуры во всех продуктах, как в момент поставки, так и на складе и на полках магазина. Чтобы внедрить эту систему во всех командах, все руководители по техническому оснащению прошли специальное обучение по продуктовому холоду

Регулярные проверки в магазинах. Составляется график проверок для скоропортящихся продуктов, которые осуществляются в независимых лабораториях.

В месяц проводится порядка 130 проверок в магазине:

температуры, уборки, смыв поверхности в цехах, дезинфекции в цехах и на складах, + проверки продуктов продаваемых в магазинах – будь то товары СТМ АШАН или других поставщиков, эти товары сдаются на лабораторный анализ не реже 2 раз в месяц по показателям безопасности, микробиологии, проводятся физико-хмические и органолептические испытания.

Безусловно, если производитель нарушает нормы качества, то к нему применяются самые строгие меры, вплоть до расторжения контракта. Однако, мы стараемся своевременно предупреждать ситуации, проводя проверки аудиты.

Дмитрий Груданов, директор Волго-Вятского филиала X5 Retail Group:

– До того как поспасть на наши полки продукция проходит многоступенчатый контроль качества. Например, что касается сливочного масла, еще до того, как заключить договор с поставщиком мы берем образцы масла и отправляем их на экспертизу в Россельхознадзор Нижегородской области для подтверждения указанных параметров и характеристик масла. К сожалению, много продукции приходится отбраковывать до попадания на полки, возвращать поставщикам. Только после этого качественное масло попадает к нам на полки.

В дальнейшем при первой жалобе покупателя на некачественное масло, мы сразу реагируем на заявление покупателя, изымаем остатки данной партии и отправляем ее образцы на экспертизу. Каждый случай для нас – ЧП, которое тщательно расследуется. В случае если экспертиза показывает, что продукт действительно не отвечает заявленным требованиям по качеству, данная партия возвращается поставщику и в дальнейшем решается вопрос о взыскании штрафа. Сумма может достигать нескольких тысяч рублей. Бывает, что мы разрываем сразу контракт с такими поставщиками.

По мнению экспертов, чтобы изменить ситуацию, необходимо активно поддерживать сельское хозяйство. В Нижегородской области, по данным регионального Минсельхоза, 70 молокоперерабатывающих предприятий больше чем на 70% обеспечивают регион молочной продукцией. Однако, как признаются, переработчики, своего сырья все равно не хватает.

Кроме того, натуральную продукцию нужно продвигать в магазинах, считают эксперты. Самое простое – выделить для нее отдельную полку. Это привлечет внимание покупателей и будет хорошим стимулом для местного производителя.