Вы здесь

«Спартак» на стайерской дистанции

Генеральный директор СП ОАО «Спартак» Олег Жидков неоднократно переносил сроки интервью для нашего издания. Понять его можно. За год (без малого) под его управлением фабрике пришлось многое менять, и времени на досужие беседы не хватало. А самое главное, важно было показать что-то с точки зрения Дела (освоить новые виды продукции, смонтировать и запустить анонсированные линии), а уж потом прибегать к Слову. Но в канун официального запуска линии по выпуску шоколадных батончиков нам удалось задать несколько вопросов руководителю «Спартака». Александр ГУСЕВ

  • Олег Николаевич, наверное, в этом формате нет смысла много спрашивать вас о славной истории гомельского «Спартака». Она известна и бесспорна. Но вот как можно охарактеризовать день сегодняшний?

Думаю, его можно охарактеризовать несколькими словами: поиск, движение, творчество.

Мы находимся в постоянном поиске нестандартных вариантов работы, которые позволят увеличить «Спартаку» долю присутствия на белорусском и зарубежном рынке. Здесь все приходится решать в комплексе. Например, мы конкурентоспособны на рынках ЕС по качеству, но из-за ряда таможенных пошлин наша продукция становится там дороже на 50 % и даже на 100 %. В итоге приходится пересматривать свои затраты и активнее работать с поставщиками: закупать сырье и упаковочные материалы, свято соблюдая золотой принцип «цена-качество».

В то же время нам пришлось провести ребрендинг некоторых наименований продукции «Спартака», чтобы иметь возможность продавать их буквально по всему миру. И, конечно, «Спартак» предложил ряд новинок, которые мне лично кажутся весьма интересными.

  • Можно как-то конкретизировать последнюю фразу?

Да, конечно…

Во-первых, мы выводим на рынок новую продукцию премиум-класса под брендом Impresso. Это — подарочные наборы шоколадных конфет с цельным и дробленым фундуком, 200-граммовые плитки шоколада с самыми разными начинками, а также бисквитные изделия. Во-вторых, «Спартак» предлагает новую линейку вкусов под маркой Lumiere. Это молочный шоколад, ягоды и нежный йогурт — в одной упаковке. Выпускается этот новейший для нашего рынка продукт методом one shot («один кадр»). Продукт характеризуют отсутствие консервантов, уменьшенная калорийность — с одной стороны и увеличенная биологическая ценность — с другой.

  • Но это же товары для совершенно разных потребительских групп?..

Совершенно верно. Мы не так давно провели обширное маркетинговое исследование и пришли к выводу, что пора не просто расширять, а принципиально обновлять и оптимизировать выпускаемый ассортимент. Не надо быть каким-то большим экспертом рынка, чтобы констатировать факт: продукция фабрики «Спартак» в основном популярна среди людей от 35 лет и старше. Молодежи нам особо нечего было предложить. Поэтому появление бренда Lumiere — отнюдь не случайность. Кроме того, мы установили и готовим к запуску новую линию по отливке продукции на основе нуги и карамели. Под неё разработана наша собственная рецептура. На автоматизированной линии Conbar будут выпускаться батончики, альтернативные известным маркам Mars, Snickers и Nuts, а также батончики мюсли для любителей здорового питания всех возрастов.

  • Сколько стоило это удовольствие?

Немало. Инвестиции на данном этапе модернизации «Спартака» составили 9 млн евро. Но игра, что называется, стоила свеч. Нам есть что предложить торговле и нашему потребителю. Причем не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами.

  • Давайте в связи с этим немного поговорим об экспортной стратегии… Как известно, в 2012 году она несколько отличалась от того, что происходит сейчас.

Я понимаю, о чем вы говорите. В общем, дело обстоит так. В плане объемов экспорта для «Спартака» вполне естественно на первом месте стоит Россия, второе место сегодня занял Азербайджан. А вот что касается рынков США и Канады, то мы, несмотря на расхожее выражение про то, что в одну реку нельзя войти дважды, вновь работаем там. При этом вышли на нормальную динамику. К концу года планируем превзойти прошлогодние показатели.

Кроме того, у нас сейчас неплохо выстроены деловые отношения с Монголией, Литвой, Украиной, Болгарией, Германией, Казахстаном.

Но, подчеркну, наибольшие внешнеторговые перспективы связаны с российским рынком. И, конечно, мы не забываем, что работаем в Беларуси, и хотим радовать и удивлять наших белорусских партнеров и рядовых потребителей.

  • И вопрос, без которого наше оптимистическое интервью было бы неполным. Нынешний год для многих отечественных производителей связан с печальной тенденцией: затаренными складами, падением продаж и т. д. Миновала ли вас эта горькая чаша или как?

Видите ли, я не готов прибегать к каким-то метафорам, образам из Библии и эмоциям. Мне ближе язык цифр. Итак, если прибегать к всезнающей статистике, то на 1 сен­тяб­ря 2013 года норматив складских остатков, исходя из среднемесячного объема производства на «Спартаке», составил 97,4 %. Для лета, когда продажи кондитерской продукции традиционно падают, это совершенно нормальный показатель.

  • Но если я правильно понял, на складах в августе оказался объем продукции, которую «Спартак» производит за месяц. Не многовато ли?

Посмотрите сами. В месяц мы продаем 2 тыс. тонн продукции. Но это в среднем. В зависимости от сезонности эта цифра может как уменьшаться, так и увеличиваться. Например, в новогодние праздники продажи «Спартака» достигают 3,5 тыс. тонн. А значит, на складе должен быть запас для формирования «новогодней программы». Скажу больше. В ближайшие месяцы наши складские запасы еще увеличатся. «Спартак» готовится к повышенному новогодне-рождественскому спросу.

Однако уже к 1 января 2014 года мы планируем выйти на уровень 86 % складских запасов в среднемесячном объеме производства.

А сегодня мы ведем поиск новых оригинальных решений и подходов в нашей повседневной работе. Безусловно, мы стремимся и к тому, чтобы получать максимальную отдачу на всех уровнях. Полагаю, этот путь перспективен для нашего предприятия.

На внутреннем рынке фабрика «Спартак» в розничной продаже занимает порядка 25 % в своем сегменте, производит около 250 наименований продукции. С учетом экспортно ориентированной стратегии предприятия, структура продаж выглядит следующим образом: 75 % продукции остается в стране, 25 % экспортируется.

Естественно, внешний рынок «номер один» для «Спартака» — это Россия, второй — Азербайджан. А далее идут США, Канада, Монголия.

По мнению О. Жидкова, в связи с вступлением России в ВТО рынок стал глобальным. И к тому же «Спартаку» «приходится вести в России более агрессивную борьбу как с лучшими европейскими производителями, так и с далеко не самыми достойными производителями третьих стран. Борьба идет за полочное пространство, где… многое зависит от нашей расторопности и способности предложить лучшие условия».

Читайте также
Где кроются резервы роста экспорта «сладкой» и «горькой» подотрасли? И правда ли, что фабрики «Коммунарка» и «...
Именно так, немного шутливо и по-футбольному, говорили многие из тех, кто посещал крупнейшую продовольственную...
Не все еще об этом знают, но в белорусской кондитерской отрасли грядут по-настоящему радостные, светлые события....
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
 

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.

*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.