ЖИДКОВ об импортозамещении, новых производствах и перспективных направлениях экспорта

Несмотря на санкционное давление, предприятиям «Белгоспищепрома» удается производить высококачественную продукцию, обновлять производства, наращивать экспортные поставки, а также выполнять другие показатели эффективности работы. Об импортозамещении, реализуемых проектах, а также о приоритетных целях и задачах на текущий год в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассказал председатель концерна «Белгоспищепром» Олег ЖИДКОВ.

 

— Олег Николаевич, расскажите, как сработали предприятия концерна в прошлом году? Удалось ли выполнить прогнозные показатели? Как в целом оцениваете результаты?

— Организации, которые входят в состав концерна, в 2022 году показали хороший результат и внесли достойный вклад в развитие экономики страны. Доведенные «Белгоспищепрому» показатели и задания были выполнены полностью.

Все предприятия концерна вышли на эффективную работу. Еще 1 января 2022 года в составе «Белгоспищепрома» было шесть убыточных предприятий.

По итогам работы в январе-декабре объем экспорта наших организаций составил 115% к уровню 2021 года. Конечно же, за рубежом востребованы наши сладости, плодоовощная продукция, алкогольные и безалкогольные напитки. Всегда есть повышенный спрос на сахар и соль. К слову, продукция ОАО «Мозырьсоль» занимает четверть российского рынка соли, в том числе более половины в рыночном сегменте «соль экстра». Кроме Российской Федерации соль экспортируют еще в 14 стран.

Как мы видим, международная экономическая и политическая турбулентность не оказали негативного влияния на экспортную деятельность предприятий «Белгоспищепрома».

Увеличилась и среднемесячная заработная плата в целом по концерну: темп роста реальной зарплаты составил 110,2% к соответствующему периоду 2021 года.

— Насколько чувствительными для предприятий отрасли стали санкционные ограничения? Как быстро они адаптировались к новым реалиям, переориентировались на новые рынки сбыта?

— Еще время пандемии показало, что в современном мире нужно ориентироваться незамедлительно и быстро реагировать на все изменения. Поэтому период переориентации на новые рынки у наших предприятий был коротким. Переориентировались в первую очередь на рынки стран СНГ, увеличили экспорт в страны Ближнего Востока.

— Какие страны наиболее перспективные для экспорта белорусской продукции? Планируете ли расширять географию поставок?

— География поставок предприятий концерна достаточно широка — это порядка 50 стран. Конечно, экспортная переориентация продолжается. В 2022 году доля экспорта в страны ЕАЭС составила 68%, в страны ЕС — 14%, доля иных стран — 18%.

По-прежнему основным нашим рынком является российский. Вместе с тем мы продолжаем диверсифицировать экспорт. Например, в прошлом году наши предприятия стали поставлять больше продуктов в страны Персидского залива. На Африканский континент были отгружены алкоголь, солод и растительное масло.

— Одно из перспективных направлений экспорта — это рынок КНР. Адаптируют ли предприятия под него свою продукцию? Учитываются ли в целом вкусовые предпочтения жителей разных регионов?

— Сегодня с Китаем у нас — более 30 действующих контрактов. На китайский рынок мы экспортируем практически весь основной ассортимент выпускаемой продукции: и рапсовое масло, и кондитерские изделия (шоколад, шоколадные конфеты, печенье), и крепкие алкогольные напитки, и игристые вина, несколько лет подряд поставляли сахар.

В 2022 году мы расширили ассортиментный перечень экспортных товаров: отгружены первые партии фруктового детского питания, овсяных хлопьев.

Два наших флагманских предприятия кондитерской отрасли СОАО «Коммунарка» и СП ОАО «Спартак» уже имеют представителей на территории Китая, что говорит о растущем спросе на нашу продукцию как у китайского потребителя, так и у китайского бизнеса.

Большая часть Китая — это европоориентированное население с собственной культурой, многовековыми традициями и оригинальными вкусовыми предпочтениями. Поэтому перед нами как производителями стоит задача не только произвести качественный белорусский продукт, соответствующий государственному стандарту пищевой безопасности КНР, но и адаптировать его под вкусовые предпочтения жителей Китая.

Для изучения спроса и большего понимания китайского потребителя до пандемийного 2020 года мы принимали участие во всех китайских международных выставках. В 2022 году наша продукция была представлена на пятой Китайской международной выставке импорта в Шанхае. В рамках презентаций мы обязательно устраиваем дегустацию продукции, чтобы потенциальные потребители оценили вкус и качество наших товаров.

Что касается вкусовых предпочтений, то наши технологи всегда проводят анализ целевой аудитории и изучают предпочтения потенциальных покупателей. Прежде чем выйти на новый рынок, придумываем, что можно разработать уникальное. Добавить перца в апельсиновый джем или, например, конфеты с пониженным содержанием сахара произвести — наши предприятия готовы к любым экспериментам.

— Как сейчас налажен процесс импортозамещения? Каких результатов удалось достичь? Что предприятия предлагают для замещения импорта?

— В 2022 год общий объем выпуска продукции импортозамещающего ассортимента предприятиями «Белгоспищепрома» вырос на 10%. Доля импортозамещающих товаров в общем объеме промышленного производства концерна составила порядка 34%.

Есть интересные проекты в алкогольной и пивоваренной отраслях. Лидером же по обновлению ассортиментной линейки и внедрению импортозамещающих проектов, безусловно, является кондитерская сфера — за последние годы реализовано более 30 проектов, в результате которых в кондитерской отрасли выпущено более 100 новых наименований шоколада, включая аналоги известных торговых марок.

В феврале на международной выставке «Продэкспо-2023», которая прошла в Москве, наши разработки получили достаточно высокую оценку. Участие в выставке приняли более 2 тыс. производителей и поставщиков продуктов питания и напитков, среди них — 16 предприятий, входящих в состав концерна «Белгоспищепром». В рамках выставки новые виды продукции были отмечены дипломами лауреата и золотыми медалями международного конкурса «Лучший продукт — 2022», а шоколад «Импрессо» с начинкой пралине кондитерской фабрики «Спартак» отмечен почетным призом «Достижения в импортозамещении». СОАО «Коммунарка» и ОАО «Красный пищевик» завоевали Гран-при конкурса.

— Достаточно ли запасов сахара для нужд внутреннего рынка? Какой объем в планах отгрузить на экспорт?

— Если сравнивать количество запасов сахара в феврале 2022 и 2023 годов, то сегодня эта цифра больше на 50 тыс. т.

Что касается экспортных отгрузок, то реализовываться будет свободный ресурс сахара из урожая 2022 года.

Для обеспечения внутреннего рынка в 2023 году организациями сахарной отрасли планируется реализовать порядка 400 тыс. т, в том числе 200 тыс. т в торговые сети.

— Подсолнечное масло всегда поступало на прилавки белорусских магазинов из стран-соседок. А много ли мы сами производим этого продукта?

— Маслодобывающие предприятия концерна действительно частично приобретают семена подсолнечника в странах-соседках. Затем перерабатывают их, проводят процедуры рафинации, дезодорации и разливают в ПЭТ-бутылки. Масло на прилавки магазинов поставляют предприятия концерна — Минский маргариновый завод, Гомельский жировой комбинат, Бобруйский завод растительных масел.

Доля реализации отечественного подсолнечного масла в республике занимает около 1%, а доля рапсового масла за последние два года выросла до 10%.

В связи с тем, что в Беларуси выращивается преимущественно рапс, посевные площади под подсолнечник занимают небольшое количество. Но уже в этом году планируется увеличить посевные площади важной масличной культуры — подсолнечника.

— Как обстоят дела с производством рапсового масла? Растет ли спрос на этот продукт среди белорусов? Какие страны заинтересованы в поставках белорусского рапсового масла?

— В Беларуси с ее почвенно-климатическими условиями единственным резервом наращивания объемов производства масла, а также кормового белка является рапс.

Исходя из складывающейся сегодня конъюнктуры цен и спроса на растительное (подсолнечное, рапсовое) масло на внутреннем и внешних рынках, основным масложировым сырьем при производстве продуктов питания является отечественное рапсовое масло.

Сегодня работа масложировой отрасли направлена на максимально возможное самообеспечение республики растительным маслом и готовой продукцией.

Для популяризации масла рапсового концерн в 2021-2022 годах реализовал широкоформатный проект социальной рекламы, которая уже принесла определенные результаты.

За 2022 год реализация рапсового бутилированного масла на внутреннем рынке выросла почти в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом и в 5,5 раза по сравнению с 2020 годом. За 12 месяцев 2022 года на внутренний рынок республики предприятиями, входящими в состав концерна «Белгоспищепром», поставлено более 5 тыс. т рапсового бутилированного масла.

В 2022 году сырое рапсовое масло экспортировалось в Китай и страны Европейского союза. Основным покупателем отечественного рапсового масла в ПЭТ-бутылке является Израиль, куда поставки готовой продукции увеличиваются из года в год.

— Предприятия «Белгоспищепрома» представляют свою продукцию на различных выставках. Какой эффект вы видите от участия в таких мероприятиях? Какая продукция вызывает наибольший интерес?

— Международные выставки дают возможность нашим предприятиям донести информацию о своих продуктах напрямую потребителям и партнерам. Участвуя в таких мероприятиях, можно изучить отношение посетителей выставки, их предпочтения, чтобы в дальнейшем адаптировать оформление и состав продукции под требования конкретного рынка. Экономический эффект от участия может быть продолжительным по времени, поскольку многие предприятия находят своих постоянных контрагентов.

Что касается продукции, то здесь тоже все зависит от рынка. Например, в странах СНГ спросом пользуется наша кондитерская и алкогольная продукция, в мусульманских странах предпочтение отдается только кондитерской продукции, в африканских странах спросом пользуются продукты быстрого приготовления — в числе лидеров картофельное пюре и каши.

— Какие цели у концерна «Белгоспищепром» на этот год?

— Целей и планов, конечно, всегда много. Например, весной планируем провести международный симпозиум кондитеров — самое масштабное событие в кондитерской отрасли. Мероприятие состоится в рамках выставки Food Prom Confectionery.

Кроме того, в 2023 году продолжается техническое перевооружение организаций концерна, что, несомненно, скажется на расширении ассортиментной линейки.

В частности, СП ОАО «Спартак» реализует проект, который предусматривает установку оборудования по производству и упаковке плиточного шоколада. На фабрике «Красный Мозырянин» планируется реконструкция ирисного участка с внедрением нового оборудования.

В ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» реализуется проект по производству вафельной трубочки с начинкой. Оборудование уже поступило на производственный участок в Молодечно. Планируется также реализация проекта по приобретению и установке линии по производству мягкой карамели с выходом на дополнительные производственные мощности и созданием 40 рабочих мест при организации двухсменной работы.

Кондитерская фабрика «Коммунарка» реализует инвестиционный проект по созданию инновационного импортозамещающего производства полного цикла по переработке какао-бобов, с применением систем цифрового онлайн-контроля качества, соответствующего требованиям международных стандартов. Объем производства полуфабрикатов планируется более 30 тыс. т в год. Приобретать будут только какао-бобы. Все остальное на фабрике смогут производить сами — это тертое какао, какао-масло, какао-порошок.

Источник и фото: БЕЛТА